Глубоко погружать вас в содержание "Лимитчиц" не стану, те, кто смотрит, пусть досмотрит нормально. Я-то не выдержала, и вчера отвлеклась от нынешних реалий и отыскала в интернете не показанную еще по телевизору вторую половину фильма. То, что захотелось досмотреть его, не отрываясь, до самого конца, на мой взгляд, уже говорит о многом. Хотя, быть может, и под мое личное настроение попало. В какой-то момент готовилась к современной версии "Москва слезам не верит", потом себя одернула - Владимир Меньшов выпустил свой фильм в 1979 году, когда события в "Лимитчицах" только начинаются. Другие времена - другие реалии. Тем, кто хорошо знаком с деталями разных периодов жизни страны, достаточно появления портрета Андропова вместо Брежнева в кабинете руководства - и уже не надо объяснять, почему там принимают именно такое, а не иное решение.
Но мы настолько обескуражены современным кинематографом, наблюдая одно сжигание бюджета за другим, употребление сил не бесталанных съемочных групп впустую, что еще до демонстрации первой серии по ТВ я читала статьи с громкими заголовками - почему вообще не надо смотреть сериал. И комментарии: "выключил на первых минутах", "очередная ложь про советское время", "смены на фабрике начинались на час позже", "отвратительная пародия", "наивняк", "маевка похожа на крестный ход", "главные героини скучны, их поступки глупы, харизмы ни у кого нет", "сериальчик стоило назвать "Содержанки" на минималках"...
И вдруг редкое: "Ох, а меня зацепило".
Вот и меня зацепило. Да, временами погружало в непроходимую беспросветность, даже угнетало. Да, раздражали отдельные неточности, гиперболизация некоторых процессов и отрицательных героев. Так ведь и самому пристрастному любителю кино известно, что сюжетом и интересом зрителя рулят отнюдь не положительные и тем более однозначные персонажи.
Но я все время спрашивала себя - а что, разве такого не было хоть в каком-то виде? И отвечала себе - было. В моей жизни не так, но почему я должна думать, что у всех всё было одинаково. К тому же это кино. И, судя по всему, далеко не с таким бюджетом и не с такой сумасшедшей раскруткой, как у того же "Вертинского" или "Шаляпина".
Режиссер Ольга Доброва-Куликова - человек моего поколения, и ее взгляд на то время куда честнее, чем у Валерия Тодоровского в "Стилягах". Вообще небо и земля, если уж прямо говорить, однако его фильму при появлении на большом экране, аплодировали в кинотеатрах стоя, а о сериал Ольги вытерли ноги, не дожидаясь начала демонстрации.
Кстати, заглянув в ее фильмографию, я увидела работу, которую смотрела с большим интересом и пересмотрела бы снова - сериал "Другие", где актриса, появившаяся в "Кухне", оказалась человеком с совсем иным творческим потенциалом.
Кстати, в "Кухне" Ольга Доброва-Куликова увидела и свою героиню из "Лимитчиц". И в новом сериале ее почти никто не опознал.
Шедевр среди отзывов о фильме, показ которого даже еще не окончен, выделен крупным заголовком "Сериал "Лимитчицы" - любовные треугольники на швейном заводе в псевдо-локациях 70-х годов".
Лучшее оттуда:
"Сериал очень вдохновляет своим названием. Чего бы не посмотреть и не словить порцию кринжа, тем более транслировать сие "кино" будут по Россия 1. Посмотрела первые 3 серии, чуть подофигела от происходящего, и готова делиться впечатлениями.
