Статья ориентирована на игроков, которые имеют как минимум опыт полётов во флоте.
В EVE Online игроков, которые организуют вылеты флота называют командирами флота или флиткомами. Управление флотом требует хороших знаний механики игры и понимания тактик боя, и как правило, эту роль может выполнять только опытный игрок Профессиональные флиткомы в EVE Online известны и очень ценятся.
В этой статье я постараюсь кратко описать инструменты флиткома и тактики боя для пилотов, которые готовы брать на себя эту роль.
Что требуется от ФК:
Вы должны знать характеристики кораблей противника - изучайте типовые форматы и их возможности.
У вас должна быть настроена обзорная панель, например, в ней должна показываться скорость кораблей флота противника, сделайте отдельную вкладку для кораблей поддержки противника - логистов и дозорных крейсеров.
Во время боя - сосредоточьтесь на координации флота, следите за действиями флота противника, следите за вашими пилотами - нередко бывает что пилоты улетают в сторону от основного флота и становятся лёгкой добычей для флота противника.
Не пытайтесь совмещать роль логиста с ролью ФК - ваша задача вести бой..
Организация и сбор флота. По возможности старайтесь давать объявление о сборе флота заранее - за 1-2дня.
В объявлении указывайте
- Место сбора
- Дату и Время сбора (по Москве и EVE Time)
- Цель - роуминг, КТА, Хомдеф, Дроп, БлэкОпс Дроп, Стратеджик
- Формат кораблей, корабли на месте, выдаются или свои.
- ссылку на голосовую связь - сервер дискорд или тимспик
- Правила компенсаций, (есть/нет/только логисты и т.д.)
- кто ФК
- желательно указывать минимальный уровень знаний о полётах во флоте
Старайтесь не тратить много времени на сбор флота - просите чтобы игроки подходили заранее. Игроки должны заранее или прописаться в точке сбора или создать джамп клона.
Состав флота - Логисты, ДПС, таклеры, сетки, бонусники подбирается в зависимости от имеющихся сил и средств.
Логисты - ядро флота. Начинайте сбор флота именно с них.
Следующая категория - корабли с "сетками" и "поинтами" - которые тормозят цель и не дают им отварпать - это могут быть как специализированные дозорные крейсера, так и Tech III стратегические крейсера.
Далее набираются ДПС корабли.
Если у вас во флоте будет опытный пилот РЭБ - он может нейтрализовать логистов во флоте противника.
По ситуации берите во флот два три корабля на роль антимелочи чтобы отстреливать таклеров противника или корабль с подсветкой целей.
Старайтесь по возможности чтобы у вас во флоте был как минимум один корабль с боевыми разведзондами - комбатками, чтобы иметь воможность насканить цели.
Подбор кораблей проводится в зависимости от количества пилотов, их опыта.
Флитком может использовать корабль - бонусник, для раздачи бонусов флоту. ФК крайне не рекомендуется быть на корабле - логисте.
Во время боя командиру флота необходимо следить за позиционированием флота, как проходит бой, выдавать целеуказание.
Флитком может посмотреть типы кораблей у пилотов во флоте.
в меню флота - Показать состав флота
В составе флота
Обязательно добавляйте всех пилотов флота в список наблюдения, логистов выделяйте отдельным цветом чтобы понимать сколько у вас живых DPS и логистов во флоте рядом
Разведка.
В составе флота должен быть как минимум один корабль - скаут.
Грубейшая ошибка начинающих ФК - идти вслепую. Как правило эту роль выполняют таклеры-перехватчики.
Даже если вы идёте вдвоём - один из вас должен быть скаутом на лёгком фрегате, второй - на боевом корабле, как минимум вы сможете узнать кто вас ждёт за следующими гиперворотами и попасть в засаду, а как максимум - не удержать противника и не дать ему отварпать..
Проверка пилотов.
При сборе флота просите показать фиты кораблей пилотов - проверьте что у пилотов правильные фиты - попросите линкануть в чат флота.
