Найти тему
Пикабу

ГАЗ-13 "Чайка" электрифицированная. Воссоздание легендарной модели в масштабе 1:43

Многие коллекционеры и моделисты знают, что самой дорогой и желанной моделью, выпущенной на ПО "Тантал" в СССР, была специальная электрифицированная ГАЗ-13 "Чайка" в 43-м масштабе. Однако, в руках её держали единицы.

Что же из себя представляет модель электрифицированной "Чайки" ГАЗ-13?

✔️ Это "Чайка" со светящимися передними фарами и задними фонарями, работающими от элементов питания в багажнике; ✔️ Выпускалась модель в течение нескольких лет в начале 80-х небольшими партиями; ✔️ Родная коробка электро "Чаек" была со специальным дизайном: синие вечерние тона и олень по бокам на фоне горящих задних фонарей. Такие коробочки "всплывали" и в 90-х, правда уже с обычными "Чайками" внутри. ✔️ В комплекте с "Чайкой" шла инструкция по эксплуатации и ключик с магнитом для активации цепи. Дело в том, что под водительским сиденьем располагался специальный элемент - геркон, который срабатывал от действия магнитного поля и замыкал цепь; ✔️ Есть мнение, что электрифицированные "Чайки" в СССР запрещали к экспорту из-за использования светодиодов и геркона; ✔️ Кузов электро "Чайки" был изготовлен на отличающихся от рядовых формах с освобождениями под светодиоды и провода; ✔️ Решётка радиатора была без отлитых вместе с ней фар и козырьков; ✔️ Модель стоила 19 руб. 50 коп. (для сравнения, обычная "Чайка" — 9 руб 50 коп). Сейчас цена на оригинальную "Чайку", в зависимости от состояния и комплектности, варьируется в пределах 27-35 руб тысяч рублей. Не слабо, правда?

Обычной саратовской "Чайкой" сейчас никого не удивишь. А вот электрифицированной - однозначно да! Ведь, мало у кого в коллекции есть такое чудо 😉! Поэтому, я немного подготовился, изучил теорию, подобрал материалы и решил заняться воссозданием этой редкой модели. А что из этого получилось, сейчас покажу!

Для создания первых прототипов я нашёл пару номерных "Чаек" (А15). Модели были разобраны, промыты и подготовлены к работе.

В отличие от заводского оригинала и коллег, изготавливающих подобные конверсии, я предлагаю более элегантный вариант. Вместо того, чтобы удалять фары с козырьками, я аккуратно рассверлил по центру фар отверстия диаметром 3 мм под соответствующие светодиоды. Что важно - без трещин на стенках решётки!

А мелкие сколы покрытия в последствии были устранены с помощью жидкого хрома и лака.

.
.

Затем были спаяны все элементы электрической цепи, которая предполагает:

- Батарейный отсек, помещаемый в багажник; - два светодиода для передних фар тёплого жёлтого света*; - два красных светодиода для задних фонарей; - сопротивление; - геркон; - провода минимального сечения.

* Вместо зеленоватых светодиодов, которые ставили на Тантале, я решил установить неяркие светодиоды с тёплым жёлтым светом. Считаю, что такой свет смотрится более натурально и создаёт эффект "ламповости". Конечно, можно было использовать и белый свет, но превращать модель в "фонарик" мне лично не хочется!

-3

О, чудо! У одной из "Чаек" попался кузов от электро варианта! Видите освобождения под установку решётки со светодиодами на фото ниже? Это называется, повезло, как в плане доработки, так и с точки зрения коллекционной ценности! Кстати, сзади чайки тоже есть дополнительные освобождения под провода.

Интересно, как часто на обычных "Чайках" попадались такие специальные кузова 🤔? Какова вероятность этого события?

А вот вторую модель мне, как в анекдоте, пришлось доработать напильником в прямом смысле.

-4

В обоих случаях я постарался расположить геркон так, чтобы, как и в оригинале, он срабатывает от магнита со стороны водительской двери.

Так, были созданы два первых прототипа конверсии электрифицированной "Чайки" ГАЗ-13 №001 и №002.

-5

Лично я в восторге от окончательного внешнего вида модели! Только за счёт светодиодов в качестве фар модель уже преобразилась. А, если поднести магнит, она оживает, подмигивая тёплым светом фар и рубиновых** задних фонарей.

** Сочетание красного светодиода и оранжевого заднего фонаря дало очень красивый рубиновый оттенок! Прям, как кремлёвские звёзды!

А теперь, немного приглушим свет:

-6

И выключим его совсем:

-7

P. S.

Вы спросите:а где же золотой ключик, как у оригинала?". Не проблема! Сейчас будет! Пробежимся по уже привычным этапам:

✔️ Разработка 3D-модели ключика в CAD-системе:

-8

✔️ Печать ключа на 3D-принтере Anycubic Photon mono 4k с разным положением деталей в пространстве. Занятное явление - поверхность ключа, который расположен под углом, получилась хуже того, который я расположил строго вертикально (эффект полос). Печатались детали за один заход.

-9

✔️ Чтобы отдать дань уважения "Танталу" и для большей аутентичности, были подобраны специальные магниты, на которые я и приклеил ключи, заранее окрашенные золотой краской и лаком.

-10

А вот как происходит сам процесс взаимодействия электрической цепи "Чайки" с магнитом, когда вы прикладывайте его к низу водительской двери ⬇️:

Кстати, каждая воссозданная модель подразумевает памятный сертификат с уникальным номером.

-12

А пока я готовился к этой публикации, были созданы ещё два образца №003 и №004, которые уже обрели своих владельцев, ровно, как и "Чайка" под номером №002. Теперь эти модели занимают почётные места на полках наших коллег - моделистов!

Я искренне надеюсь, что данный проект вам откликнулся! Также, буду благодарен за вашу обратную связь.

А вы бы хотели себе в коллекцию такую "Чайку"? 😉

В завершении, оставляю ссылочку на оригинальную публикацию на мой основной канал.

С уважением, Сержик Моделист.

Пост автора SergikModelist.

Комментарии к посту на сайте Пикабу.