Найти тему
HTN

Обзор Большой кольцевой линии. 50 фото самых новых станций московского метро

Оглавление

1 марта президент России и мэр Москвы открыли последние два участка Большой кольцевой линии московского метро от Марьиной Рощи до Сокольников, и от Текстильщиков до Варшавской. Кольцо замкнулось и поезда теперь курсируют по кругу. HTNews спустился в столичную подземку, чтобы воочию в этом убедиться и оценить новые станции БКЛ.

Вместо вступления

На станции Савёловская случилась неразбериха. Машинист через громкоговоритель объявил, что эта станция — конечная (она таковой была до сегодняшнего запуска участка Марьина Роща-Сокольники). Часть пассажиров вышла, однако на самой станции это заявление было перебито еще более громким: через систему оповещения на всю станцию объявили, что «второй путь — без маневров», и поезд преспокойно уехал с остатком пассажиров.

Станция Марьина Роща | БКЛ

Прибываем на первую станцию нового участка БКЛ. Марьина Роща — вторая по глубине заложения станция московского метро (глубже только Парк Победы). Собянин называл эту станцию самой сложной с точки зрения строительства: залегание — более 70 метров. Самый большой наклонный спуск среди всех станций московской подземки в 135 метров.

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия. © Тимофей Добровольский / HTNews.ru
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия. © Тимофей Добровольский / HTNews.ru

В пешей доступности к станции, по оценкам мэрии, проживают порядка 50 тысяч человек. На этапе запуска ожидаемый пассажиропоток составлял 9.7 тысячи человек в сутки. По итогу, станция стала одной из самых посещаемых в первые часы открытия БКЛ, следует из публикации в официальном телеграм-канале мэра Москвы.

Пространство выдержано в белых тонах со слегка тепловатым освещением. Если в сравнениях: архитектурный дизайн Марьиной Рощи, который разрабатывало бюро с ИИ-названием — AI-Architects, напоминает космический корабль. Строгие формы, гладкий гранитный пол и «пузатые» колонны на платформах.

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTNews.ru
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTNews.ru

Решение с отражением геометрически-гармонично расположенных источников света на отполированном граните — футуристично и неожиданно для московского метро. Это несравнимо с «традиционными» станциями внутри кольца.

В центре ст. Марьина Роща расположено большое информационное табло с картой навигации по району. Со станции БКЛ можно сделать пересадку на МЦД или на Люблинско-Дмитровскую линию. Из карты следует, что сама новая станция БКЛ расположена вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи.

Второе табло, судя по всему, имеет рекламный характер. С рекурсией этого агрегата мы еще сегодня столкнемся.

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Если пристально приглядеться, можно заметить подсветку, которая установлена в нижней части «пузатых» колонн. Она очерчивает светом границы этих самых сооружений на полу.

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Двигаюсь к переходу на салатовую ветку. На 15:00 дня открытия здесь практически никого нет. Слева: ступеньки, металлические поручни и яркие огни, ведущие на Люблинско-Дмитровскую. Выглядит интригующе.

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

В самом переходе источники света спрятать негде, но концепция отражений и переотражений продолжает работать. «В долине светлячков».

  ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Марьина Роща. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Пропускная способность новой станции на БКЛ: 272 тысячи человек в сутки. В утренние часы пик — более 27 тысяч человек в час, указано на сайте Комплекса градостроительной политики г. Москвы.

Двигаемся дальше.

Станция Рижская | БКЛ

В поезде, на котором следую от Марьиной Рощи до Рижской, по какой-то причине полностью не работала навигация. «Блок не активен» — и все тут.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Станция Рижская на большой кольцевой линии рассчитана на пассажиропоток 280 тысяч человек в сутки, а в утренние часы пик — 28 тысяч человек в час.

Выхожу. На станции очень ярко, аж сверкает. Но если присмотреться, то сочетание отполированной поверхности гранита и мощного прохладного света с прицельной работой с контурами создает похожее футуристическое впечатление, как и «Марьина Роща». Но все-таки более приземленное. Без космоса.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Арки-выходы на платформу выделены, дополнительно подчеркнуты в пространстве. На сайте Можинжпроекта указано, что «арка» на Рижской — это символ въездных ворот в город. Должна работать прямая ассоциация с Рижским вокзалом столицы, под которым и расположена станция.

С нее можно сделать пересадку на Калужско-Рижскую линию метро или на платформу Рижская МЦД-2.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

По двум сторонам арок из нержавеющей стали (всего 16, высотой до 4 метров) расположены гранитные «скамейки». Но о них позднее, потому что сейчас есть кое-что интереснее. Масштабнее. В самом центре зала станции.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

На Рижской, если говорить откровенно, взгляд, в первую очередь, цепляется к гибкому дисплею, подвешенному на потолке. Насколько решение выглядит органично с точки зрения сочетания архитектурного стиля и вида девайса — судить вам. На мой взгляд — неожиданно.

Залипательное месилово из частиц на дисплее сменяется рекламой. А мы сменим ракурс.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

При выходе со станции монитор четко виден. Но если вы двигаетесь со стороны входа на станцию, то различить сможете только часть изображения. И эта часть будет перевернута.

На Рижской есть боковые «лавочки» из традиционного для московского метро гранита, к которым обещал вернуться. Тест-драйв показал, что каждая минута, проведенная на них, увеличивает риск простатита на 10%. Если без шуток, камень очень холодный. Автор проекта станции — архитектурное бюро Blank Architects.

  ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Рижская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Прямой линией вдоль всего вестибюля на потолке висит огромная лампа в форме параллелепипеда. Свет приятный, рассеянный. Он не бьёт в глаза, поэтому даже не сразу обратил внимание на основной источник.

Станция Сокольники | БКЛ

Станция Сокольники большой кольцевой линии рассчитана на пассажиропоток 313 тысяч человек в сутки, а в утренние часы пик — проходимость составит 31 тысячи человек в час. Поэтому станция гораздо шире, просторнее двух предыдущих.

Потолок и стены украшены графикой. Разгадать смыслы некоторых из рисунков не так-то просто.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Иногда, для начала требуется подобрать правильный ракурс.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Графика в оформлении станции — первая из особенностей Сокольников. Дизайн, по задумке, должен напомнить пассажирам о строительстве первых станций московского метро и прославить подвиг первых метростроевцев столицы. Основой для выбора художественных образов стали тематические плакаты 1930-х годов.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Теперь об уровнях. На каждом этаже взгляд притягивают настенные работы.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Со второго уровня в лицо светят фонари. Странное решение. Есть вероятность, что задумка не предусматривала, что здесь кто-то будет останавливаться, мешая проходу остальных.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Пройдусь в сторону выхода.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

У ограждения есть специальные бортики, чтобы было удобнее прислоняться. Бортики имеют деревянное гладкое покрытие и скругленные грани. Выглядят достаточно удобно и уместно.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Подъем на улицу выглядит как клетка из стекла и металла. Эстетичная брутальность придает станции изысканности и контраста.

Следующий этап — подъем в город среди кольцевых лапм и сияющего металла. С этой станции также можно сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии метро, а в перспективе – на платформу МЦД-3 и МЦД-5.

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

На подъеме встречает информационный стенд на случай дезориентации в пространстве. Выходим прямо к парку «Сокольники» (станция расположена даже ближе ко входу в парк чем ст. Сокольники радиальной красной ветки).

  ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Сокольники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

На выходе над ступеньками нависают фонари с изогнутыми ковшеобразными формами. Финальный изыск станции, строительство которой началось в апреле 2017 года.

  Выход со станции Сокольники большой кольцевой линии ©Тимофей Добровольский / HTN
Выход со станции Сокольники большой кольцевой линии ©Тимофей Добровольский / HTN

Спускаюсь обратно. Перегон Лефортово-Авиамоторная-Нижегородская. Поезд приезжает на Текстильщики БКЛ.

Станция Текстильщики | БКЛ

Второй участок БКЛ, который был запущен 1 марта, тянется от станции Текстильщики до Варшавской. Таким образом, географически смещаемся на юго-восток столицы.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Текстильщики — станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями с выходами на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Пассажирскую зону станции «Текстильщики» восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро освещают 3236 светильников, сообщал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. А в отделке используется гранит и мрамор.

Линии поездов здесь разделены. Чтобы попасть с одной на другую — нужно подняться по лестнице и перейти. Заглядываю в сам переход.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Ярко, просторно и, в целом, приятно выполненное пространство. Переход на противоположную стороны выглядит строго с точки зрения дизайна (как, впрочем, и на предыдущих станциях). Металл, линии света на потолке.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

На каждую из линий направления поездов ведёт свой отдельный вход, который «вклинивается» в платформу под острым углом.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Станция выполнена проще, нежели предыдущие и оставляет ощущение сжатости. Как будто в час пик здесь может быть тесновато, хотя в целом пространство платформы не слишком узкое.

  ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Текстильщики. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Станция Печатники | БКЛ

C Печатников БКЛ можно сделать пересадку на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии и МЦД-2. Таким образом, станция является одним из элементов крупного транспортного узла. Общий пассажиропоток транспортного хаба (МЦД+2 станции метро) составит около 70 тыс. человек в сутки.

  ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Станция производит похожее на Текстильщики впечатление. Интерьер выдержан в черно-белой цветовой гамме. Просто, со вкусом, и, вероятно, тесновато.

  ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Платформа утыкана обитыми пластиком массивными колоннами. Они занимают много важного пространства. Вероятно, это обусловлено конструктивными особенностями станции. Будут ли эти элементы удобны в часы пик — остается догадываться.

  ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

От другой платформы пассажиров отделяют прорези в бетонной стене. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал оформление станции Печатники выполненным в «лаконичном и сдержанном стиле необрутализма с преобладанием черной, серой и белой цветовой гаммы».

  ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

В отделке стен станции использовалась нержавеющая сталь. Пол выполнен из натурального камня, а потолок — из алюминия.

  ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Печатники. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

К слову, дизайн-проекты станций метро «Печатники» и «Текстильщики» были утверждены не с первой попытки. Проекты отправлялись на доработку в 2018 году. По мнению Архсовета Москвы, в первых версиях архитекторы не уделяли достаточно внимания логистике и комфорту пассажиров.

Станция Нагатинский затон | БКЛ

Первое, что вижу, ещё не успев выйти из вагона — огромных мозаичных рыб, встречающих пассажиров с любопытством в глазах.

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Под ними длинные деревянные скамейки. Достаточно широкие, чтобы не просто сесть, но и разложить вещи, чемоданы, цветы, и все, с чем москвичи спускаются в подземку.

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Освещение станции теплое и мягкое. Диодные источники встроены в потолочные коммуникации. Они не слепят и не мешают, равномерно распределяя свет и создавая геометрический акцент.

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия — спуск с улицы ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия — спуск с улицы ©Тимофей Добровольский / HTN

Недостатка в рыбах на стенах не ощущается. На выходе совершенно внезапно появляется графика, выполненная тонкими черными линиями.

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Рисунки хоть и схематичные, упрощенные, но, честно говоря, удивляют самим фактом своего присутствия. Они добавили «жизни» в переход, который мог бы выглядеть вполне стандартизированно.

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Это еще не все. Поднимаем взгляд выше. Потолок на выходе из станции покрыт золотой «чешуей»!

  ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия — выход на улицу ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Нагатинский затон. Большая кольцевая линия — выход на улицу ©Тимофей Добровольский / HTN

Это решение, все-таки, на первом месте по нестандартности среди всех тех, что наблюдал в дизайне сегодняшних станций. Чешуя. Ладно, едем дальше.

Станция Кленовый бульвар | БКЛ

Станция производит необычное впечатление. Почему? Второе место в рейтинге неожиданных архитектурных решений — внезапные белые камни.

  ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Округлые. Поэтому сидеть на них и холодно, и неудобно. Поставить сумку/рюкзак — даже не пытайтесь.

  ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Зато платформа широкая, просторная. С изогнутым потолком и зеркальными панелями, в которых вмонтированы круговые лампы с прохладным светом.

  ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Оформление станции выполнено в металле, отражающих поверхностях и, конечно, в традиционных мраморных плитах. Заглянем в переход:

  ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Кленовый бульвар. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Станции Каширская и Варшавская | БКЛ

Поезд прибывает на станцию Каширская. Вижу широкую платформу, более традиционную и привычную для метро, чем все те изыски, с которыми ознакомился сегодня.

Станция имеет кросс-платформенную пересадку (одновременно является частью БКЛ и Замоскворецкой линии). Ее устройство — колонная трехпролетная станция из сборного железобетона. Выполнена по типовому проекту.

  ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

По бокам расположены колонны из тёмного мрамора. В зале их два ряда по 38 штук.

  ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

В целом эта станция выполнена в самом стандартом ключе. В дизайне проверенном временем. Здесь просторно, светло и достаточно прохладно.

  ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Переход на смежную платформу выполнен в форме стеклянно-метеллической клетки.

  ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Каширская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Переходим на финальную остановку нашей сегодняшней подземной экскурсии, которая завершится на станции Варшавская большой кольцевой линии московского метро.

  ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Варшавская — одна из самых светлых и минималистичный станций сегодняшнего путешествия. Бело-черный мрамор, темные железные колонны.

  ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

Есть неадекватно узкие места — от колонны до схода с платформы буквально полтора метра.

  ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN
ст. Варшавская. Большая кольцевая линия ©Тимофей Добровольский / HTN

«Мы не собираемся останавливаться и будем двигаться дальше по маршруту развития«,- было сказано в ролике, который показывают о строительстве БКЛ на большом экране Сокольнической площади. В нем же отдельно акцентируется внимание на том, что из 201 метро в 59 странах — только московская подземка теперь имеет в своем составе кольцо, длинной 70 км.

Радует, что градостроители думали не только о рекордах, но и для каждой из последних станций БКЛ нашли индивидуальный подход. А даже на бумаге «типовые» Варшавская и Каширская оставляют приятное впечатление своим не напыщенным минимализмом.

По большей части эмоции от поездки и приподнятое настроение говорят о том, что новые станции БКЛ удались. Но, стоит оговориться, в часы пик восторга будет куда меньше.