Найти тему
Переезд в Панаму

9 ошибок на старте бизнеса в Панаме (комментарии к статье Михаила Колесникова основатель Benza)

Оглавление
Panama City
Panama City

В поисках ответов на свои неудачные старты я наткнулась на статью Михаила Колесникова "9 ошибок при выводе сложного продукта на зарубежный рынок". Вот ссылка на первоисточник.https://rb.ru/opinion/produkt-na-zarubezhnyj-rynok/

С чем-то я согласилась, а вот с что-то требовало коррекции с учётом страны, где я сейчас нахожусь. Текст будет частично из статьи, частично прокомментирован мной. Получились очень жизненные советы, спасибо Михаил!

Итак, запоминаем:

Ошибка 1. Выводить продукт несоответствующего уровня.

Я прокомментирую со стороны Панамы. Несоответствие может быть не только в худшую сторону! Типа вы не дотягиваете, но и, к сожалению, в лучшую. Когда вы заявляете здесь об уровне и качестве, вас могут просто не понять и не воспринять). Не приучены просто ещё).

Ошибка 2. Пытаться сразу найти покупателя.

С этим соглашусь. В Панаме у вас и не получится этого сделать. Только траты, слёзы и переживания. Потеря денег. Лучше всего начать с малой презентации услуги. Я это называю «промо мероприятие», так как связана с их организацией. Смежный бизнес тоже может выстрелить. Ну не лезет ваш товар или услуга в местные умы! А другое вы и не умеете, или, всё-таки умеете? Раскиньте вашу супер-пупер идею на более мелкие услуги. Почему? Читаем пункт 1. Потому что менталитет Латинской Америки! Может у них неперевариваемость чего-то нового и качественного. Начните с мелкого и постепенно добавляйте.

Ошибка 3. Участвовать в выставках, чтобы продать продукт.

Даже если ваш продукт уникальный, новый на рынке — надо понимать, что изначально он никому не нужен. Мы находимся далеко, разговариваем на другом языке, к нам относятся настороженно.

А в Панаме, так мы вообще воспринимаемся, как конкуренты, ещё и с образованием и деньгами! Поэтому бесполезно рекламироваться через выставки. Посмотрят, похлопают по плечу и не купят. Потому что ты «Чужой»!

Ошибка 4. Брать в партнеры первого, кто согласится. Этот пункт прям про Панаму.

При работе в других странах возникает необходимость сделать совместную компанию, и здесь тоже можно ошибиться. Не стоит сразу заключать соглашение с первым, кто изъявил желание стать партнером. Люди конкретными делами должны показать, что они заинтересованы в сотрудничестве с вами.

Как же это работает в Панаме? Дайте простое задание со сроком. Если человек панамской наружности вернётся , то он заинтересован. Не верьте, если вам говорят «Да, это круто, мне интересно». Панамцы не умеют отказывать, такая у них в голове программа.

Что делать?

Если 2 раза человек просрочил или не ответил, или не вернулся с ответом- вас сливают! Ваша идея ему не интересна! Просто забыть и начать заново.

Ошибка 5. Отдавать партнеру эксклюзив

Если хотите достичь результата, берите все в свои руки.

Больше слушайте, меньше обещайте. И никакие «договоры о неразглашении коммерческой тайны» в Панаме не работают! Если вы указываете страну решения спора именно Панаму, то можете очень сильно налипнуть. С кем, простите, вы будите судиться за идею? С коренным панамцем? У которого пол семьи в суде работает. Не смешите мои подковы! Проверьте человека 150 раз и выберите правильную, удобную для вас юрисдикцию.

Ошибка 6. Отдавать управление проектом в стране в руки зарубежных партнёров

Избавьтесь от иллюзий, что какой-то сильный зарубежный партнер все сделает за вас. Нужно постоянно держать руку на пульсе, выделить на это человека, который будет каждый день контролировать буквально все действия партнёров.

Добавлю от себя, опять таки с учётом Панамы… Пинать ежедневно! Если после 2-х пинков тело не начало шевелиться, то либо вызывать скорую, либо увольнять к чёртовой бабушке! Дидактика не сработает от слова "вообще".

Ошибка 7. Организовывать совместную компанию на паритетных началах

Если вы активно вкладываетесь в развитие бизнеса в другой стране, не стоит делить компанию на паритетной основе с партнером. Оцените свой вклад и вклад партнера и начинайте с предложения небольшой доли.

Вот с этим пунктом я бы поспорила! Это не про Панаму, это про что-то цивилизованное. В общем, в этой стране для партнёров местного разлива деньги- не такая большая мотивация. Что для них мотивация, я пока не знаю. Но! Про сложное деление долей лучше вообще не зарекаться. Только живые деньги, как за подряд!

Ошибка 8. Не прописывать правила работы

Все условия, о которых вы договариваетесь, нужно обязательно фиксировать на бумаге. Заранее прописать вариант выхода из партнерства: на каких условиях вы имеете право расторгнуть соглашение — прежде всего, из-за отсутствия результата.

Золотой пункт! Да, да и только так! В Панаме точно. Объясняю. Пример. Вы берёте на работу несчастного панамца, например в ваш ресторан, а он не черташечки не делает! Ну может что-то делает, но со свойственной ленью. Он то не заинтересован в выручке. Вы ему всё-равно за день заплатите. А попробуйте не заплатить! Он подаст в суд, и суд , в этой стране, будет на его стороне. Ведь вы не подписали с ним условие, при которых он будет уволен! Отнеситесь к этому очень серьёзно. Помните вы опасный, наглый иностранец!

Ошибка 9. Не учитывать местный менталитет или слишком подстраиваться под него

У каждой страны своя специфика. Понятно, что не стоит приходить туда с нашими правилами поведения. Нужно заранее изучить, с кем разговаривать, как здороваться и вообще как себя вести в разных ситуациях. Есть нюансы, связанные и с порядком работы.

Некоторые страны привыкли работать в «лайтовом» режиме, не перенапрягаясь. Пытайтесь установить свои правила и темпы работы, не нарушая этических и законодательных норм страны.

Например, нужно зафиксировать длительность рабочего дня. Мириться с тем, что работники делают какой-то производственный цикл, который длится полчаса, за шесть часов или двое суток, не стоит. Необходимо выстроить регламенты и ежедневно контролировать их выполнение.

С этим пунктом тоже соглашусь и объединю с 8м.

Всем удачи в развитии бизнеса! Вопросы вы можете задать @kseniyafoxspb