Найти тему
НеПравильные люди

ГАМЛЕТ

За всю историю город сотрясало дважды. 

Первый раз, когда Наполеон, отступая, в спешке бежал через него, второй раз- при посещении столичной театральной труппы. 

Зачем привезли классический репертуар в захолустье никто не знал. 

Народ был необразован и Шекспиров не читал. Гамлета знал по фильму " Берегись автомобиля" и путал с Д' Артаньяном. В глубине души презирал обоих за панибратство с буржуями, за шляпы с перьями, плюшевые шорты, белые колготки, шпаги и ботфорты. В понимании жизни на периферии - в таком одеянии мужика не отоварили бы не в одной пивнушке, а если и отоварили бы, то точно не пивом.

 Городишко считался закрытым, со свершившимся коммунизмом в отдельно взятом регионе. Прописаться сюда было за счастье. Местный ликеро-водочный завод являл собой, как принято сейчас говорить - градообразующее предприятие. 

Влияние завода, и вправду, распространилось дальше материального благополучия города. Памятуя про первое событие, горожане с благодарностью и совершенно не стесняясь, штамповали латинское " N" на всём, что горело синим пламенем..

Профсоюзные организации, помимо экскурсий по бесславным местам бегства французской армии, по старинке окультуривали население, раздавая полугодичные абонементы в единственный в городе театр. Сопротивляющихся безжалостно ставили в очередь на отпуск в зимнее время. 

Как говорится, рыба гниёт с головы. Первым сломался худрук. 

Он совсем по- детски обиделся на мир, считая себя жертвой и опальным, сосланным за правду интиллигентом, заперся в номере и регулярно подмачивал репутацию местным алкоголем. 

 Актеры, словно группа детского сада, внезапно оставшаяся без попечения воспитателя, пустилась вразнос.  

Через неделю вольной, гастрольной жизни служители Мельпомены расслабились окончательно. То, есть они и раньше могли позволить себе принять рюмочку-другую перед выходом на сцену, но теперь можно было не ограничивать себя и действовать с тем широким размахом, на который только способна творческая натура актера..

 Алкоголь довольно быстро примирил Гамлета с рабочим классом. Актеры почувствовали конъюнктуру и веяние времени. Извечный вопрос " To be, or not to be!" уже не стоял дилеммой. Текст начал меняться по ходу действия и по собственному усмотрению, к всеобщему удовольствию публики. 

Шекспира ещё никогда не интерпретировали в столь вольной трактовке. Такого плотного единения с массами труппа не испытывала давно. Длинные паузы никого не смущали. Правда, порой приходилось толкать актера, чтобы разбудить..

 Спектакль досматривался до конца. По окончании, в гардероб никто не спешил, как это обычно бывает. Впрочем, как и в буфет во время антракта. 

Наполеоновку разливали здесь же, на креслах, из заблаговременно принесенных фляжек. 

Гамлет после 100 граммов казался совсем родным и близким. В финале толпа, как на стадионе скандировала, помогая главному герою определиться:

" Ту би! Ту би, твою мать!"

Фраза быстро стала популярной и пошла в народ. 

Профсоюз мог быть доволен за проделанную работу по окультуриванию масс и приобщение к мировой классике. 

Беда пришла, откуда не звали.

 Сначала пропал череп бедного Йорика. А без него финальная фраза звучала не так трагично. Череп скоропостижно и безуспешно попытались заменить качаном капусты, завернутого в фольгу. Но народ освистал актера, требуя вернуть реквизит на законное место. 

Выручил бюстик Ленина. Публика с трудом, но все же нашла сходство Йорика с Ильичом и на замену вождём мирового пролетариата согласилась. К обоюдному несчастью, обоих успешно украшала плешивость- у Ленина пожизненная, у шута Гамлета - посмертная. 

Но гипсовый Ильич - это полбеды. 

Воспользовавшись, упавшим с неба неожиданным счастьем свободы, запил суфлёр. Бесконтрольно и беспошлинно приносивший в свою будку горячительные напитки. 

Суфлёр пил тихо, но безбожно, не привлекая лишнего внимания. 

 Благодаря ему, средняя продолжительность спектакля сильно прибавила во времени. 

Шутники подложили ему вместо Шекспира недавнюю инаугурационную речь мэра города. 

Ленин рейнкарнировался, ожил, как и было заповедано, и опять взобрался на броневик...

 

Гамлет вместо философских рассуждений о смысле жизни, в своем последнем слове вдруг начал завещать землю- крестьянам, фабрики - рабочим, незамужним женщинам мужей.  

Народ неивствовал и апплодировал стоя. 

Что характерно, иннаугурационная речь, которая не была воспринята народом из уст самого мэра, от великомученика Гамлета была принята на "ура" и одобрение во всех пунктах. 

Кто-то предложил идти на штурм мэрии..

- А что! Неплохо! - потом сказали в администрации города,- Гамлет-то наш контингент, как оказалось! Героически погиб за ум, честь и совесть! Очень даже в духе нашего народа. Вопросов только много задаёт. Не повезло ему в Англии родиться. Вот если бы у нас, тогда и спрашивать было бы нечего...

Актеров взяли на поруки и отпустили из отдела милиции. 

На поезд труппу провожал весь город. Режиссера с худруком до вокзала несли на руках..

Череп Йорика, спустя время, обнаружился в местном краеведческом музее.Табличка под ним гласила: 

 " Жорик"

 Из пролетариев. Артист жанра сатиристической клоунады. Погиб в неволе, угнетенный английскими империалистами.

Сам же город пополнился новым мужским именем. Горожане массово нарекали своих новорожденных мальчиков Гамлетами. 

Местные историки потом констатировали тот факт, что нашествие столичной труппы имело более впечатляющие последствия, чем бежавший Наполеон. 

Вот, что значит, волшебная сила искусства..

( C) Рустем Шарафисламов