Найти тему

РЕВОЛЮЦИЯ В СМОЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ

Как Ушинский реформировал старейшее женское учебное заведение в России

В 1859 году по представлению Императрицы Марии Александровны Константин Дмитриевич Ушинский был назначен инспектором Смольного института. Перед ним стояла непростая задача – реформировать старейшее женское учебное заведение России.

Что представлял из себя Смольный в конце 50-х годов 19 века?
Институту было без малого 100 лет. Он был основан еще при Екатерине II и стал фактически первым женским образовательным учреждением в Европе. В институте постоянно проживали более 700 воспитанниц. В Смольный принимали девочек с 6 лет, курс учения разделялся на 3 класса. В каждом классе обучались по 3 года. После окончания класса все воспитанницы переводились в следующий, независимо от успеваемости. Девочки изучали французский язык, танцы, музыку, также у них были занятия по рукоделию и домоводству. Русский язык в учебном заведении не приветствовался. В основном все обучение шло на французском. Точных и естественных наук не преподавали вообще. Не было учебников, учителя рассказывали предметы так, как знали сами.

По воспоминаниям писательницы Елизаветы Водовозовой, обучавшейся в Смольном институте тогда,

Начальство делало выставку решительно из всего, — всё должно было иметь показную сторону. Перед приёмом высоких посетителей на видные места помещали красивых воспитанниц. Они же должны были в первых рядах танцевать перед ними на балах. Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинение писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово.


В институте была строгая дисциплина, воспитанницам нельзя было выезжать за пределы учебного заведения. Никаких визитов к родителям на выходные и каникулы. Дозволялось писать письма родным, но вся переписка просматривалась классными дамами, жаловаться на институт было нельзя.

-2

Реформы Ушинского

Константин Дмитриевич несколько недель потратил на изучение обстановки в институте и затем предложил основательный план по реформированию всей системы обучения.

  • Вместо 9-летнего курса он предложил сократить обучение до 7 лет. При этом вводилось 7 классов. Каждый класс нужно было пройти за год, а если кто-то не успевал, то такую ученицу оставляли на второй год.
  • В распределении предметов в каждом классе Ушинский придерживался мнения, что для самых младших нужно давать минимум дисциплин. Так, ученики самого младшего, 7 класса (нумерация классов шла наоборот), изучали арифметику, русский язык с предметными уроками и французский. На следующий год добавлялась география, еще через год – немецкий язык. На четвертом году обучения девочки изучали историю и естествознание, на пятом – добавлялась физика, а два выпускных класса уже подробно изучали литературу – русскую и зарубежную. На эти предметы отводилось много часов, так как эти предметы влияли на формирование эстетического чувства учащихся.
  • Обучение стало проходить на русском языке. По мнению Ушинского, преподаватель русского языка должен был не только обучать грамматике и орфографии, но и способствовать духовному развитию учащихся, учить их рассуждать, размышлять и внятно излагать свои мысли.
  • Особое внимание Константин Дмитриевич уделял и географии. Он полагал, что этот предмет соединяет знания из других наук, учит наблюдательности и умению видеть взаимосвязи между различными явлениями.
  • После 7-летнего курса открывался педагогический класс, в котором уже готовили домашних учительниц. Девушки знакомились с дидактикой и методикой и на второй год обучения уже сами вели занятия для младших учениц.
  • Программа обучения стала единой и для основной «дворянской» части Смольного, и для Александровского училища, где до реформ по упрощенной программе обучались девочки из мещанского сословия.
  • Ушинский положил начало школьным библиотекам. До его появления в Смольном чтение вообще не поощрялось, считалось, что для будущей жены и матери это лишнее.
  • Константин Дмитриевич настоял на том, чтобы на каникулы и по большим праздникам девочки возвращались домой, запретил просматривать переписку. Он считал, что такая слежка только убивает искренность и учит с детства лицемерию.
  • Новые программы требовали и новых кадров. Ушинский стал приглашать в институт лучших педагогов того времени.

О Смольном заговорили

Сюда приезжали перенимать опыт педагоги из других заведений, чиновники разных ведомств, чтобы послушать живые, хорошие уроки. Сами воспитанницы преобразились: из капризных барышень, мечтающих только о балах и выездах, они превратились в живых, пытливых, прилежных учениц с горящими глазами.
У Ушинского появились сторонники и настоящие последователи, но подняли голову завистники и недоброжелатели, чье спокойствие было нарушено молодым энергичным инспектором.
На Константина Дмитриевича стали писать жалобы и доносы, распускали о нем различные слухи, осуждали, обвиняли в неблагонадежности. Травля плохо сказалась на здоровье Ушинского. Он сильно заболел, вынужден был покинуть Смольный институт. Благодаря покровительству Императрицы Марии Александровны, он остался в штате Императорской Канцелярии и был командирован в Европу для изучения передового педагогического опыта.

Хотя на посту инспектора Ушинской проработал только три года, запущенные им процессы реформ преобразили навсегда Смольный институт, а вслед за ним изменения пришли и в другие закрытые учебные заведения.
Идеи и подходы Константина Дмитриевича значительно опережали время. Его принципы тесной связи обучения и воспитания, системного изучения дисциплин будут внедрены в учебные заведения всех уровней гораздо позже. То, что делал Ушинский в Смольном было слишком дерзко, слишком необычно для женского образования тех лет.