Вы замечали, что некоторые люди на слух воспринимают информацию хорошо, а некоторые – не очень? Ну да, есть визуалы, есть аудиалы, а ещё есть кинестеты и дигиталы.
Конечно, это условное определение. И всё же, людей, которые с первого раза правильно слышат учителя в школе, гораздо меньше в процентном соотношении, чем тех, кому надо увидеть глазами, чтобы понять, о чём идёт речь. В идеале на уроках должны работать все каналы восприятия, но разве бывают идеалы в жизни?
Итак, речевая или слуховая, а ещё точнее – слухоречевая память невероятно важна для хорошего усвоения материала. Это касается не только учащихся и студентов, но и взрослых людей. Ведь в жизни нам постоянно приходится слушать и запоминать.
Что же делать, если слышать и понимать с первого раза нам тяжело, но очень надо? Играть. Да, да – играть. Потому что в игре мы все – и взрослые, и дети – учимся эффективно, с устойчивым результатом.
Для развития слухоречевой памяти есть интересные упражнения, которые с удовольствием могут выполнять люди любого возраста. Проведите вечер в семейном кругу с пользой – потренируйте память.
Игра «Магазин»
Вы можете «отправить» ребенка в магазин и попросить запомнить всё, что надо купить. Если ребёнок маленький, то начинайте с нескольких простых предметов, постепенно увеличивая их количество. Ориентируйтесь на своего ребёнка, определяйте нагрузку, комфортную для него, чтобы игры приносили удовольствие и не были в тягость. Дальше поменяйтесь ролями. Теперь ребёнок называет вам список товаров.
Пусть это будут товары из разных магазинов – продукты, игрушки, посуда, лекарства и так далее.
Игра «Корзинка»
Первый игрок (родитель?) говорит: «Я кладу в свою корзинку яблоко». Ребёнок должен повторить: «Я кладу в свою корзинку яблоко и…», – добавляет что-то от себя, например «книгу». Следующий участник (или опять родитель) произносит всё с самого начала: «Я кладу в свою коринку яблоко, книгу и…», – добавляет своё слово. И так далее. Играть можно до тех пор, пока не надоест.
Есть другие вариации на тему этой игры. Можно говорить: «Я пошёл на чердак и нашёл…». А дальше всё то же самое.
Игра «Снежный ком»
Эта игра развивает не только память, но и фантазию.
Принцип игры, как в «Корзинке».
Первый игрок говорит любое слово, например «дом». Второй должен прибавить признак к этому слову: «Дом высокий». Следующий игрок повторяет всё вышесказанное и прибавляет свой признак: «Дом высокий, красный». И так далее. Чем разнообразнее будут признаки, тем интереснее. Например, дом с трубой, со звонком, с жёлтыми окнами, в виде кошки, из мармелада… Старайтесь поощрять детскую фантазию, не ограничивайтесь обычными признаками.
Игра «Башня»
Игра похожа на предыдущие. Игроки по очереди называют животных или героев мультфильмов/сказок, представляя в уме, как они сидят друг на друге. Например, первый игрок говорит: «На траве сидит слон». Второй игрок повторяет предложение и добавляет новое слово, например: «На траве сидит слон, на слоне сидит собака»
Игра «Действуй»
В этой игре надо много двигаться. Взрослый даёт инструкцию, постепенно её усложняя, а ребёнок должен всё выполнить. Например: «Добеги до стола и вернись ко мне». Потом усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза и вернись ко мне». Затем ещё усложняет: «Добеги до стола, постучи по нему два раза, 1 раз подпрыгни и вернись ко мне» и т.д.
Игра «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются несколько слов, не связанных между собой по смыслу: кровать, собака, солнце, книга, море, трактор, радость. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например собака — щенок; близким по звучанию, например море —морс); ребенок должен найти ошибку.
Поменяйтесь ролями.
Игра «Ассоциации»
Можно научить ребёнка запоминать слова методом ассоциаций. Для этого он должен постараться придумать связанный рассказ из слов, которые нужно запомнить. Например, взрослый даёт для запоминания слова: сапог, муравей, река, птица, солнце. Ребёнок может придумать для запоминания, например, следующий рассказ: «Птица охотилась на муравья, который плыл на сапоге по реке. Но солнце слепило глаза, и птица промахнулась». Постепенно количество слов для запоминания увеличиваем.
Кстати, в такую игру очень полезно играть и взрослым.
Играйте чаще, тренируйте память, это благотворно будет влиять на вашу речь.