В 1930-1950-е годы «шестёрку» узнавали по фиолетовому фонарю, 13-й - по красному и синему
До конца 50-х годов на крыше московских трамваев, по обе стороны от номера, располагались цветные фонари, дублирующие номер маршрута. Лобовая панель трамвая № 6, ходившего в Покровское-Стрешнево, светилась белым и фиолетовым, № 13 – красным и синим, № 23 – зеленым и синим. О том, зачем была нужна эта маркировка, рассказал краевед, житель Авиационной улицы Александр Сибикин.
Софит для стрелочника
Будочку стрелочника - маленький домик, обитый железом, у трамвайной развязки «Покровское-Стрешнево», видели? Фонарики разного цвета на крыше трамвая были нужны, чтобы стрелочник издали понимал, какой трамвай приближается, и успел перевести стрелки.
- Цветовые сигналы были введены 1 июля 1934 года, когда трамвайное движение в Москве стало интенсивнее и по одной колее – одним рельсам- стали ходить несколько маршрутов, в том числе – разъезжающиеся потом в разные стороны, - говорит Александр Сибикин. - До 34 года оба лобовых Трамвасофита были красными.
Поворот налево
Стрелочники - еще одна будка стояла на Виндавской улице, рядом с лесопарком - появились в Покровском-Стрешневе в 1938 году.
–Раньше в них не было необходимости. Все тогдашние наши трамваи – и № 13, первенец, он начал ходить к нам в 1922 году, и № 1 – его пустили в 1932-м, и № 23, которым заменили «единичку» - ехали налево, на разворотный круг.
А в 1938 году рельсы продлили до деревни Щукино. Одни трамваи шли вперед, другие по-прежнему поворачивали. Для того, чтобы направлять каждый, куда надо, на трамвайных развязках начал работать стрелочник.
Лучше лома нет приёма
Сейчас трамвайные стрелки передвигаются, как и на железной дороге, централизованно, с помощью автоматики. До начала 60-х годов это делалась вручную.
- Завидев на показавшемся вдали трамвае белый и фиолетовый фонарики – маркировка маршрута № 6 – этот трамвай начало курсировать в Покровском-Стрешневе в 1940-е годы -стрелочник выходил из будки, брал лом, передвигал стрелку - и «шестёрка», гремя и позвякивая, уходила вглубь парка. А со стороны улицы Академика Курчатова – тогда Бодрой - уже показывался следующий трамвай: слева красный лобовой софит, слева – синий. Ага, 13-й. Стрелка возвращается на место, вагон катится вперед. Стрелочник поворачивает голову: какого цвета огоньки на следующем, двигать стрелку или нет?
Интервал - три минуты
Переводить стрелки было нужно как можно быстрее. В идеале – он же должностная инструкция - так, чтобы вагоновожатому не пришлось тормозить.
- Трамвай служил тогда основным транспортом в Москве, а на окраины и в пригороды, чем и было Тушино, вообще ничего больше не ездило, - говорит Сибикин. - В составы из двух-трех вагонов набивалось множество народу, хотя трамваи ходили часто, интервал - три минуты. Если учесть, что по одной колее курсировало несколько маршрутов, в час пик составы двигались буквально один за другим. Это запечатлела старая кинохроника, даже пробки из трамваев были.
Бледнолунный номер
Памятки – какой цифре какой цвет соответствует - размещались в справочниках и путеводителях рядом со схемами движения транспорта.
Так, справочник «Москва» 1935 года сообщает, что цифра 1 в номере трамвайного маршрута обозначается красным цветом, 2 – зеленым, 3- синим, 4 – желтым, 5 – оливковым, 6 – фиолетовым, 7 – голубым, 8 – коричневым, а 9 – романтическим бледнолунным.
Трамвай № 2 имел на крыше белый и зеленый фонарики, № 3 – белый и синий, № 4 – белый и желтый, № 5 – белый и красный, ну и так далее.
На маршруте № 10 цвета менялись местами, слева от таблички с номером размещался красный, справа - последовательно присоединялись все остальные. Соответственно, 11-й номер ездил с двумя красными лампочками на крыше, 12–й – с красной и зеленой, 13-й –красной и синей.
Третий десяток начинался с зеленой двойки. К ней присоединялись все те же цифры: красная единица – 21-й трамвай ходил в Щукино с 1944 года, или синяя тройка – знаменитый 23-й.
Сумерки без светодиодов
Помогала ли маркировка пассажирам, которые ждали на остановке? Да, Светодиодов еще не было, табло наверху трамвая не светилось. С уличным освещением тоже было не очень хорошо, фонари стояли далеко не везде. Да и необязательно в темноте, днем цифры на номере тоже не всегда разглядишь.