Казалось бы, чего мне до какого-то там Исава и его бородатого косяка с злосчастным супом? Но мне нужна эта промежуточная работа, чтоб аккуратнее подойти к изучению колен Израилевых.
Предисловие
Еврейский народ и его колена могли пойти от Исава, если бы не инициатива Иакова. Поэтому, нам важно изучить почему народ Израиля стал таковым, и даже назвал так свою страну.
Вспомним кратко то, что знаем про Исава. Он являлся первородным по отношению к своему брату Иакову, что значит первый наследник на наследство отца. Но продал свое первородство (старшинства, главенство) по дури ему за чечевичную похлебку, когда был юнцом.
Исав был зверолов и пахарь, к тому же он любимец своего отца. Иаков кротко жил в шатрах, но он любимец матери. И вот однажды Иакову что-то стукнуло в голову и он воспользовавшись усталостью брата Исава продал ему, как бы в шутку и не в шутку, домашнюю чечевичную похлебку за право первородства, взял клятву на этом.
Быт 1:29-34. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришёл с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же своё первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрег Исав первородство.
Для меня Исав - это некий аналог Каина (земледелец, дичь и бродяга охотник), а Иаков - это аналог Авеля (пастух). В этом значении история двух братьев - это про то, как перерожденный Авель уделывает хитростью Каина и берет инициативу развития будущего народа Израиля (совокупной личностью человека) в свои руки.
Как помним из Быт 4, Каин как ведущий потомок сам помер и свой род обрек проклятьем от своего изъяна убивать братьев на эмоциях гнева и обиды.
Если Каин больше делал и не думал, то Авель больше стал думать прежде дела. Что позволило роду человеческому продвинуться дальше по развитию. Однако, проблема Авеля без гармонии - это разбредание стад мыслей без дела (каша в мозгах, чечевичная похлебка) или чрезмерная зацикленность на одном (узкомыслие, варить один и тот же суп). Отсюда следует, что гармония - это разумное разбредание стада Авеля и разумное держание его в пределах нужной концентрации.
Оба брата имеют свои недостатки, но судя по всему, большая ставка на Иакова-Авеля оказалась лучшим вариантом развития эволюции человечества.
А теперь вникнем глубже в значение имени Исава, чтоб постигнуть всю суть надобности его задвижения на вторые роли.
Основные атрибуты слова Исав (עֵשָׂו)
- Иврит: Исав, Эсав, Эсау (עֵשָׂו).
- Официальное значение: Волосатый.
- Реверс иврита: Ваша, Васа (ושע).
- Арабский: Аису, айсу (عيسو).
- Реверс арабского: Васая, Увася (وسيع).
Далее делаю расшифровки тайного содержания всех вариантов.
Прямое прочтение «Исав» на иврите
Осмотрительность и осторожность помогают предупредить возможную беду, чтоб заблаговременно подготовиться к наиболее вероятным превратностям судьбы. Такая привычка очень полезна и помогает росту личной эффективности.
Но если на лицо опрометчивость и наивная слепота, то в любой момент велики шансы, что жизнь застигнет тебя врасплох. А значит под действием стресса ты выберешь неэффективное решение. Такая привычка к халатностям и авось дорого обходится, и многократно аукается.
Регулярные действия одного и того же выращивают привычку. Это стиль поведения, образ реагировать или не реагировать на раздражители. Как правило, это так называемые «привычки мотылька».
Привычка мотылька - это когда любое яркое шоу сразу завораживает взгляд и влечет к открытому огню, а ум в это время отключается напрочь. Игрушка мотылька - это веселье, развлечение, праздность. А что полезного делает мотылек? А он это делает постоянно, вновь и вновь. Что же, продолжай делать то, что ты делаешь.
Развлечения и шоу делают мотылька изумленным, заворожённым и загипнотизированным. Хочешь управлять людьми? Делай для них завлекательное шоу, а во время этого проворачивай свои дела. Так поступают негодяи и просто хитрецы, которые ищут своей легкой выгоды.
Приучи людей к поведению мотылька. Для этого много шуми, привлекай внимание. Возведи это в регулярный ритуал и они быстро подсядут на иглу, потеряют бдительность и их ум ослабнет.
Вот проходит час, еще час, и что мотыльки делали все это время? Они изумлялись демонстрации модного громкого шоу.
Если не хочешь быть мотыльком, то покинь их стаю. Пусть массовые развлечения и залипания станут для тебя противными.
Досуг мотылька - это гарантия его тусклого окраса, слабой силы воли. Ради влекущего света он готов умереть, ибо ему не до техники безопасности. А ты гони от себя мотыльков и подобное поведение. Ничего хорошего и стоящего ты от этого не потеряешь, но укрепишь свою бдительность и готовность к неожиданным поворотам судьбы.
Реверсное прочтение «Исав» на иврите
Следует искать потенциал роста своего КПД там, где есть слабость, изъян, боль, шипящая проблема. Когда есть угроза потерять что-то ценное или уже конкретно она произошла, то надо предпринять меры, чтоб предотвратить нежелательное и обезопаситься от досадных рецидивов.
Для этого требуется постоянно проверять то, что происходит в округе, следить за сохранностью своих дорогих ценностей, везде и всюду проявлять осмотрительность, а также осторожно испытывать на вшивость ближних своих. Ибо всякое бывает, в таком мире живем - «доверяй, но проверяй.»
