Найти в Дзене
Советское Кино

«Карнавал»

Оглавление

Татьяна Лиознова сняла фильм «Карнавал» в 1981 году. В основу фильма легла реальная история, произошедшая с провинциальной девушкой, приехавшей покорять столицу и провалившей экзамены. Несмотря на то, что в жизни это событие стало горьким уроком для несостоявшейся студентки, в кино режиссеру и съемочной группе удалось создать прекрасную музыкальную комедию.

Выбор актеров

Ирину Муравьеву утвердили на роль вчерашней школьницы без предварительных проб. Таким же образом на съемки попал и уже известный в те годы Александр Абдулов. По воспоминаниям коллег, он держался с другими актерами на равных, выше кого-то себя не ставил принципиально. А вот Юрий Яковлев, получивший роль отца главной героини, относился требовательно не только к себе, но и к остальным актерам.

Интересно, что судьба Нины Соломатиной оказалась близка не только режиссеру фильма, но и Екатерине Жемчужной, сыгравшей цыганку Карму, пожалевшую юную провинциалку. Обе женщины вспоминали свою молодость и свой непростой путь в столичную театральную жизнь.

И у Татьяны, и у Екатерины все сложилось хорошо. Возможно, поэтому в одном из немногочисленных интервью Лиознова признается, что у Соломатиной все должно было сложиться в конце – такая уж это личность.

Изображение со страницы https://www.kinoafisha.info/movies/7715654/
Изображение со страницы https://www.kinoafisha.info/movies/7715654/

Ах, эта музыка

Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление картины. Композитор Максим Дунаевский сотрудничество с Татьяной Лиозновой позже вспомнит как совместную работу с очень требовательным мастером. При этом признает, что часто режиссер была права.

Один из непростых моментов состоял в том, что Ирина Муравьева петь хотела сама. Однако вместо ее голоса в фильме мы слышим голос Жанны Рождественской. Не обошлось при создании картины без курьезов. Песню «Позвони» Дунаевский переписывал около 10 раз: режиссеру все время чего-то не хватало. Тогда находчивый композитор принес первый написанный им вариант. И услышал, что наконец-то он справился с задачей!

Хореография

Танцевальный ансамбль, участвовавший в съемках, назывался «Ритмы планеты». Тогда младшей участнице было всего 5 лет. Некоторые сцены и диалоги были импровизацией актеров, несмотря на то, что в основном режиссер требовала четкости следования сценарию. Мало кто знает, что помимо Екатерины Жемчужной и ее супруга, снявшихся в фильме, цыганские корни имеет и Борис Санкин, в то время занимавший пост художественного руководителя ансамбля.

Родные сердцу времена

И сегодня хочется пересматривать время от времени фильм «Карнавал». Вероятно, потому что он хорошо снят. Любимые актеры здесь молоды и полны азарта в своей игре. Московские улицы еще не так сильно пострадали от разноплановых построек.

Лица прохожих в кадре выглядят добрее нас – наверно, это из-за того, что жизнь тогда была более размеренной, чем сейчас. Со временем судьба героини стала скромно уходить на второй план, предоставляя нам возможность вспомнить, как все было устроено в восьмидесятые.

А как могло бы быть на самом деле

В жизни история прототипа Нины Соломатиной была грустной, а в фильме она получилась радостной, жизнеутверждающей. Деревенская девушка с простой, доверчивой душой, но с крепким, как сталь, характером, не сдалась с первого раза. Ей удалось добиться своего и стать артисткой. Казалось бы, вот оно, счастье?

Хотя, возможно, не у всех на съемочной площадке было одно мнение. В одном из своих интервью Ирине Муравьевой предложат самой придумать судьбу сыгранных ею в кино героинь. Тогда она скажет про Соломатину, что лучше бы ей было вернуться в родной дом, обзавестись семьей и детьми – в этом призвание этой девушки, где-то рядом и ее настоящее счастье.