Отдельно - если у вас сборный флот, люди которые ранее не летали - вам нужно понять их возможности, например флот должен маневрировать с равной скоростью, чтобы не было "отставашек" во время боя,
Если у вас ракетные корабли - попросите написать дальность полёта ракет каждого пилота.
Если у вас совсем начинающие пилоты - варпаните на ближайшую аномальку и постреляйте по бродкастам - убедитесь что пилоты DPS ведут огонь по одной цели.
Андок только по команде. Не показывайте противнику на чём вы вылетаете.
Если известно место сбора противника - попросите пилотов завести вторых-третьих нейтральных персонажей в систему противника чтобы оценить количество пилотов и в идеале формат флота противника.
Зная формат кораблей противника, можно будет подобрать контрформат.
Получить бой в EVE Online отдельная задача, зачастую противник обладая информацией о вашем флоте, просто уклонится от боя в случае если у него нет шансов победить, (это не относится к флотам на суицид форматах,, где задача просто что то отстрелить)
В роумингах - как правило впереди идёт фрегат-перехватчик, который проводить разведку и одновременно может поймать и удерживать цель. при этом основной флот ждёт в соседних системах. В продвинутых флотах ФК может дать команду не заходить чтобы подождать пока на помощь пойманному придут его сокорпы/соаллийцы чтобы постреляться с хоумдеф флотом.
В отдельных случаях впереди идёт разводной корабль-наживка, или же несколько кораблей, для того чтобы их атаковали, после чего к ним проходят остальные корабли флота.
Аналогичная ситуация и например при защите или обороне системы или станции. Идеальный вариант не показывать полностью весь флот, чтобы противник принял решение атаковать, после чего заводить остальной флот.
Тактика боя.
Тактика боя в лоусек, в нулях в ВХ имеет свои отличия.
Тем не менее основной принцип боя - ведение огня по одной цели.
Бои часто производят возле каких то обьектов - на гиперворотах, на проходах в ВХ, у цитаделей и станций. Вне обьектов можно насканить боевыми разведзондами - combat probe.
Также как и соло ПВП, флотовый бой условно может быть ближним или дальним - кайтовым.
Рассмотрим пример тактики боя на гиперворотах в систему в нулях. Противник пытается зайти к вам в систему. Мы используем кайт
Вам необходимо:
1. В системе, где находится противник должен быть пилот на клочном корабле, который будет сообщать о появлении и подлёте флота противника к гиперворотам.
2. Заградитель Sabre возле гиперворот не позволит флоту противника отварпать и вы сможете вести по ним огонь, ппока они пытаются выйти из сферы варп заграждения.
2. Если флот противника превосходит ваш, то вы можете пытаться уничтожить на проходе часть кораблей противника.
Приоритет уничтожения целей - дозорные крейсера с длинными сетками и дизрапторами, логисты.
Тем не менее в некоторых ситуациях необходимо уничтожить часть ДПС кораблей противника, чтобы логисты смогли откачивать наш флот.
Во время боя следите за пеленгатором или попросите игроков из флота следить за перенгатором, отслеживайте появление боевых разведзондов - "комбат пробок".
Нередки бои когда противник завязывает бой частью флота, далее в бой вступает основной флот.
Если вы сможете определить флиткома противника и его уничтожить, то это позволит быстрее выиграть бой, остатки флота противника разварпаются.
Если вы видите что не можете выиграть бой, необходимо вывести оставшуюся часть флот из боя и сохранить корабли. Такое может быть, если против вас флот с значительно превосходящим количеством логистов.
Общение с пилотами во флоте - особая тема, часто бывают пилоты тупят, но старайтесь держать себя в руках.
Разговоры во флоте во время вылета - по ситуации, когда нужно тишины-
так и говорите "Флот, тишина" - вы отвечаете за флот, за результат вылета.
