Найти тему
Спорт-Экспресс

«Какая чушь!» Нет, говорю, я согласие на такое не дам». Вдова тренера Кондрашина о фильме «Движение вверх»

Родным Владимира Петровича понравилась игра Машкова, но не фильм.

Владимир Машков в фильме «Движение вверх». Фото kino-teatr.ru
Владимир Машков в фильме «Движение вверх». Фото kino-teatr.ru

В 2018 году Евгения Кондрашина, вдова великого баскетбольного тренера Владимира Кондрашина, и сын легендарного наставника Юрий Кондрашин, дали большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам». В 2020 году Евгения Вячеславовна умерла, а годом спустя ушел из жизни и Юрий… В этом материале – их реакция на фильм «Движение вверх», рассказывающем о победе сборной СССР на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

— Сколько раз вы видели «Движение вверх»?

Юрий: — Дважды. Я — дома, на компьютере. А мама в кинотеатре. Сначала с молодежкой «Спартака» ходила, потом Полтавченко пригласил.

— После второго просмотра отношение к фильму изменилось?

Евгения Вячеславовна: — Нет. Первый раз даже всплакнула в концовке. Делю картину на две части. Там, где про баскетбол, мне понравилось. В отличие от остального.

Юрий: — Финальный матч показан замечательно. Но нестыковок слишком много. Возьмем финал с Югославией на чемпионате Европы в 1971-м. Будущим героям Мюнхена, Сашке Белову и Едешко, сильно досталось от Петровича за то, что вылетели за пять фолов. Матч тяжелейший, вытащили его Жармухамедов, Сергей Белов и Паулаускас. Счет — 69:64. А в фильме мы выносим югов в одну калитку. Ну и кому эти враки нужны?

Евгения Вячеславовна: — Или эпизод, как Коркия пишет заявление, что не поедет на Олимпийские игры, поскольку сестра замуж выходит. Как такое в голову могло прийти?! А засыпающий Петрович в полуфинале с Кубой?! Бред сумасшедшего. Когда читала интервью со сценаристом, зацепилась за фразу: «Спорт не люблю, а баскетбол вообще не знаю». Тогда зачем браться за такой сценарий?

— Паулаускас мог остаться на Западе?

— Да ерунда! Все было не так!

— А как?

— За год до Олимпиады отправились в турне по Америке. Там куча литовских эмигрантов. В каком-то городе Модя подошел к Петровичу: «Можно, схожу к родственникам?» — «Иди. Но учти — если подведешь меня...» Модя руками замахал: «Нет-нет!» Навестил, вернулся вовремя. Такой довольный, еще и с гостинцами для ребят. В фильме же все перевернули. Когда Союз развалился, Паулаускас пить начал из-за того, что слышал: «А-а, ты в сборной СССР играл, красный...» А сейчас на работу ездит куда-то на границу с Россией, в нашу школу. Баскетбол ведет.

Модест Паулаускас забрасывает мяч в кольцо. Фото Юрия Долягина/РИА Новости
Модест Паулаускас забрасывает мяч в кольцо. Фото Юрия Долягина/РИА Новости

— Как вы о съемках узнали?

— Я и не слышала ни про какой фильм, пока Ванька Едешко не дозвонился: «Евгения Вячеславовна, вы сценарий читали? У меня волосы дыбом встали!» — «Что за сценарий?» Потом и до нас все это доехало, я взглянула: «Ба-а-тюшки... Какая чушь!» Нет, говорю, я согласие на такое не дам.

— Какие сцены из первоначального варианта убрали?

— Как Петрович контрабандой вез валюту, пистолет для сына... А вот с Сашей оставили все.

— Зато фильм интерес к баскетболу поднял.

— Что правда, то правда. Если с этой стороны взглянуть — фильм нужен был! Лично мне за Сашку даже обиднее, чем за Петровича. Вот совершенно не такой получился. Это были его лучшие годы, здоровый, как бык. А из Белова инвалида сделали, который играет через «не могу».

— Вы и Александра Овчинникова, его вдова, действительно были готовы судиться с создателями фильма?

— Мы и подавали в суд. Но проиграли. На заседания не ездила, всё через адвоката.

Юрий: — В этой ситуации наиболее порядочно, на мой взгляд, повел себя Владимир Львович.

— Машков?

— Ну да. 14 января, в день рождения Петровича, дозвонился маме на мобильный.

Евгения Вячеславовна: — Слышу в трубке: «Евгения Вячеславовна, доброе утро! Поздравляю с днем рождения!» Думаю — кто-то перепутал. У меня-то — 29 декабря. А голос хрипловатый, знакомый. Уточняю: «Простите, кто это?» — «Володя Машков». И я все поняла. «Владимир Львович, спасибо большое!» Хорошо так поговорили.

— О чем?

— В конце обмолвился: «Знаете, я словно своего отца играл... Если в Питер заеду, могу вас навестить?» — «Пожалуйста. Будем рады».

— Навестил?

— Пока нет. Ясно же, человек занятой.

Юрий: — Актер замечательный, нам с мамой очень нравится. Когда анонс фильма крутили, я видел на экране Машкова и улыбался: «Привет, папуля!»