Как только возникло искусство фотографии, появились люди, которые на этом делали свой маленький бизнес. Но некоторым бизнес казался слишком мелким, и они его пытались расширить.
Одним из пионеров в этой области был Уильям Мамлер. Он не был профессиональным фотографом, а зарабатывал гравировкой ювелирных изделий. В какой-то момент ему в голову пришла идея и он ею воспользовался сполна.
Фотографии стоили целый доллар (это было довольно дорого по тем временам), но Мамлер придумал, как продавать те же самые фотографии в десять раз дороже.
Появление фотографии в мире фантастическим образом совпало с мощной волной увлечения спиритизмом. В XIX веке американцы очень большими партиями отправляли друг дружку в мир иной (гражданская война и все такое), а потому всегда находились безутешные родственники, мечтавшие хоть как-то прикоснуться к ушедшему.
Это сейчас «фотошоп» есть у каждого в телефоне, а в те времена явление «двойной экспозиции» большинству людей еще было неведомо. Мамлер давал в газетах объявление, в котором предлагал любому человеку сделать фотографию вместе с его усопшим родственничком. Люди велись на эту ересь пачками. Делали заказ, сообщали с кем хотят сфотографироваться и терпеливо ждали проявления фотографий.
И, о чудо, чаще всего на фото вместе со страдальцами возникал бледный образ того, кого они оплакивали. На все вопросы Уилли делал морду кирпичом и заученно отвечал: «Понятия не имею, почему эти призраки выбрали меня! Я сам был поражен, когда обнаружил, что моя камера стала снимать призраков».
На самом деле, конечно же, все это был спектакль, организованный и вдохновленный, судя по всему, не только Уильямом. «Ищите женщину» и найдете «медиума-целителя» по совместительству являющегося женой фотографа.
Духи, конечно же, возникали не просто так. Ходили слухи, что на Мамлера работала целая бригада воров-форточников, которые проникали к заказчику в дом и тырили (или копировали) нужную фотографию, которую старина Уилли потом с блеском использовал (благо, долго искать не приходилось, фотка в траурной рамке обычно стояла на самом видном месте в доме).
Каждая такая удачная операция приносила ему баснословные барыши и славу. Народ видел «реальное доказательство» и валом валил в салон. В случае же неудачи (не удалось найти фото, к примеру) призраки становились столь размытыми, что угадать в них нужного человека мог только тот, кто очень этого хотел (граверу-художнику не представляло сложности придать духу сходство с нужным человеком, описание которого заказчик охотно давал лично). В особо тяжелых случаях призраки тупо не являлись на фотосессию и спрашивать за это было вроде как не с кого!
Бывали и проколы, конечно. Как-то Мамлер сделал фото одной женщины с призраком ее брата, который сгинул на войне. Но тут брательник взял, да объявился, очень удивившись, что его уже успешно сфотографировали с того света. Мамлер и тут как-то умудрился отовраться, не впервой!
В начале 1870-х фотоателье Уильяма Мамлера посетила сама Мэри Тодд Линкольн, вдова 16-го президента США. Она заказала фотографию своих мужа и сына (маленький Вилли Линкольн умер в 1862-м году, а Авраам Линкольн был убит в 1865-м.) Тут уже Мамлер не ударил лицом в грязь, так как фотоматериала было предостаточно даже с учетом того, что Википедии тогда еще не было, но Линкольн ему очень быстро и жестко отомстил.
Сколько веревочке ни виться… В 1868 году Уилли был пойман за руку в очередной раз. Его выслали в Нью-Йорк и арестовали. В суде свидетельствовал сам Ф.Т. Барнум (да, тот самый). В качестве доказательства Барнум продемонстрировал судье снимок, где он лично был запечатлен с самим Авраамом Линкольном, а потом объяснил как легко эту фотографию изготовить методом двойной экспозиции (представляю, как дух Линкольна в этот момент злорадно хихикал на небесах, потирая невидимые ручки).
В тюрьму Мамлер не попал, но умер в нищете в 1884 году, оставив мемуары «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов».
Под конец жизни бумеранг кармы настиг и ударил афериста «со всей пролетарской ненавистью». Уильям бегал кругами по окрестностям и вопил, что его преследуют призраки. Может, комедию ломал, чтобы оправдаться, может, крышей тронулся, а может, духи ему так мстили. Кто же теперь расскажет?!