Часто бывает так, что музыкант по той или иной причине не любит собственный хит. Причин подобной неприязни к своему же детищу (да ещё и успешному) может быть масса: отвлечённость публики от остальных произведений, титул «автора одного хита», навязчивость радио, в конце концов... Несмотря на колоссальный успех, порой шлягеры становятся для своих авторов настоящей головной болью, от которой, кажется, уже никогда не избавиться...
Можно подумать, что подобная дилемма касается только современных звёзд – прославленных рокеров и поп-икон, но это вовсе не так. На самом деле даже великие классики имели в своём арсенале произведение, которое имело бешеную популярность, и было крайне ненавистным из-за этого. Это топ классических музыкантов, которые терпеть не могли собственные композиции...
Бетховен презирал Септет соч. 20
Людвига ван Бетховена часто описывают как ворчливого и вспыльчивого перфекциониста, и это – абсолютная правда! В каждой своей новой работе Бетховен, прежде всего, стремился превзойти самого себя. И он очень злился и гневался, если не получалось этого сделать. Поговаривают, что Бетховен был мастером самокритики, и что никто не критиковал его лучше, чем он сам.
«Септет соч. 20» – одно из ранних произведений Бетховена, написанное, когда ему было около 20 лет. Вопреки распространённому убеждению, это не похоже на сверхтяжелое, скорбное произведение. Скорее, это причудливый «классический поп-хит». Тем не менее Бетховен искренне презирал его, так как считал, что данное произведение не достаточно хорошо...
Чайковский терпеть не мог увертюру 1812 год
Много написано о Петре Чайковском, первом выдающемся русском композиторе-международнике. Калифорнийский симфонический оркестр описывает его как «чувствительного», «измученного» и «склонного к огромной тоске и приступам депрессии». Родившийся в семье рабочего в крошечном городке Воткинск в 1840 году, Чайковский рос, увлекаясь музыкой, и боготворил таких музыкантов как Моцарт. Он добился славы и признания в высоких кругах, но никогда не владел домом. Когда он решил, что с него хватит постоянных разъездов, поселился в Петербурге и там же умер от холеры. Между тем он враждовал с такими композиторами, как Брамс, которого он называл «тщеславной посредственностью» и «бездарностью». Он также оставался весьма самокритичным.
Одно из самых известных произведений Чайковского – увертюра «1812 год». Это странная пьеса – извилистая, полная сращенных вместе мотивов, а в конце используются настоящие пушки. И, конечно же, Чайковский ненавидел это. Он назвал это своё произведение «очень громким, шумным и совершенно лишённым художественных достоинств, явно написанным без тепла и любви». Работа была заказана как произведение, посвящённое Бородинскому сражению 1812 года, и должно было пробудить любовь к стране.
Вагнер ненавидел Риенци
Один из самых интересных немецких композиторов, Рихард Вагнер любил покритиковать – причём как самого себя, так и коллег по цеху. Но если говорить о его самом ненавистном произведении, то это, конечно, опера «Риенци».
Вагнер ненавидел «Риенци» по нескольким причинам, но особенно из-за того, что это была одна из его ранних опер, которую он считал недостаточно хорошей. Сам композитор называл произведение «отвратительным», потому что считал его слишком условным. Тем не менее многие люди считают данную оперу очень трогательной и мощной.
Равель искренне не понимал успеха Болеро
Морис Равель – французский композитор 20-го века с явно нежным, плавным, полностью «антивагнеровским» подходом к музыке. Слушать Равеля – всё равно, что слушать художника: впечатления вспыхивают и плещутся, чувства разворачиваются и расширяются, а музыка увлекает слушателя в тихие промежутки между нотами... Отец Равеля, Джозеф, был инженером и изобретателем. Его мать была баскско-испанкой и любила музыку. Эти два интеллектуальных и культурных влияния слились в Равеле, который с раннего возраста любил музыку и изучал композицию. Свой первый сольный концерт он дал в 14 лет.
Только по этой информации можно понять, почему Равелю никогда не нравилось одно из его самых известных произведений – «Болеро» 1928 года. Оно содержит некоторое фирменное внимание Равеля к композиционным деталям, но очень повторяется и лишено большей части нюансированной текстуры других его работ. «Болеро» длится 15 минут, имеет непрерывный и неизменный маршевый ритм и повторяет одни и те же две музыкальные фразы снова и снова. Зачем же Равель написал его? Если верить истории, то только потому, что другой музыкант уже написал адаптацию, которую он хотел написать. Критики раскритиковали «Болеро», но публике произведение понравилось. Сам Равель называл его «оркестровкой без музыки» и был озадачен тем, почему оно вообще понравилось публике.