Найти в Дзене

Нанайский театр "Бури" в Хабаровске.

"Грамотный человек- словно солнце, неграмотный- что черна ночь." Нанайская пословица. Бури на нанайском языке означает "лук для стрельбы", а так же слово "дающий." Кстати, когда-то в районе хабаровского Утеса было стойбище Бури, а ближайшие реки — Чердымовка и Плюснинка (нынче Амурский и Уссурийский бульвары, соответственно)- назывались Хэдиэ Бури и Солиа Бури- Нижняя и Верхняя Бури. В марте сего года исполнилось девять лет театру "Бури́"- театру аборигенов и метисов Приамурья. За это время получилось выиграть грант Администрации Хабаровска, более менее сформировать основной состав для первого спектакля и начать репетиции. Приютился новый театр в помещении другого хабаровского небезызвестного театра- "Триады", бессменный руководитель которого- Вадим Гогольков- помогает новорожденному и в качестве режиссера. Ставят все дружно спектакль по произведению хабаровского писателя Виктора Еращенко "Время сновидений"- пьеса об отношениях человека и природы. Параллельно шьют костюмы и готовят соо

"Грамотный человек- словно солнце, неграмотный- что черна ночь."

Нанайская пословица.

Труппа театра "Бури"
Труппа театра "Бури"

Бури на нанайском языке означает "лук для стрельбы", а так же слово "дающий." Кстати, когда-то в районе хабаровского Утеса было стойбище Бури, а ближайшие реки — Чердымовка и Плюснинка (нынче Амурский и Уссурийский бульвары, соответственно)- назывались Хэдиэ Бури и Солиа Бури- Нижняя и Верхняя Бури.

В марте сего года исполнилось девять лет театру "Бури́"- театру аборигенов и метисов Приамурья. За это время получилось выиграть грант Администрации Хабаровска, более менее сформировать основной состав для первого спектакля и начать репетиции.

Леонид Сунгоркин- руководитель театра "Бури".
Леонид Сунгоркин- руководитель театра "Бури".

Приютился новый театр в помещении другого хабаровского небезызвестного театра- "Триады", бессменный руководитель которого- Вадим Гогольков- помогает новорожденному и в качестве режиссера. Ставят все дружно спектакль по произведению хабаровского писателя Виктора Еращенко "Время сновидений"- пьеса об отношениях человека и природы. Параллельно шьют костюмы и готовят соответствующие музыкальные инструменты. В музыкальной сфере театру помогает Виктор Бондаренко- этно-композитор, знаток национальной музыкальной культуры коренных народов и, по совместительству, известный дальневосточный музыкант.

Первый спектакль, данный театром "Бури", состоялся в мае 2015 года.

Репетиция театра "Бури"
Репетиция театра "Бури"

Театр "Бури"- второй в истории Приамурья. С 1936 по 1940 год в Найхине существовал Нанайский национальный театр, в его состав входили драматическая, хоровая и музыкальная группы. Лучшие колхозники и комсомольцы ставили и играли спектакли, в которых соединялись древние пласты народной культуры, классические пьесы и веяния нового, советского времени. Жизнь уникального коллектива оказалась недолгой, путь в искусстве сложным, и это тема отдельного исследования. В своё время к идее национального театра вернулся Леонид Сунгоркин и сумел найти единомышленников.

Репетиция театра "Бури"
Репетиция театра "Бури"

Свое имя "Бури" взял от названия нанайского стойбища, на месте которого основан Хабаровск. Первой театральной работой стал спектакль "Время сновидений" по пьесе дальневосточного поэта и драматурга Виктора Еращенко. Творческий процесс увлек и объединил актеров-любителей и профессиональных постановщиков. Режиссером стал художественный руководитель хабаровского театра "Триада" Вадим Гогольков, сценографию создал главный художник "Триады" Сергей Ким, а ее отдельные элементы- художник Николай Холодок, костюмы по эскизам Кристины Хазиахметовой сшили студенты Хабаровского технологического колледжа. Музыка в постановке играет одну из знаковых ролей, и это обрамление создал музыкант и аранжировщик Виктор Бондаренко, владеющий игрой на многих музыкальных инструментах коренных народов Амура.

Мемориальная доска на стене дома по улице Фрунзе в Хабаровске, где жил Виктор Еращенко.
Мемориальная доска на стене дома по улице Фрунзе в Хабаровске, где жил Виктор Еращенко.

Репетиционный процесс, ставший временем счастливого сотворчества, занял полтора года. Первые встречи, обсуждения, споры, продвижение по сценарию, поиски важных акцентов, проникновение в характеры героев пьесы — все фиксировалось на кинокамеру участниками спектакля. Именно этот живой материал стал основой фильма Альберта Самойлова. Кинорежиссер увидел сначала премьеру "Времени сновидений" на сцене "Триады", а потом, уже работая с предоставленными ему записями, перемотал время назад. Так из "рабочих" эпизодов возникла история рождения национального театра. Но самое главное между строк. Режиссеру удалось высветить то, как постепенно участники спектакля, а среди них разные поколения коренных народов Амура, постигают культуру и философию предков, осознают свою причастность и ответственность за сохранение этих традиций.