Найти тему
Маласаев о комедии

Кто такой? Иван Балакирев: Первый комик на Руси.

Придворный шут - древняя профессия, которая была популярна в знатных кругах еще со времен Античности. В России также любили посмеяться и увеселиться, но вместо народных артистов-скоморохов для княжеских и царских дворов отбирались специальные увеселители. Они были людьми с уродствами и изъянами, которые кривлялись, кричали и дрались между собой, развлекая знать. Конечно, ни у кого из них не было доверительных отношений с царем, подобных тем, что существовали между знаменитым французским шутом Шико и королями Генрихом III и Генрихом IV. 

Иван Балакирев, шут Петра I, переломил традицию русского придворного юмора, сделав его более смысловым и не таким беспощадным.

Иван Балакирев
Иван Балакирев

Начало карьеры Балакирева было связано с Петром I в начале 18 века. Он был придворным шутом, занимавшимся развлечением Петра. Балакирев был славен своим острым умом и изобретательностью. Все его шутки были очень смешными и взрывали зал оглушительным смехом. Мастерство Балакирева как шута было на высшем уровне. Он ставил сценки, сам играл и режиссировал их. Кроме того, что они были смешными, они были еще и очень умными, сатирически высмеивали проблемы общества, внутреннюю и внешнюю политику. Балакирева не зря называют первым Российским комиком.

 Он вертелся при дворе, выполнял поручения Петра и пересказывал ему все городские придворные сплетни, сопровождая их своими смешными комментариями. Многие остроты мгновенно расходились по Петербургу и заставляли краснеть и злиться лиц, упомянутых в них. Балакирев осмеливался шутить даже над царём и его деяниями. Например, новую столицу России, которой Пётр так гордился, Балакирев описал следующим образом: «С одной стороны море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой — ох!» Хотя Пётр и был расположен к своему шуту, за такие остроты Ивану не раз довелось почувствовать на своих рёбрах твёрдость монаршей дубинки. 

Лубочные портреты Ивана Балакирева
Лубочные портреты Ивана Балакирева

Однако, не все было так просто. В 1724 году Балакирев стал невольным виновником скандала в августейшем семействе. Он проболтался своему случайному приятелю о тайных делишках высокопоставленных любовников - камергера Монса с царицей Екатериной 1 - женой Петра. Собутыльник, протрезвев, накатал донос. Петр взъярился. Через 2 недели были арестованы Балакирев, Монс и несколько доверенных слуг камергера. Монса приговорили к казни, его слуг – к длительной каторге. Балакирев отделался шестьюдесятью ударами батогами и трехлетней ссылкой на строительство крепости Рогервик в Эстляндии. 

Долго ворочать камни на балтийском берегу шуту не пришлось. В январе 1725 года Петр умер, и на престол взошла Екатерина. Почти сразу она распорядилась освободить всех пострадавших от ее любовной аферы. Балакирев опять оказался при дворе. Он получил чин прапорщика лейбгвардии, а в 1726 году Екатерина сделала его поручиком и пожаловала ему имение в окрестностях Касимова, подтвердив этим его старый потешный титул, который в шутку дал ему Петр 1. Как шутил Балакирев в годы правления Екатерины I и Петра II точно неизвестно. В 1731 году взошедшая на престол Анна Иоанновна официально зачислила лейб-гвардии поручика Балакирева в «штат дураков», уравняв его тем самым с карликами, горбунами и прочими шутами. 

Иван Балакирев
Иван Балакирев

Новая императрица нрава была простого, и остроумия Балакирева не особо ценила. Однажды на ее возмущение тем, что подданные имеют наглость роптать на слишком высокие налоги, шут отозвался: «Напрасно гневаешься, матушка-государыня! Надо же народу иметь какое-нибудь утешение за свои деньги!» За такую шутку Балакирева уволокли в Тайную канцелярию, откуда его пришлось вызволять самой отошедшей от гнева императрице. Видимо, Анна всё-таки отличала Ивана от прочих своих развлекателей. В 1732 году он женился на дочери посадского человека Морозова, но тесть отказался отдавать шуту обещанное за дочерью приданое. Анна Иоанновна лично занялась этим делом и стрясла с Морозова внутрисемейный долг.

 Когда от тоскливой дворцовой жизни Балакирев стал сильно попивать, императрица особым указом запретила его гостям спаивать шута. При этом, чтобы Иван не впал в беспросветную трезвость, Анна позаботилась о снабжении его алкоголем — стала ежедневно посылать к нему на дом «вина по бутылке, один день красного, а на другой день рейнвейну, пива три бутылки…» Такая диета продолжалась несколько лет, и в 1740 году Балакирев попросился в длительный отпуск для поправки здоровья. 

Иван Балакирев
Иван Балакирев

  Балакирев провел последние 23 года жизни в своем имении на берегу реки Оки, где, по рассказам, его единственным развлечением было сталкивание телеги с горой сена с высокого речного оврага. В 1763 году он умер и был похоронен за алтарем Георгиевской церкви в Касимове. Однако легенды о жизни и остротах царского шута стали объектом изучения и обсуждения, а его анекдоты и шутки - сборниками и изданиями. 

Одно из изданий анекдотов Балакирева
Одно из изданий анекдотов Балакирева

До 1917 года сборники острот Балакирева издавались около сотни раз. Не забыли об остроумце и в советское время: он стал персонажем книг Анатолия Мариенгофа и Валентина Пикуля, а одна из пьес Григория Горина так и называется: «Шут Иван Балакирев». 

Было интересно и познавательно? Ставь лайк и подписывайся! 

Другие статьи на канале:

Факты. Аркадий Райкин

Факты. Чарли Чаплин

Факты. Мистер Бин

Цитаты: Робин Уильямс

Цитаты: Джордж Карлин