Найти тему
музыкальный Хантер

Первый контакт группы Hi-Fi: модная дэнс-поп-музыка от дуэта музыканта-вокалиста и поэта за ширмой трёх нанятых танцоров

  • Альбом: Первый контакт (2021)
  • Исполнитель: Hi-Fi
  • Жанр: танцевальная, клавишная электроника, поп, хаус
Для того времени вполне обычная обложка.
Для того времени вполне обычная обложка.

Русская музыка конца 90-х особенно интересна. Вот и в отечественной попсе нашлась одна из до сих пор сияющих жемчужин – дебютник Хай-Фая (на самом деле проекта Orbita, часть песен которого позже перейдут в репертуар Hi-Fi). Однако сначала как всегда предыстория этой мистификации.

За пару лет до этого новосибирский музыкант Павел Есенин, после творческих изысканий и небольшого тура по Европе, объединился с поэтом Эриком Чантурией в творческий союз, первой ласточкой которого стала бессмертная Ты не верь слезам их земляка – певца Шуры.

А песня Не дано (о ней ещё поговорим) изначально полагалась как раз ему, но не совсем подходила господину Медведеву по настроению и темпераменту. Чтобы избежать такие казусы, Есенин ещё до основания Hi-Fi решил петь сам, и не отступал от этого правила вплоть до конца нулевых. Скрывалось это долго и с юмором.

И другие причины были на это: сосредоточение на творчестве, нежелание гастролировать, отвлекаться от написания музыки и пения стихов коллеги по ремеслу.

"Ты прости" – знаковая вещь в дебютном альбоме, и не только. Этакая изюминка: глубокая электроника, мягкость ударных и детский хор явно с уклоном в тематику церкви и духовности в лучших традициях немцев Enigma. Талант Павла Есенина проявился также и в продюсерском деле.

К слову, до сих пор удивляет тот факт, что о вокальной истории Павла Есенина мало кто знает. Ведь музыкант, которого многие обоснованно считают гением, всегда пел за якобы "фронтмена" коллектива Митю Фомина. А выходец из танцевальных стриптиз-клубов Тимофей Пронькин и балерина Оксана Олежко из золотого состава, как и остальные, отношения к написанию текстов/музыки и просто песен не имели никакого отношения. Каждый пел на сцене под фонограмму, что тем более тогда никого не удивляло, не возмущало. Более того, они и рта не открыли ни разу в студии, за них всё делал другой человек, которого и кукловодом не назовёшь. Слишком однобоко. Зато в визуальном плане Хай-Фай идеально сочетался с музыкой и текстами; это работало.

Это фотосессия для следующего альбома, который не так удался, как "Первый контакт".
Это фотосессия для следующего альбома, который не так удался, как "Первый контакт".

Создание группы-ширмы, которая открывала бы рты под фанеру, танцевала и обеспечивала медийный свой образ как куклы, – шаг нестандартный, зато продуманный и расчётливый.

В дальнейшем это позволило господину Есенину стать по-настоящему дерзким прогрессив-визионером нашей поп-эстрады, отдавшему дань всей танцевальной музыке 90-х с энергией европейских танцполов и Новосибирских сетов. И он доказал, что главное в первую очередь – музыка.

Название группы, кстати, придумал имиджмейкер Алишер. А будущих участников собрали прямо в процессе съëмок клипа на Не дано. Там они и познакомились.

Песня прогремела на всё СНГ, став бессмертной классикой русской попсы (та же участь позже постигнет позже легендарного Беспризорника, а также последующих песен). По современному звучанию и узнаваемой мелодике песня пришлась по душе ценителям Иванушек с Отпетыми мошенниками. Хотя в плане глубины осмысленной лирики трек смотрится на Русском Радио неоднозначно. Явно претендуя на большее.

А Первый контакт с первого дня после выхода в следующем году, законтактировал с многомиллионной аудиторией, сразу заполучив себе уймы пиратских копий, как всегда превышающих тогда официальные продажи. Без признания публики не обошлось тоже.

И ясно почему: по-западному моднейший танцевальный звук, свежайший и сегодня; в одном флаконе, содержимое которого нежалко вылить в уши, смешали разные электронные направления, передав привет Ace of bace (Call me Misha) и той же Enigma (Нить). Будто бы пытались угодить всем усидчиво на нескольких стульях, причём оно получилось.

Напевная "Беспризорник" в один миг стала тоже суперхитом, и дело тут не только в отданию дани бездомным детям проходных дворов (с). Трек навсегда оккупировал Отечественные радиоэфиры и удостоился звания песни года тогда же. Заслуженно.

Местами музыканты аж уходят в псевдо-социализм (Пионер) и RnB (Don't give up), не забывая про узнаваемый клавишный инструментал (Georgia) и медляки (Childhood). В песнях остаётся глубина, и их пространство словно дышит.

Субъективно данный релиз – лучшее, что случалось с русской попсой в целом (чего говорить про звание лучшего поп-альбома 1999 года). После него, вместе с Михеем и "Гостями из Будущего", проект Павла Есенина и Эрика Чантурии стал неотъемлемой её частью и ведущим хэдлайнером. А индустрия русской музыки на ближайший год-два стала диктовать моду остальным исполнителям и артистам, буквально в один миг став по-западному крутой и популярной, с оглядкой на будущее. В дальнейшем такой искры уже не будет, но тем ценнее данный артефакт.

В первую очередь рекомендуется сей диск рядовому слушателю, как и аудиофилам и желающим ностальгировать по нашему музыкальному наследию. А для самых искушённых меломанов прилагается оцифровка записи с кассеты. В ней более живой звук и сильнее ламповость, чем в оригинале:

Что касается самого музыкального наследия, то им является добрая половина песен в треклисте.

Тогда Hi-Fi навсегда вошли в историю, в дальнейшем отличаясь больше локально хитовыми песнями, чем полноценными релизами. Оно предсказуемо: в начале творческого пути веет большей свободой, рвением к чему-то новому и передовому.

Затем последует шаткая стабильность и уход Мити Фомина в сольное плавание; впрочем это уже совсем другая история, поэтому наслаждайтесь, кхм, Первым контактом!

ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify | Youtube | Apple Music

-3
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф