Я приехала домой вечером, позднее обычного, но довольная : целый день мы с малышом провели в гостях у моей подруги Наташи. После визита успели еще зайти в магазин и в пункт выдачи заказов, поэтому дома были около семи. Супруг отсутствовал: после работы он тоже отправился на встречу выпускников и обещал быть очень, очень поздно.
Дома было совсем тихо. Странно, старшая дочь давно должна была прийти из школы. "Может, занятие в художке перенесли? " - подумала я.
- Полина, ты дома? Полин?
- Дома, дома... Привет. - раздался приглушенный голос из-за двери.
Ну ладно, захочет - выйдет. Я была не в настроении воспитывать колючего подростка. Может, у неё там по видеосвязи беседа с любовью всей её жизни, а мать тут лезет со своими "здравствуйте".
Мы с малышом отправились на кухню, поесть и как-нибудь провести час-полтора до того момента, когда нужно будет идти укладываться спать. Я чувствовала себя усталой, так как по пути домой мы попали в пробку, и малыш неудачно заснул в транспорте. Потом пришлось будить, и, разумеется, он капризничал.
На кухню зашла Полина.
- Мам, привет.
- Привет. Есть хочешь?
- Неее , я уже ела.
Ага, ела она. Возле раковины валялась коробка от доширака и конфетные фантики. Я только вздохнула: как и многие подростки, Полина ест джанк-фуд при любой возможности, игнорируя аргументы взрослых.
- Мам, а папа скоро придёт? Мне не дозвониться...
- Нет, не скоро. Он с друзьями встречается. А что?
- У меня тут математика... Нам задали домашнюю контрольную. И я не понимаю....
- О, тут я тебе не помощник. Извини.
С алгеброй у меня действительно туго, несмотря на то, что в школе была пятёрка. Двадцать лет назад я знала все формулы, но после сдачи выпускного экзамена эти знания моментально выветрились из головы за ненадобностью. Поэтому в нашей семье чёткое разделение: я помогаю дочери с гуманитарными и творческими предметами, а папа - с точными науками.
Полина, услышав мой ответ, повесила голову и ушла.
В в начале девятого я вспомнила, что нужно погулять с собакой. Брать с собой младшего ребёнка не хотелось, поэтому я постучала к Полине, решив предложить ей выбор: погулять с питомцем или посидеть с братиком. Из-за двери раздался невнятный писк, который я приняла за приглашение войти.
Полина сидела за партой и сдавленно рыдала. Свесив голову над тетрадью, она поливала слезами испещренные иксами и игреками листочки, а к распухшему красному носу прилипла прядка волос. Полину трясло. Это было похоже на истерику.
- Поля, что случилось?
- Ляля! - вскрикнул увязавшийся за мной малыш Виктор. Он тут же заревел, глядя на сестру, и стал хватать ее ноги своими маленькими пухлыми ручками. Как ни странно, это немного отвлекло Полину и она наконец начала отвечать на мои вопросы. Нет, она ни с кем не поссорилась, её не обижали, никто не умер. Дело было в той самой математике.
В начале учебного года у Полины случилось недопонимание с учительницей алгебры и геометрии. Она дама строгая и требовательная, помимо школьной программы даёт задания со звёздочкой; за словом тоже в карман не лезет и может очень едко прокомментировать "знания" какого-нибудь оболтуса; а дочь у нас - истинный художник и нежный цветочек, и с математикой она "на Вы". Ей бы основы запомнить, куда там олимпиадные задачки. В общем, было недопонимание, весьма нервное состояние ребёнка и даже небольшой конфликт, который в итоге разрешили путём конструктивного диалога с привлечением родителей. Полина вместо двоек начала получать скромные троечки и иногда даже четвёрки, а панические атаки у школьной доски остались в прошлом.
И вот, здрасте приехали, опять. Истерика из-за математики.
Я отправила дочь прогуляться с собакой, а заодно проветрить голову. Сама позвонила мужу. Он был недоволен: оказывается, это задание дали Полине несколько дней назад. Он предлагал ей сделать заранее, но она не захотела, по привычке оставив все на последний день и забыв, что у папы планы на этот вечер.
- Я не буду сейчас что-то ей по телефону объяснять. Пусть делает сама. Не сделает - получит двойку. Я эту встречу давно планировал и всё ей говорил...
Ну что ж, резонно. Вообще эта ситуация весьма в духе нашей Полины: отложить всё самое сложное на последний день! Я полистала задания, прикинув, смогу ли чем-то помочь. Нет, в голове чистый лист.
Я, конечно, бешусь , когда Полина ленится и не делает уроки. Бывает, это заканчивается разговором на повышенных тонах или жёстким контролем за выполнением каждого задания. Но сейчас мне было очень жалко дочку. Я не хотела повторения всей этой нервной истории с круговоротом двоек. И не хотела конфликта со свекровью: бабушка считает, что плохие оценки недопустимы в принципе, а потому после каждой двойки выносит мозг и Полине, и её отцу.
....
Укладывая сына, я мысленно перебирала в голове знакомых, пытаясь вспомнить кого-то, кто дружит с математикой. Пусто. Сделала даже запрос в приложении с репетиторами, но никто так срочно не откликнулся.
Спустя полчаса, когда сын уже тихонько сопел в кроватке, мой телефон завибрировал от сообщений: я состою в чате мам нашего района, и время с девяти до двенадцати ночи - самое активное. Мамы укладывают малышей и начинают писать в чат, общаться, болтать и делиться новостями.
Не особо надеясь, я закинула в чат просьбу о помощи. Девчонки попросили прислать фото, надеясь решить всё общими усилиями. В итоге все обсудили сложность заданий, придуманных самолично учительницей, посетовали на невозможность списать, ужаснулись тому что это всего лишь седьмой класс... Решать никто не стал; постепенно беседа ушла в другую сторону. И тут одна девушка, совершенно мне незнакомая, и вообще редко заходившая в наш чат, пишет:
- Ой, а мне муж сказал, что может сделать. Говорит, тут всё легко...
Ну, кому -то может и легко. Жаль, что не нам 😄
Господи, как я была благодарна и ей, и её супругу! Слава богу, что из пятнадцати заданий в контрольной Полина самостоятельно сделала около десяти, а пять самых сложных были сфотографированы и отправлены доброму незнакомцу. Он предложил ещё записать голосовое сообщение с объяснением вариантов решений, но я постеснялась тратить его время: Полина еле успокоилась и была не в состоянии усваивать информацию.
Через полчаса дочь уже переписывала всё на отдельный листок. Она немного повеселела, а я, пытаясь придать голосу строгости, объясняла ей, что это была разовая акция, и что в дальнейшем нужно правильно планировать своё время и делать математику вместе с папой. Решив, что с дописыванием и сбором портфеля она справится сама, я ушла в комнату к малышу.
...
Телефон зажужжал. "Мама! - писала Полина мне в телеграм. - Ты меня очень сильно выручаешь 😭😭😭 я буду начеку. Спасибо, мам".
. . .
Ну что ж. Ещё один маленький камешек для фундамента хороших дочко-мамских отношений. И нет, я не считаю это зарабатыванием дешёвого авторитета. Я считаю, что иногда своего ребёнка можно пожалеть и помочь ему, пусть даже это идёт вразрез со школьными правилами.