Найти тему

земля Ханаан: племена хапиру и народы моря. Человеческие жертвоприношения, часть 2

Ханаанеи и хурриты были не единственными этносами, обитавшими на землях Палестины в период египетского владычества.

Некоторые историки полагают, что в Палестине могли обитать также хетты, появившиеся здесь в период хеттско-египетских войн, завершившихся битвой у Кадеша.

-2

В большинстве своём, ханаанеи, хурриты и хетты вели оседлый образ жизни.

Однако, рядом с ними появляется население иного рода.

В письменных источниках новых пришельцев называют хапиру.

-3

В шумерских источниках хапиру имеют название «са-газ», что означает подрезатели жил или головорезы.

Преимущественно хапиру занимались скотоводством.

Однако некоторые группы хапиру также занимались земледелием.

Некоторые историки считают, что хапиру этнически были связанны с кочевыми племенами пустыни.

Однако, есть мнение, что

хапиру это не отдельный этнос, а социальные группы, складывающиеся из людей разных племен и народов.

-4

Некоторые историки предполагают, что источником формирования хапиру были преимущественно:

  • изгои;
  • беглые рабы;
  • преступники,
  • а также люди, вынужденные бежать из своих городов и племен из-за высокого долгового процента, а также от войны.

Иногда они приходили с миром.

Расселяясь вокруг городов, в Сирии и Палестине хапиру нанимались для работы в поле, или выполняли иные работы как наемная рабочая сила.

-5

В смутные времена хапиру могли прийти с войной, стремясь захватить землю и крепости оседлых народов.

Есть сведения, что некоторые мелкие сирийские и палестинские цари, а также правители Хеттской державы, нанимали на службу военные отряды хапиру.

Первые сведения о хапиру появляются в ассирийских, вавилонских и других источниках в XVIII веке до нашей эры.

-6

Примерно через 700 - 800 лет, то есть к началу I тысячелетия до нашей эры, сведения о хапиру исчезают из письменных источников.

Авторы электронной еврейской энциклопедии следующим образом объясняют появление и последующее исчезновение сведений о хапиру.

В начале II тысячелетия до нашей эры начались глубокие изменениями социальной и политической структуры обществ Ближнего Востока.

Рушились, казавшиеся вечными царства Шумера и Аккада.

-7

Передвижение больших этнических групп, вызывало политическую нестабильность.

Непрекращающиеся войны и кабальный долговой процент чаще вынуждали людей покидать родные места и становиться беженцами в чужой стране.

К началу I тысячелетия образуются крупные национально-территориальные государства.

Одним из которых является Ассирийская империя.

-8

Это обстоятельство стабилизировало ситуацию, положив конец значительным миграциям людей, выбитых из привычной среды обитания.

В XVI– XV веках до нашей эры, в период египетского господства над Палестиной хапиру представляли серьезную опасность не только для египтян, но и для местной ханаанейско-хурритской знати.

-9

Причина высокой опасности состояла не только в военной силе хапиру, но и в том, что местное подвластное население искало союза с хапиру для объединения в борьбе против своих и египетских владык.

Значимым центром оседания хапиру были земли вдоль восточных и южных районов Ливанских гор.

-10

Некоторые историки полагают, что среди хапиру были люди из западно-семитских племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины.

В вавилонских письменных источниках эти племена известны под названием суту и амореев.

По мнению отдельных ученых, среди западно-семитских племён, входивших в общность хапиру, могли быть предки евреев, которые в I тысячелетии до нашей эры стали преобладающим этносом в Палестине.

Опасения египтян и ханаанско-хурритской знати было не напрасным.

-11

Хапиру сыграют свою роль в войне египтян с хеттами, в которой выступят на стороне Хеттской державы.

Хапиру даже удастся создать недолговечное государство Амурру.

Оно просуществовало с XIV до середины XIII века до нашей эры, и погибло под ударами народов моря.

-12

Народы моря, усилившие набеги с середины XIII века до нашей эры, разрушили не только царство Амурру и Хеттскую державу.