Как снято мне не нравится. И основные цвета съемки с закосом под 70-годы, и крупные кадры, которые иногда кажутся не к месту. Много кадров с самими персонажами, и совсем мало с тем, что их окружают. Даже непонятно, что там за завод вообще, или как выглядит дом, где живут подруги. У меня не возникло при просмотре ощущение, что это 70 годы. Почему то постоянно думалось, что это современность. Настолько нелепые декорации и костюмы всех персонажей. Атмосфера в сериале никакая. Вроде и музыку подбирали, и платюшки нужных фасонов, но вот нет коннекта с тем временем". (Орфография и синтаксис автора)
А у меня не возникло ощущения, что женщина, "подофигевшая от порции кринжа" и не понимающая, что там "за завод", жила во времена СССР. И тем более с ним "коннектила" хоть в каком-то качестве.
******
Поскольку комментаторы здесь при каждом удобном случае любят сваливаться в мою личную биографию, сразу дам короткую справку.
Я - шестой ребенок в семье военнослужащего и домохозяйки, пары из алтайской тайги, осевшей в Москве в 50-е в силу службы отца. Не он выбирал место жительства. Помимо отцовской казармы в стройбате Калужской области хорошо помню реалии нашей хрущевки недалеко от Тимирязевской академии на Дмитровском шоссе, когда это место считалось деревней. Жители нашего дома ездили на работу в Останкино (соседка тетя Тамара паковала пельмени на мясокомбинате, подростки во время каникул мыли тару на молочном). Я присоединилась в 14 лет к женщинам, которые трудились на чулочно-носочной фабрике имени Ногина в Марьиной роще. В этом возрасте можно было официально работать 4 часа. Две недели я провела на конвейере, получила 20 рублей, купила в дом торт "Ленинградский", а маме в ларьке возле фабрики фильдеперсовые чулки. Была очень горда тем, что тряслась утром в 24-м автобусе вместе со взрослыми, ехавшими на смену к семи утра. После восьмого класса работала на книжной фабрике, что была рядом с чулочной (обожала запах типографии). После девятого с корочкой школьного УПК (надеюсь, это не кринж для автора того комментария) "продавец продовольственных товаров", которую храню до сих пор, мало ли что - в одном из первых советских супермаркетов на Дмитровке. Журналистику после школы совмещала с беготней по типографии в качестве курьера, а в бытность корреспондентом областного отдела объехала и обошла пешком по снегу и бездорожью все 44 района Подмосковья. Писала и о молодежи Орехово-Зуевского ХБК, и Раменского комбината "Красное знамя". Горжусь очерком "Гордиев узел проблем" о трудностях работниц Глуховского хлопчатобумажного комбината, в частности, об отсутствии должных приборов для ОТК. А было это в те времена, когда газетные статьи имели вес, и по ним обязаны были принять меры.
*****
Продолжу цитаты:
"Не люблю мелодрамы и вот такие слезливые сериалы для домохозяек; В целом это даже смотрибельно, но не понимаю, чего там можно растягивать аж на 16 серий. Еще с первой-второй серии стало понятно кто с кем будет, и какие страсти-мордасти будут происходить между героями".
И я подумала - может, я не так строга, потому что отношу себя к низменному, по мнению автора, классу домохозяек? А еще к концу 16-й серии поняла, к своему зрительскому удовольствию, что даже не представляла себе, во что выльются эти самые мордасти.
Но тут увидела в отзывах мужчину:
Владимир: "Добротный, классный сериал...не ожидал даже. Сценаристу - браво! Драматургический материал не ординарный - характеры выписаны все - даже эпизоды, и есть что играть актёрам, которые блистательно справились со своими ролями. Подбор актёр замечательный. Многие раскрылись актёрски очень даже впечатляюще, что, на мой взгляд, обратит на них внимание режиссёров. Музыка подобрана замечательно, как и народная песня - до глубины души. Браво создателям сериала!"
И еще одну близкую мне по духу реплику:
"Наконец живые люди, а не биороботы".
Сериал о поисках счастья накануне 8 марта. Мне хотелось даже, начитавшись нескончаемых оскорблений в адрес в адрес съемочной группы, просто взять и написать им письмо с простым человеческим спасибо. Поздравить и поддержать.
Если кто-нибудь знает их лично - передайте, пожалуйста.