Дэн Симмонс - создатель Шрайка и Туунбака, последователь Диккенса и любитель темных тайн Америки, лауреат ВСЕХ фантастических премий мира. И кто или что он - автор, культурное явление и гениальная личность?
На этот вопрос ответить легко и сложно. Потому как Дэн Симмонс разный, как его книги. Но, все же, это:
«Песни Кали» - вязкое погружение в темноту таинств культа одной из самых страшных и притягательных божеств Индии.
Фаги, они же туги, душители, до сих пор поклоняются Танцующей, принося ей смертельные жертвы, приносили, удушая их. Кали, пляшущая и бессмертная, попирающая ногами плоть Шивы, уничтожительница и воскресительница, повелевающая самой смертью и эхо этого танца до сих шелестит змеиными чешуйками в темноте улочек Калькутты.
Поездки в Индостан воспринимаются как нечто волшебное, чудесное и прекрасное? Считайте так, пока можете, не теряйте иллюзий с ожиданиями, но не стыдитесь собственного страха, увидев реальность. Здесь, во тьме переулков и под древними камнями живёт душа настоящей Калькутты, приторно дурманящая пряностями, ароматами и спрятанным за ними тленом. Не забудьте порой глядеть назад, осторожно и не привлекая внимания тех, кто живёт в липкой влажной черноте старого города, принадлежащего танцовщице, дарующей страх….
«Лето ночи» - лёгкое ностальгическое касание автора, так же любящего американскую глубинку, как Стивен Кинг, и такое же тёмное, как истории о Дерри или Касл-Роке.
Крохотные городки Мэна, Арканзаса, Каролин и прочих штатов, ребятишки последних детских лет и готовящиеся начать бриться, взрослая жизнь впереди и легкая грусть о закончившихся летних деньках с каникулами, а также… настоящее Зло, живущее совсем рядом. Ничего не напоминает?
Симмонс и Кинг, при всей схожести, авторы весьма разные. И Симмонс написал свою историю компании друзей, написал как-то иначе, но также захватывающе и уютно-страшно, когда прочитав первые главы – закрываешь глаза и оказываешься там, в другой стране, в другом времени, в другой реальности. Жутковатых, опасных и притягательных. Кто это мелькнул в темноте за окном? Чьё бледное лицо с трупными пятнами белеет над воротником мундира конфедератов, покрытого могильной землёй?..
«Друд» - тягучее и готическое произведение, очень тяжело начинающееся и легко заставляющее переживать уменьшающийся объём непрочитанного. Симмонс, как умелый кулинар, берёт чужие ингредиенты и превращает их в нечто волшебное.
Раз – и за основу взят незаконченный полноформатник Диккенса, «Тайна Эдвина Друда». Два – тут же умело пристрочен героем-рассказчиком автор детектива «Лунный камень» Уилки Коллинз. Три – всё тщательно перемешано и растворено во тьме подземелий английской столицы, едва светлеющей камнями римского Лондиниума и щекочущий нос тайнами Египта. И именно так подается блюдо «Друд или человек в чёрном»
Викторианство, тайны и загадки, липкие ровно ил канализации, проложенной по акведукам, выстроенным римскими легионерами, а за спиной, едва уловимо, крадётся нечто смертоносное.
«Костры Эдема» и рокот барабанов, как в седых веках вновь призывающих Древних. Что вы знаете о Гавайях, кроме пальм, прозрачной теплой воды, смуглых красивых людей и звонких переборов укулеле? Знаете ли об открытии райских островов, сущего земного Рая-Эдема полинезийскими мореходами, на бальсовых кораблях-плотах смело идущих навстречу бури. Помните ли о том, кто съел капитана Джеймса Кука, кто ел сердца врагов ради жизненной силы и храбрости и том, что хаку, танец перед боем, поют не только маори из «Олл Блэкс»? Боги и демоны храбрых и кровожадных людей, проходивших тысячи миль под парусами и соломенными циновками, прячущими под собой целые семьи, могут быть разным. И если они решат проснуться, очнувшись сами и выпустив собственных слуг, да и просто домашних любимцев, бегите. Чтобы не стать «вискасом» для чьих-то острых зубов.
«Террор», его ледяной ужас и попытка разгадать тайны пропавших моряков, конечно же – с позиции писателя-фантаста, равно как мастера триллера и ужаса. «Террор» и «Эребус» несколько лет как нашли. Загадка их местонахождения и места гибели, наконец-то, решена. Также, как и тайна Северо-Западного прохода. Но книга Симмонса, рассказывающая свою версию экспедиции Франклина – навсегда вошла в сокровищницу литературы. Льды, вмерзшие корабли, девятнадцатый век, голод, безумие и… страх в облике безумного чудовища, возможного только здесь. На Севере. И люди, люди, их характеры, их поступки, их речь, совершенно отличающиеся от наших современных. Мастерский подход к теме, мастерское решение-допущение одной из самых странных загадок позапрошлого столетия.
Все изображения из свободного доступа.