Найти в Дзене
Подписаться

«Твердый». Польская модернизация танка Т-72 – PT-91 Twardy

Оглавление
Танк PT-91 Twardy, фото производителя, bumar.gliwice.pl
Танк PT-91 Twardy, фото производителя, bumar.gliwice.pl

После того как СССР прекратил свое существование вместе с организацией стран Варшавского договора, Польша осталась с большим арсеналом основных боевых танков Т-72М, но главное с танковым заводом по их выпуску.

Сборка танков Т-72М производилась в Польше по лицензии с 1981 года на мощностях предприятия «Бумар-Лабэнды» (Bumar Łabędy). Здесь же с 1986 года выпускался вариант Т-72М1 с усиленным бронированием.

Первые опытно-конструкторские работы по модернизации машины начались ещё в 1980-е годы, но по-настоящему лёд тронулся только в начале 1990-х годов. Тогда же проект нового танка для польской армии и возможных экспортных поставок обрел свое название – Twardy («Твердый»).

Такое название было выбрано исключительно в маркетинговых целях, при этом танк сменил и свой индекс. Машина получила обозначение PT-91 Twardy, поменять индекс решили в связи со значительным объемом изменений.

Завод по производству танков «Бумар-Лабэнды», фото производителя bumar.gliwice.pl
Завод по производству танков «Бумар-Лабэнды», фото производителя bumar.gliwice.pl

«91» в названии танка обозначает год официального начала работ по проекту. Первый опытный образец был готов уже в 1992 году, а в 1993 году состоялся дебют боевой машины на публике.

Танк серийно производился для польской армии с 1994 до 2002 год, за это время завод «Бумар-Лабэнды» передал заказчику 233 танка. Ещё 48 танков в экспортном варианте были построены с 2007 по 2009 год и переданы вооруженным силам Малайзии.

Отличия танка PT-91 Twardy от Т-72М

Перед началом реализации проекта польские инженеры выявили слабые стороны танка Т-72M, над устранением которых решили работать: низкая подвижность; слабое бронирование; отсутствие современной СУО и устаревшая конструкция стабилизации орудия, что влияло на кучность стрельбы; отсутствие современных прицельных приспособлений, в первую очередь тепловизионных.

Здесь стоит отметить, что экспортный Т-72М был вариантом самой первой «семьдесят двойки» – модели Т-72А «Урал». А версия Т-72М1 была лишь незначительным образом модернизирована в плане повышения защиты башни и лобовой брони корпуса. Добавились 16-мм бронелист на ВЛД корпуса и комбинированная броня башни с песчаными стержнями.

Танки PT-91 Twardy, фото производителя, bumar.gliwice.pl
Танки PT-91 Twardy, фото производителя, bumar.gliwice.pl

Таким образом, все польские танки PT-91 Twardy имеют худшее бронирование по сравнению с более поздними советскими/российскими модификациями танка Т-72. В целом же по своим характеристикам машина близка к массовой российской модификации Т-72Б3.

Обновленная версия польского основного боевого танка впервые получила динамическую защиту, это блоки польского производства – ERAWA. Всего на танке имеется 394 таких блока, которые прикрывают переднюю часть корпуса и башни, а также борта корпуса, но только в передней части.

Блоки крепятся на броне так, что зазоры между ними практически полностью отсутствуют. Только за счет установки динамической защиты живучесть ОБТ была увеличена на 30-70 процентов. Боевая масса PT-91 Twardy выросла при этом до 45,9 тонны.

Ещё одним вариантом повышения живучести танка стала система предупреждения о лазерном облучении (на башне имеются 4 датчика). Система работает в связке с дымовыми гранатометами, на баше установлены: 81-мм система запуска дымовых гранат «Туча» и 80-мм противолазерных гранат «Теллур» (по 12 штук в каждой).

Экспортный вариант танка PT-91 Twardy в Малайзии, фото: wikimedia.org
Экспортный вариант танка PT-91 Twardy в Малайзии, фото: wikimedia.org

Также новый танк получил модернизированный двигатель S-12U мощностью 850 л.с. Данный двигатель представляет собой модернизацию советского дизельного двигателя В-46 мощностью 780 л.с. Также возможна установка более мощного двигателя S-1000 мощностью 1000 л.с.

Именно S-1000 устанавливался на экспортный вариант танка PT-91 Twardy для армии Малайзии. На этом танке для ВС Малайзии был исправлен один из недостатков советской танковой школы. Модель получила автоматическую коробку переключения передач Renk (8 вперед и 3 назад). Скорость заднего хода выросла до 20 км/ч (то есть в 4-5 раз).

Любопытно, что для своей армии поляки выбрали более простую версию без коробки автомат. Максимальная скорость хода версии танка с двигателем S-12U – 60 км/ч, с двигателем в 1000 л.с. – 65 км/ч.

Усиление боевых возможностей танка происходило за счет внедрения продвинутой польской СУО Drawa, которая несколько раз модернизировалась. На танке появились тепловизионные прицелы, баллистический вычислитель, метеодатчики, лазерный дальномер. С 2015 года шел процесс замены тепловизоров 1-го поколения на тепловизоры 3-го поколения KLW-1 Asteria.

Танки PT-91 Twardy на параде в Польше, фото: wikimedia.org
Танки PT-91 Twardy на параде в Польше, фото: wikimedia.org

При этом менять состав вооружения танка поляки в итоге так и не стали, оставив 125-мм пушку 2А46 и систему стабилизации орудия в неизменном виде. Разработка для орудия нового подкалиберного боеприпаса (такие планы были) также не проводилась.

Польская армия отказывается от PT-91 Twardy в пользу «западных» танков

В настоящее время польская армия постепенно отказывается от танков PT-91 Twardy в пользу более совершенных боевых машин. Основу танкового парка страны будут составлять немецкие танки «Леопард-2», американские «Абрамсы» и южнокорейские K2 Black Panther.

Примечательно, что основная ставка делается на последний танк, всего у Сеула заказана 1000 единиц танков K2. К 2030 году польская сухопутная армия по численности, составу и качеству вооружений станет сильнейшей армией Европы. Материал о масштабном перевооружении польской армии будет опубликован на следующей неделе.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Заранее спасибо)