Тактические приёмы - нужно знать и применять по ситуации, например если вас преследуется перехватчик или заградительный эсминец - дайте команду флоту на MWD выкатиться от гиперворот, после чего пытайтесь поймать и отстрелить их. Даже если это не получится - вы сможете безопасно отварпать флот от гиперворот. Таких приёмов много, чаще летайте с опытными ФК и перенимайте опыт
Динамический спот
Будьте в разгоне на спот или попросите одного из пилотов перехватчика лететь в направлении движения флота на дистанции 150+км, чтобы можно было на него отварпать при необходимости. Весь флот должен быть в разгоне на пилота этого перехватчика.
Научите пилотов самостоятельно отварпывать на спот или на перехватчика по направлению флота если по ним проходит большой урон и логисты не справляются - пилот должен стать в разгон на перехватчика. Потратьте время перед вылетом, организуйте тренировку, - чем лучше скилл ваших пилотов, тем легче выиграть бой.
Оснащение кораблей и доктрины флота
В EVE Online существуют "арморная" и "шилдовая" доктрины, соответственно корабли флота оснащаются максимально в броню или щиты. Все флотовой форматы оснащаются в максимальный обьём брони или щитов.
При этом во флоте используются логисты с дистанционным ремонтом брони или дистанционной накачкой щитов.
Где на практике попробовать себя в роли ФК? Если вы живёте в ВХ, нулях или лоусек - бой с залётными пилотами, в клайм-нулях можете попробовать себя в роли ФК хомдеф флота. Второй способ - водить учебные вылеты начинающих игроков в составе корпорации начинающих игроков или академии.
По мере набора опыта - водите открытые флота EVE Flight School - но это уже для более опытных ФК, если вы будете сливать флота, после нескольких неудачных боёв к вам просто перестанут приходить пилоты на вылеты.
Поэтому пробуйте сначала летать с опытными ФК, перенимайте у них опыт, например в тех же открытых флотах EVE Flight School
Опыт боёв
Бой на червоточине.
Нужно помнить - в червоточину можно пройти даже если есть флаг ПВП агрессии, в отличие от гиперворот, если вы или противник на самой червоточине.
Если вы прошли в червоточину и обратно, после второго или третьего прохода появляется эффект поляризация который не даёт возможности сразу пройти ещё раз в червоточину.
Если противник прошёл из ВХ, учитывайте что с другой стороны ВХ может быть основной флот, поэтому смотрим за локальным чатом - если видим что он увеличивается - значит из ВХ проходит подкрепление.
ВХ коллективы часто многооконники, два окна это как правило минимум для ВХ.
Всегда смотрим массу ВХ - если она была существенно нарушена - проходить не стоит - может получиться так, что половина флота останется в ВХ.
При проходе в ВХ - выключайте AB или MWD если конечно задача не закрыть червоточину
Помните и очевидную вещь - на ВХ может быть надут бубль и если вы наварпываете на насканенную ВХ - вы попадёте в бубль, поэтому букмарку червоточины сделайте в стороне в 150+км и с неё переварпываете на червоточину
Принимать бой или нет на невыгодных условиях - решайте сами.
Первый вариант - враг стоит на червоточине, вы в стороне.
можно попробовать использовать двойной отброс при помощи MJD эсминцев- их должно быть двое минимум. Вы наварпываете в 100км от червоточины на которой стоит противник, один MJD-эсминец держаться на расстоянии 500м за вторым и с интервалом 1 секунда нажимаете MJD. после того как флот противника отброшен от червоточины - наварпываем на МJD эсминцы и начинаем бой. Идеально если получилось отбросить часть флота. Такой эффект "контрится" если противник набрасывает друг на друга, например по списку наблюдения скрамблеры.
Сам бой ведётся в зависимости от того на чём противник. ВХ нередко выкатывают арморные форматы типа Leshak с большим количеством логистов - помним пункт что у ВХ два окна норма. Да и сами триглав форматы весьма дамажные при том что в верхних слотах могут быть нейтрики или модули дистанционного ремонта брони. Не дайте наварпать на вас. Триглав форматы очень близоруки, максимальная дальность у Leshak порядка 70км, если вы выехали за пределы этой дистанции - по вам ,0 урона.
