Ханаанеи и хурриты были не единственными этносами, обитавшими на землях Палестины в период египетского владычества.
Некоторые историки полагают, что в Палестине могли обитать также хетты, появившиеся здесь в период хеттско-египетских войн, завершившихся битвой у Кадеша.
В большинстве своём, ханаанеи, хурриты и хетты вели оседлый образ жизни.
Однако, рядом с ними появляется население иного рода.
В письменных источниках новых пришельцев называют хапиру.
В шумерских источниках хапиру имеют название «са-газ», что означает подрезатели жил или головорезы.
Преимущественно хапиру занимались скотоводством.
Однако некоторые группы хапиру также занимались земледелием.
Некоторые историки считают, что хапиру этнически были связанны с кочевыми племенами пустыни.
Однако, есть мнение, что
хапиру это не отдельный этнос, а социальные группы, складывающиеся из людей разных племен и народов.
Некоторые историки предполагают, что источником формирования хапиру были преимущественно:
- изгои;
- беглые рабы;
- преступники,
- а также люди, вынужденные бежать из своих городов и племен из-за высокого долгового процента, а также от войны.
Иногда они приходили с миром.
Расселяясь вокруг городов, в Сирии и Палестине хапиру нанимались для работы в поле, или выполняли иные работы как наемная рабочая сила.
В смутные времена хапиру могли прийти с войной, стремясь захватить землю и крепости оседлых народов.
Есть сведения, что некоторые мелкие сирийские и палестинские цари, а также правители Хеттской державы, нанимали на службу военные отряды хапиру.
Первые сведения о хапиру появляются в ассирийских, вавилонских и других источниках в XVIII веке до нашей эры.
Примерно через 700 - 800 лет, то есть к началу I тысячелетия до нашей эры, сведения о хапиру исчезают из письменных источников.
Авторы электронной еврейской энциклопедии следующим образом объясняют появление и последующее исчезновение сведений о хапиру.
В начале II тысячелетия до нашей эры начались глубокие изменениями социальной и политической структуры обществ Ближнего Востока.
Рушились, казавшиеся вечными царства Шумера и Аккада.
Передвижение больших этнических групп, вызывало политическую нестабильность.
Непрекращающиеся войны и кабальный долговой процент чаще вынуждали людей покидать родные места и становиться беженцами в чужой стране.
К началу I тысячелетия образуются крупные национально-территориальные государства.
Одним из которых является Ассирийская империя.
Это обстоятельство стабилизировало ситуацию, положив конец значительным миграциям людей, выбитых из привычной среды обитания.
В XVI– XV веках до нашей эры, в период египетского господства над Палестиной хапиру представляли серьезную опасность не только для египтян, но и для местной ханаанейско-хурритской знати.
Причина высокой опасности состояла не только в военной силе хапиру, но и в том, что местное подвластное население искало союза с хапиру для объединения в борьбе против своих и египетских владык.
Значимым центром оседания хапиру были земли вдоль восточных и южных районов Ливанских гор.
Некоторые историки полагают, что среди хапиру были люди из западно-семитских племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины.
В вавилонских письменных источниках эти племена известны под названием суту и амореев.
По мнению отдельных ученых, среди западно-семитских племён, входивших в общность хапиру, могли быть предки евреев, которые в I тысячелетии до нашей эры стали преобладающим этносом в Палестине.
Опасения египтян и ханаанско-хурритской знати было не напрасным.
Хапиру сыграют свою роль в войне египтян с хеттами, в которой выступят на стороне Хеттской державы.
Хапиру даже удастся создать недолговечное государство Амурру.
Оно просуществовало с XIV до середины XIII века до нашей эры, и погибло под ударами народов моря.
Народы моря, усилившие набеги с середины XIII века до нашей эры, разрушили не только царство Амурру и Хеттскую державу.
Народы моря нанесли мощный удар по владычеству Египта в Палестине.
Населяя острова и побережье Эгейского моря и Малой Азии племена, которые относят к народам моря, огнем и мечом прошли вдоль восточного побережья Средиземного моря.
Некоторые из племен народов моря, оседают на землях Палестины, Финикии, Сирии и Хеттского царства.
В частности, племя филистимлян заняло прибрежную низменность Палестины.
Собственно, название Палестина, производно от названия племени филистимлян.
Одним из племен, пострадавшим от вторжения народов моря, был Израиль.
В одной из египетских надписей, датированных около 1230 г. до нашей эры, Израиль упомянут среди других племен и народов, подвергшихся удару народов моря.
Упоминание египтянами Израиля ни как страны, а как народа, позволяет предположить, что древние израильтяне на тот момент оставались кочевниками и не осели еще в какой-нибудь конкретной области.
Позднее, противостояние древних израильтян и филистимлян найдет отражение в священном писании – Библии.
Религия и культура древней Палестины.
Первые семитские жители Палестины - ханаанеи - по своему уровню развития и культуры уступали египтянам.
По всей видимости, по этой причине искусство ханаанеев, обладая оригинальными чертами, в то же время испытывало очень сильное влияние древнего Египта.
Для раннего периода ханаанской культуры характерна имитации египетских изделий.
Родственные палестинским ханаанеям, племена Сирии с давних времен контактировали с Месопотамией.
Благодаря этим контактам Палестина ощущала влияние шумеро-аккадской культуры.
Во II тысячелетии до нашей эры в Палестине появляется письменность.
Чаще всего ханаанеи использовали клинопись и аккадский язык. Существенная доля ханаанских документов была составлена с использованием египетских иероглифов.
Тем не менее, ханаанеям была известна и финикийская письменность, которую приспособили к ханаанейскому языку.
В Палестине также было распространено синайское письмо, которое возможно было прототипом финикийского алфавита.
Историкам известны деловые документы из Ханаана.
Вполне вероятно, что у ханаанеев существовала и письменная литература, которая либо пока не обнаружена либо не дошла до нашего времени.
В древней Палестине каждая община, племя, и даже каждый город ханаанеев обычно поклонялись собственному богу.
Чаще всего божество обозначали именем Ваал, что означает «господин» или «хозяин».
Помимо культа Ваала ханаанеи почитали и других божеств, которые считались женами и детьми Ваала.
Значительно были распространены культы богинь плодородия — Аштарт или Астарта.
В честь богов строили храмы.
Однако ханаанеи также поклонялись деревянным и каменным столбам, символизирующим богов.
Особенную практику поклонения осуществляли женщины, отдававшиеся многим мужчинам.
Тем самым они восславляли культ богини плодородия.
Широкое распространение имели человеческие жертвоприношения.
При возведении крепостей или других особенно важных зданий, в основание закладывалась человеческая жертва.
Чаще всего это был ребенок.
Жертвоприношение детей посвящалось богу Молоху.
Во времена военных вторжений или природных катаклизмов считалось правильным и нужным приносить в жертву собственных детей.
Как правило, в качестве жертвы выбирали первенцев или младенцев.
Ханаанская традиция человеческих жертвоприношений имела древние корни, теряющиеся в глубине тысячелетий.
Со временем нравы жителей Палестины смягчались.
Тем не менее, человеческие жертвоприношения имели место и во времена Александра Македонского.
Во время осады одного из финикийских городов жители принесли в жертву нескольких воинов македонской армии.
Эта была не казнь, а жертвоприношение, что свидетельствует о живучести кровавой традиции жителей Палестины и соседствующей с ней Финикии.
Благодарю за подписку и комментарий.
PS.
1-ую часть читайте по ссылке: https://dzen.ru/a/Y_wqpSN2ck1lFF4u?share_to=link