Перед вторым туром президентских выборов 1996 года Ельцин сделал "ход конем" — назначил "бронзового призера" первого тура генерала Александра Лебедя секретарем Совета безопасности России. Это был "звездный час" политика. Генералу пророчили великое будущее, сам Ельцин туманно, как он это любил, намекал на возможного преемника в лице Лебедя, а журналисты поспешили наречь грозного генерала "русским Пиночетом".
Но в Пиночеты Александр Иванович Лебедь так и не выбился. Вместо этого спустя два года он пошел на выборы губернатора Красноярского края и ожидаемо выиграл их. А 28 апреля 2002 года страну облетела весть: "Лебедя убили!". В 10:15 утра вертолет Ми-8 на котором летел красноярский губернатор, разбился в районе озера Ойское Ермаковского района Красноярского края.
Еще не зная причин авиакатастрофы, народ интуитивно почувствовал, что такой нелепой смертью умереть красноярский губернатор, или как его еще называли в народе "генерал-губернатор", не мог. Он должен был непременно погибнуть от руг скрытых или явных врагов. Тем более в крае у политика их было более, чем достаточно. И когда на следующий день министр по делам ГО и ЧС, поджарый, одетый в черную кожанку, Сергей Шойгу объявил причину авиакатастрофы, ему мало кто поверил.
Так что же случилось с губернаторским вертолетом в горах Восточных Саян в середине весны 2002 года?
Обстоятельства катастрофы
Утром 28 апреля губернатор направился на презентацию горнолыжной трассы в районе озеро Ойское. На борту вертолета Ми-8 находился настоящий правительственный десант: губернатор, его заместитель по социальным вопросам, председатель спорткомитета, глава администрации района, гендиректор "Красноярскэнерго", пресс-секретарь и целый сонм журналистов. Всего 20 человек, включая экипаж.
После презентации трассы планировалась рыбалка на озере, а потом Лебедь должен был отбыть в Красноярск. Но планы не осуществились. В 10 часов 15 минут местного времени Ми-8 рухнул с высоты 40–45 метров, зацепившись за провода ЛЭП. Еще в воздухе он развалился на куски и на землю упали фактически обломки.
Произошло это в оживленном туристическом районе на глазах десятка свидетелей. Когда Александра Лебедя извлекли из-под обломков, он еще дышал. Но при транспортировке в Абаканскую (ближайшую к месту аварии) больницу он скончался на борту санитарного вертолета. Кроме него жертвами катастрофы стали еще 7 человек. Экипаж Ми-8 выжил, хоть и получил страшные травмы.
"Всё было под контролем"
Так гласит официальная версия. И несмотря на слова Шойгу об очевидных причинах аварии, несмотря на то, что вертолетные самописцы были найдены буквально в тот же день, расследование гибели красноярского "генерал-губернатора" стало напоминать лихо закрученный сюжет. Никаких подробностей в прессу не просачивалось, что позволило расцвести пышным цветом огромному количеству версий этой трагедии.
Одно только их перечисление могло запутать Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса вместе взятых. Виноватыми одновременно оказались:
- погода;
- полётные карты, на которых не была указана ЛЭП;
- губернатор, который стоял за спинами пилотов и руководил полетом;
- губернатор, который сам сидел за штурвалом Ми-8;
- пилоты, которые полетели, хотя не должны были лететь;
- техническое состояние самого Ми-8;
- теракт (куда уж без него).
А по сути никакой тайны в этой катастрофе не было. И произошла она при идеальной погоде, о чем потом на суде подтвердил Тахир Ахмеров, капитан воздушного судна. Да, он и командир-стажер Алексей Курилович оказались главными виновными и предстали перед судом.
Никакого вмешательства Александра Лебедя в ход полета не было. Он и остальные чиновники сидели по правому борту вертолета, пресса — по левому. Лебедь не вставал со своего места и был занят разговором с главой спорткомитета края Геннадием Тоначевым.