Народы моря нанесли мощный удар по владычеству Египта в Палестине.

-13

Населяя острова и побережье Эгейского моря и Малой Азии племена, которые относят к народам моря, огнем и мечом прошли вдоль восточного побережья Средиземного моря.

-14

Некоторые из племен народов моря, оседают на землях Палестины, Финикии, Сирии и Хеттского царства.

В частности, племя филистимлян заняло прибрежную низменность Палестины.

Собственно, название Палестина, производно от названия племени филистимлян.

-15

Одним из племен, пострадавшим от вторжения народов моря, был Израиль.

В одной из египетских надписей, датированных около 1230 г. до нашей эры, Израиль упомянут среди других племен и народов, подвергшихся удару народов моря.

-16

Упоминание египтянами Израиля ни как страны, а как народа, позволяет предположить, что древние израильтяне на тот момент оставались кочевниками и не осели еще в какой-нибудь конкретной области.

Позднее, противостояние древних израильтян и филистимлян найдет отражение в священном писании – Библии.

Религия и культура древней Палестины.

Первые семитские жители Палестины - ханаанеи - по своему уровню развития и культуры уступали египтянам.

По всей видимости, по этой причине искусство ханаанеев, обладая оригинальными чертами, в то же время испытывало очень сильное влияние древнего Египта.

-17

Для раннего периода ханаанской культуры характерна имитации египетских изделий.

Родственные палестинским ханаанеям, племена Сирии с давних времен контактировали с Месопотамией.

-18

Благодаря этим контактам Палестина ощущала влияние шумеро-аккадской культуры.

Во II тысячелетии до нашей эры в Палестине появляется письменность.

Чаще всего ханаанеи использовали клинопись и аккадский язык. Существенная доля ханаанских документов была составлена с использованием египетских иероглифов.

-19

Тем не менее, ханаанеям была известна и финикийская письменность, которую приспособили к ханаанейскому языку.

В Палестине также было распространено синайское письмо, которое возможно было прототипом финикийского алфавита.

Историкам известны деловые документы из Ханаана.

-20

Вполне вероятно, что у ханаанеев существовала и письменная литература, которая либо пока не обнаружена либо не дошла до нашего времени.

В древней Палестине каждая община, племя, и даже каждый город ханаанеев обычно поклонялись собственному богу.

-21

Чаще всего божество обозначали именем Ваал, что означает «господин» или «хозяин».

Помимо культа Ваала ханаанеи почитали и других божеств, которые считались женами и детьми Ваала.

-22

Значительно были распространены культы богинь плодородия — Аштарт или Астарта.

В честь богов строили храмы.

Однако ханаанеи также поклонялись деревянным и каменным столбам, символизирующим богов.

Особенную практику поклонения осуществляли женщины, отдававшиеся многим мужчинам.

-23

Тем самым они восславляли культ богини плодородия.

Широкое распространение имели человеческие жертвоприношения.

-24

При возведении крепостей или других особенно важных зданий, в основание закладывалась человеческая жертва.

Чаще всего это был ребенок.

Жертвоприношение детей посвящалось богу Молоху.

Во времена военных вторжений или природных катаклизмов считалось правильным и нужным приносить в жертву собственных детей.

Как правило, в качестве жертвы выбирали первенцев или младенцев.

-25

Ханаанская традиция человеческих жертвоприношений имела древние корни, теряющиеся в глубине тысячелетий.

Со временем нравы жителей Палестины смягчались.

Тем не менее, человеческие жертвоприношения имели место и во времена Александра Македонского.

-26

Во время осады одного из финикийских городов жители принесли в жертву нескольких воинов македонской армии.

Эта была не казнь, а жертвоприношение, что свидетельствует о живучести кровавой традиции жителей Палестины и соседствующей с ней Финикии.

-27

Благодарю за подписку и комментарий.

PS.

1-ую часть читайте по ссылке: https://dzen.ru/a/Y_wqpSN2ck1lFF4u?share_to=link