Найти тему
Камень, палка, пулемет...

Как американцы «атаковали» баллистическими ракетами СССР, но всех спас подполковник Петров

Станислав Петров
Станислав Петров

26 сентября 1983 г. с американской базы «стартовали» межконтинентальные баллистические ракеты. Этот запуск зафиксировала советская система «Око». На пульте дежурившего подполковника загорелось слово «старт».

Появилась карта Северной Америки, на которой отобразился небольшой квадрат в том месте, где находилась военная база американцев с баллистическими ракетами. Это означало пуск. Система сообщала о том, что ракеты летят.

Для подтверждения пуска должны были поступить сообщения от второго эшелона системы «Око», включающего в себя радары. Затем оставалось не более 20 минут до того момента, как запущенные ракеты начали бы поражать цели на территории СССР.

Отсюда получается, что на принятие решения об «ответке» оставалось максимум 10 минут.

Станиславу Петрову, дежурившему на КП подполковнику, нужно было действовать максимально быстро. Ему требовалось пройти в соседнюю комнату, взять телефонную трубку, позвонить и сообщить о нападении или опровергнуть этот факт.

Прошло 2 минуты после того, как подполковник увидел на табло слово «старт». Он держал в руках телефонную трубку, в которую сообщил:

— Ложная тревога! Система дала сбой!

Петров положил трубку и замер. Должно было пройти 18 минут до поступления сообщений от наземных радаров. Если он прав, то тревога и правда ложная. А если ошибся, то мир погибнет.

Пока он полагался в основном только на свою интуицию и тот факт, что все ракеты стартовали с одной военной базы. Если бы это было нападение на СССР, то удар был бы массированным.

«Я прав, я прав, я прав…» – твердил себе Петров.

Когда время вышло, а подтверждение о ядерном ударе от второго эшелона системы не последовало, подполковник выдохнул:

— Пронесло! – сказал вслух Петров.

Что случилось на самом деле

Комиссия установила, что датчики системы «Око» приняли отражение солнечных лучей от высотных облаков за ракетные пуски. Эти «солнечные зайчики» сыграли прямо над американской базой, что и привело к ложному срабатыванию. Также сюда наложился еще целый ряд факторов.

Какая награда ждала героя

Дырочку под орден сверлить не пришлось. Звание полковника не получил.

А вот выговор прилетел. Обвинили в том, что он во время инцидента не заполнил боевой журнал.

Через год Петров уволился из армии, но это по собственному желанию (жена серьезно болела).

А награды на него посыпались гораздо позже развала СССР:

  1. 2006 г. – награждение в штаб-квартире ООН хрустальной статуэткой за предотвращение ядерной войны.
  2. 2012 г. – премия от немецких СМИ.
  3. 2013 г. – Дрезденская премия за спасение мира.