У экипажа действительно были полетные карты, на которых отсутствовала ЛЭП (они оказались 60-х годов выпуска). Тахир Ахмеров подтвердил, что местность знал плохо и ориентировался на ней, кроме старых полетных карт, еще и по словам Василия Рогового — главы Ермаковского района, которому был хорошо знаком этот участок. Столкновение с ЛЭП — это нелепая трагическая случайность, которой действительно можно было избежать. Вот, что рассказывал потом командир Ахмеров:
На этом участке и этом ландшафте была гора, она находилась под снегом. Кругом белизна и линия ЛЭП была тоже обледенена, и все это было очень сложно увидеть, все это сливалось с общим фоном при полете. Мы уходили вверх от препятствия, и то, что в дальнейшем произошло, для меня как загадка. И ведь скорость у нас была небольшая, я говорю – все было под контролем. Летели обыкновенно, спокойно, без всякой суеты.
Но суета все же присутствовала. Еще бы — вертолет задним шасси задел самый верхний провод линии (грозозащитный трос). Командир экипажа подал штурвал на себя, Ми-8 стал закручиваться вправо. В этот момент лопасти несущего винта не выдержали нагрузки и ударами разрушили хвостовую балку. Это как раз и видели очевидцы, которые потом говорили, что вертолет стал разваливаться в воздухе на куски. Четыре из пяти лопастей несущего винта оторвались, а пятая намотала на себя грозозащитный трос. При ударе о землю с крепежей сорвался ротор винта и раздавил правую часть вертолета. Ту самую, где сидел Александр Лебедь с командой.
Записи самописцев обрываются фразой стажера Куриловича:
Вверх! ЛЭП! Вниз! Нет! Нет!!! (далее нецензурно — авт.)
Версия теракта
Несмотря на то, что версия теракта на официальном уровне даже не рассматривалась, никто ее сбрасывать со счетов не собирался. По сети и поныне гуляет рассказ одного из сподвижников Лебедя — депутата краевого заксобрания Олега Захарова. Он утверждал, что в Москве на могиле Лебедя встретил знакомых ему бывших сотрудников ГРУ, которые провели собственного расследование авиакатастрофы. По их мнению, на вертолетных лопастях могло быть закреплено несколько граммов взрывчатки, которую в нужный момент привели в действие.
При всей нелепости этой версии к ней стоило отнестись со вниманием хотя бы потому, что за свою недолгую "генерал-губернаторскую" карьеру Александр Лебедь успел нажить себе в Красноярском крае множество врагов. Ничего хорошего его правление не принесло. Пришла новая команда, грянул передел собственности и жестокие разборки. Сначала Лебедь рассорился с хозяином "Норникеля" Потаниным, потом посадил теневого "хозяина" края Анатолия Быкова. Наверняка желать его физического устранения могло достаточное количество людей.
Да и у простого народа он не пользовался популярностью. Лебедя безоговорочно поддерживали в краевой глубинке (и то не везде), но вот жители столичного Красноярска в подавляющем большинстве были против своего "генерал-губернатора". Так что далеко не факт, что Александр Иванович смог бы удержаться в кресле еще на один срок.
Но это к обстоятельствам его смерти имеет опосредованное значение и говорит лишь о том, что устранять Лебедя физически не имело никакого смысла — после очередных выборов Александр Иванович наверняка бы отправился на околицу истории. В большой политике его не ждали, да и время "русского Пиночета" оказалось безвозвратно утеряно — в Кремле сидели совсем другие люди.
Так что его "лебединая песня" оборвалась не на взлете, а скорее на приземлении. И ушел Лебедь в вечность, оставшись в нашей памяти личностью, безусловно, одаренной, неординарной и харизматичной.
Таким же незаурядным был и Михаил Евдокимов, ушедший из жизни в 2005 году. И тоже катастрофа, только в этот раз автомобильная 👇:
(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: tvk6.ru; aif.ru; flb.ru; topwar.ru)