Ты знаешь, что происходит у тебя сейчас? Обо всем ли ты знаешь? Ой! Ух-ты! И что же можно обнаружить? Кто-то жаждет твоих вещей, он манипулирует твоими желаниями, делает для тебя «выгодные» предложения. Но что же на самом деле? Как твои дела?
Вот ты будто князь, правитель себя самого. Ты не видишь ничего дурного, чтоб позабавиться и повеселиться немного, всего часок. Шумно и бурно проходит время и что же? А уже ночь. Ты изумляешься, ибо планировал повеселиться всего 1 час.
Да, ты веселился на протяжении многих часов. Так делает мотылек, ты уподобился моли.
Танец мотылька - это опасные игры с огнем. Вот богач, аристократ и вельможа в опасности, он завет на помощь!
Какое спасение? Это строгий контроль расхода своего времени. Время - это как волшебные бобы.
Каждый день ты имеешь для себя мешочек из 24 штучек. Из них 8 часов ты спишь, 8 часов работаешь для выживания и заботы о ближних, но остаются еще 8 штук. Кто ест твои оставшиеся 8 фасолин? Обрати внимание, займись этим ребусом, посчитай траты и отвратись от неразумных.
В погоне за успехом многие люди готовы идти на любую сделку со своей совестью, ради достижения вожделенного приза, который мнится им благом. Но желание брать от жизни много хорошего и не давать взамен ничего стоящего - это приводит любого героя к неизбежному трагичному финалу.
Прямое прочтение «Исав» на арабском
Тот кто живет подобно спящему наяву, тот склонен совершать опрометчивые оплошности. Такого человека можно назвать отморозком или слепым лунатиком.
Что же, бессилие твоя награда. Тот, кто боится жить зрячим, тому мельтешащие осы выкалят глаза.
Реверсное прочтение «Исав» на арабском
У тебя большая палата ума, целая огромная царская резиденция. Вася, как твои дела?
Плохо. Но почему? Вздох... Я хочу проснуться, чтоб расширить эти границы. Ибо я осознал свое узколобие.
Обобщение
Постараюсь обобщить суммарный смысл добытого:
Важно жить всегда осмотрительно, ибо не известно что ждет за поворотом жизни. Ни в чем и ни в ком нельзя быть уверенным на 100%, и навсегда. Хорошая привычка - это ловить мгновения своего зря упускаемого времени и перенаправлять их в толковое русло. Вредно большую часть дня проводить в беззаботном веселии и празднике.
Наивность, доверчивость и авось - это тоже зло. Злодеи любят гипнотизировать громким и ярким шоу, чтоб провернуть свои пакостные делишки. Для другой нужды шоу устраивают не так часто. Бдительность теряется от потребления яркого и развлекательного. Надо отделиться от массового народного досуга, чтоб не быть бедным и бледным.
Важна работа со своими слабостями, чтоб вовремя затыкать эти дыры. Самоконтроль, тайменеджмент, экономия трат - спасение от возможности погореть. Но важно помнить про равноценный обмен за блага жизни. Хочешь себе доброго, тогда дай доброе другому.
Спать наяву, как отморозок - это к бессилию и слепоте. Осознание своих больших ошибок и промахов - это зона роста своего дворца ума.
Если это все еще упростить, то получится такое: «Осмотрительно управляю своим вниманием и временем, чтоб вовремя обнаруживать утечки богатств и соизмеряю цены за всё», а иначе «Опрометчиво доверяю своё внимание и время суете, чтоб не заметить утечку богатств и не думать о ценах за всё».
Послесловие
История с Исавом мне напомнила карты Таро четверки, все четыре штуки.
А еще мне на ум идут восьмерки Таро, все 4 штуки.
-
Почему Исав все же волосатый? Ну видимо, если исходить из моего контекста, это значит быть зашоренным, подслеповатым из-за заросших волос на голове, а еще значит быть неотесанным деревенщиной. Но если посмотреть в позитиве, то это аллегория на льва, как хищника, который всегда готов к суровом условиям выживания в саванне.
А если взять моль, то в ее позитивном значении ее преимущество в незаметности для хищников, умении маскироваться под ничем не примечательное пустое место. Где-то эта тактика хороша по жизни, но кончить свои дни как бледная моль - это не хорошо.
Исав за происшествие с чечевичной похлебкой получил прозвище Едом. Что отсылает нас к имени Адам, как расхожая манипуляция со звучанием Адам (אָדָם) и Эдом (אָדוֹם), как прах и красный. Одно из значений имени Адам - красная земля или глина. Но также Эдом близко к слову Эдем (пер. «наслаждение», что соотносимо с понятиями радость, удовлетворение).
Так можно вывести, что Исав - это аналог человека, который за сиюминутное удовольствие готов отдать что угодно, не думая наперед. И звание Эдом (אָדוֹם) - это негативная окраска Адама. Ибо чистое имя Адам (אָדָם) больше соотносится со значением - человек, личность.
Исходя из этого рассуждения Исав не прошел проверку на вшивость и Иаков законно отвоевывает право главенства в своем роде. Царство Небесное силой берется - это силой ума и воли, которая подчиняет тяги к сиюминутным удовольствиям, чтоб не платить за них дорого.
Данная притча совершенно не должна восприниматься как «видишь лоха - обуй его до верха». Ибо вся Библия так сочинена, чтоб профан обязательно наткнулся много раз на свои предубеждения и лобовой поверхностный смысл. Это как Каин, Исав и Хам, которые быстро реагируют с горяча, а потом долго понимают, что накосячили.
Следующая статья - Иаков (יעקֹב), брат Исава. Почему он решил забрать первородство у брата?
Продолжение следует...