Существуют множество зарубежных психотерапевтических практик, призванных помочь человеку, который оказался в критической ситуации. Каждая из этих практик имеет свой инструментарий, который соответствуют определенной психологической теории. Психоанализ направлен на вытаскивание желания из бессознательного и перенос его в сознание. Бихевиоризм направлен на натаскивание в приобретении навыков поведения в той или иной ситуации. Когнитивная психотерапия направлена на осознание проблемы.
Понимающая психотерапия построена на принципах отечественной психологической теории, где человек рассматривается, как личность, активно действующая со внешним мирам, развивающаяся в социуме, строящая свою систему отношений. С точки зрения данного подхода недостаточно человеку осознать свои скрытые влечения, чтобы справиться с одиночеством или разлукой, недостаточно загрузить себя работой, чтобы отвлечься от горя, а также недостаточно осознание тяжести своей проблемы, чтобы ее решить. Мало того, такие действия в некоторых ситуациях могут быть даже вредными. Например, незачем человеку, потерявшему близкого, раскрывать весь трагизм данной утраты.
Понимающая психотерапия ставит задачу - понимание самим человеком, как критической ситуации, так и способа выхода из нее. Причем такое понимание может прийти к человеку и без помощи психотерапевта.
Создателем понимающей психотерапии является советский психолог Ф.Е. Василюк. Он определяет критическую ситуацию, как ситуацию невозможности, которая в процессе переживания должна перейти в ситуацию возможности. Автор сравнивает такой переход с состоянием человека, который перенес инсульт и долгое время не мог совершать элементарные действия по самообслуживанию. Это и есть ситуация невозможности, ограниченности. И вот он вдруг поднимается и идет в ванную или туалет. Этот человек будет испытывать настоящее счастье в отличие от того, кто делает это каждый день без особого труда. В психологическом плане выздоровевший человек так ощущает себя в ситуации возможности.
Понимание критической ситуации как безвыходной – это, как правило, субъективное ощущение. Всем вокруг может казаться, что человек преувеличивает. Но если он в это верит, то совсем неважно - есть на самом деле выход или нет. Понимающая психотерапия как раз помогает перенастроить субъективное понимание. Каким способом? На то она и понимающая, что направлена на понимание основных факторов. Каких?
Во-первых, выяснить в каком жизненном мире человек переживает критическую ситуацию. Жизненные миры – это субъективное восприятие своей ситуации. Более подробно я писал о жизненных мирах в статье «Учение отечественной психологии о переживании как деятельности». Ф.Е. Василюк выделяет четыре основных мира, в зависимости от отношений внутреннего и внешнего мира. При определенных обстоятельствах человек может ощущать себя в рамках одного из этих четырех миров.
Во-вторых, кроме понимания жизненного мира человека важно понять уровень осознания человека своего переживания. Данные уровни раскрыты в статье «Учение отечественной психологии об уровнях переживания критической ситуации». Кратко напомню некоторые из них. Первый уровень - это переживание как состояние. Например, плохое настроение, подавленность или наоборот чрезмерная активность, так что трясет все тело. Следующий уровень – это рефлексия, когда человек начинает смотреть на себя со стороны. Третий уровень - осознавание своих чувств, мыслей в процессе переживания.
Здесь приведу фрагмент из практики Ф.Е. Василюка, где он применял один из методов работы под названием «Режиссура симптома». Суть метода заключается в том, что пациент должен во всех подробностях рассказать о своем переживании, о том как он его чувствует, что при этом делает, о чем думает.
Ф.Е. Василюк пишет: «Он мне примерно описывает, что нужно особым образом закрепить мышцы спины, и потом опять то же самое. И вот я замечаю один ключевой момент, который действительно почти полностью дает понять, как устроен его жизненный мир в этой психофизиологической части. Для того, чтобы его тупик испытать, нужно держать голову прямо, и вот так закрепить мышцами, как если бы вы пытались сдвинуть свой подбородок, и не дали себе это сделать. Очень напрячь мышцы затылка и шеи. А в это время, во внутреннем поле перед собой раскладывать очень много альтернатив так, чтобы глаза заставить двигаться. Когда вокруг много объектов, то глазами нужно двигать. Обычно мы глазами двигаем вместе с головой – и голова движется, и глаза. А у него такие противоположные импульсы: голова в неподвижном состоянии, а глаза движутся. Если попробовать – кто не боится головокружения, может попробовать так напрячь мышцы головы и быстро-быстро подвигать в разные стороны глазами – возникает специфическое ощущение, немного тошнотворное ощущение, и действительно, некоторое ощущение, как будто пот пробивает спину и руки, какое-то есть начало этого. И если это делать долго, возникает переживание на грани паники, паническое ощущение. Это понятно, потому что – что такое страх? Одна из его главных жалоб – страх».
Важно отметить, что Ф.Е. Василюк рассматривает переживание, как деятельность, а не как состояние. Пережить, значит совершать какие-то действия как внутренние, так и внешние. Из приведенного выше примера видно, какие внешние действия человек совершает при переживании страха.
После понимания жизненного мира и осознания переживания человек подходит к принятию новых смыслов жизни, за счет чего происходит выход из критической ситуации невозможности. Например, после смерти близкого человека от какой-либо болезни, человек решает направить свои силы и знания для помощи тем, кто страдает той же болезнью.
Таким образом, Понимающая психотерапия помогает человеку проделать определенную работу над собой с тем, чтобы с полной силой ощутить себя в ситуации возможностей, а значит ставить новые цели и идти к ним.
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.