Loki очень популярны в формате логистов - они хорошо танкуют на AB сами и могут держать флот. вычислить логи который в роли логистам можно приблизив камеру к нему, запомните как выглядит локи с подсистемой на накачку щитов
из найденного в интернет
1. Перед тем как ФКшить, побывайте на множестве вылетов. Быть хорошим ФК – значит в первую очередь посещать чужие вылеты (под предводительством хороших и плохих ФК) чтобы понять, какой стиль командования для вас наиболее привлекателен и затем выработать свой уникальный стиль.
2. Возьмите в ганг диктора (После патча Revelation они просто необходимы). Моё персональное правило: если я собираю ганг из 10 или более пилотов, я заплачу за слив диктора, чтобы чаще видеть их в вылетах. Это не позволит мне скатиться в маразм и слить всех нахрен.
3. Найдите скаута на ковре. (он сможет незаметно вывести вас на цели даже при больших локалах)
4. Не бросайтесь в отчаянные атаки без необходимости. (lol suicide gewnz hurr)
5. Вступайте в бой осторожно и обдуманно. (Лучше убить несколько крейсеров и никого не потерять, чем убить БШ и слить половину ганга.) Вы хотите, чтобы людям было приятно летать в ганг; тот, кто стал праймари этого БШ, должен знать, что за него отомстят.
6. Почаще информируйте всех о том, что происходит и лучше делайте это заранее. (Конечно, бывает, что не случается ничего важного.)
7. Ваш голос - решающий. Вы - командир. Люди хотят чувствовать себя в ганге комфортно. По крайней мере ведите себя так, как будто вы знаете, что делаете.
8. Давайте людям задания. Те, у кого есть пойнты, проверяют белты и планеты и ставят W во флот, если находят цель. Фриги скаутят на один прыжок впереди и таклят цели.
9. Сразу же пускайте кровь. Не совершайте ошибку, делая 30 прыжков ради большой добычи и пропуская несколько маленьких киллов в пределах 5 прыжков. Даже маленькие черепа делают Трон Из Черепов выше.
10. Если только вы не кемпите, ПРОДОЛЖАЙТЕ ДВИЖЕНИЕ. Защитные ганги собираются не очень быстро, это зависит от вашего местоположения. Опасайтесь, если за вами идёт хвост.
11. Никогда не бросайте свой ганг. Никогда не пропадайте, не передавайте флиткомство другому человеку, кроме как временно и с чёткими указаниями. Если вы ЗНАЕТЕ, что вам нужно будет уйти, с самого начала сообщите гангу, что вы ТОЧНО УЙДЁТЕ по причинам, связанным с реалом, чтобы они внезапно не остались хрен знает где, как слепые котята, без ФК.
12. Используйте в качестве скаутов на фригах добровольцев. Убедитесь, что они в ТСе и правильно настроили овервью.
13. Знайте типы кораблей. Вы должны ХОТЯ БЫ знать все Т1 корабли. И наиболее опасные Т2 корабли, например Vagabond, Sleipnir, Eos и т.д.
14. Попав в затруднительное положение, спросите совета у ганга, там наверняка есть немало молчаливых ветеранов. (Например: “Парни, будем продолжать роумить или лучше покемпим?” "Кого тут лучше праймарить?") Лучше спросить и быть исцелённым от идиотизма, чем промолчать и позволить всем умереть.
15. Знайте состав своего ганга. Сколько таклеров, ДПС, электроники, БШ.
16. Говорите! Назовите праймари, ЛЮБОЕ праймари, но только одно. Когда вы найдёте цель получше, ганг может переключиться на неё. Вы не должны быть единственным, кто спасся из мясорубки, куда вы только что кинули ганг. Дайте людям знать, когда бой проигран, чтобы они могли отварпать.
Продолжение следует.
EVE Online. Подборка гайдов для начинающих игроков.