Найти тему

Об оптимизации направлений подготовки профессионального образования в рамках работы по реформированию системы образования Российской Федерац

В Послании ФС РФ 21.02.2023 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу об организации оперативной и эффективной работы по реформированию профессионального образования:

«За последние годы ощутимо вырос престиж, авторитет среднего профессионального образования. Спрос на выпускников техникумов и колледжей просто огромный, колоссальный...

Считаю, что мы должны существенно расширить проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия, работодатели в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные программы исходя из потребностей экономики...

Задача конкретная – за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.

Наконец, очень важный вопрос – о нашей высшей школе. Здесь также назрели существенные изменения с учётом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.»[1]

Рассмотрение этого вопроса целесообразно осуществить с учётом структуры профессионального образования в России. В течение 30 лет она получила существенные изменения, что не могло не сказаться на качестве подготовки профессиональных кадров страны.

До 2012 года в Российской Федерации профессиональное образование структурно состояло из: начального профессионального образования (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ); среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.[2]

С 2012 года его структура приобрела следующий вид: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.[3]

Что принципиально изменилось в структуре профессионального образования в России?

Первое – исчезло начальное профессиональное образование (подготовка медсестёр, токарей, слесарей, сварщиков, фрезеровщиков и тому подобное). Оно потерялось в рамках среднего профессионального образования (подготовка фармацевтов, фельдшеров, бухгалтеров, мастеров и так далее). Вместе с исчезновением формулировки «начальное профессиональное образование» начала исчезать производственная учебная база, квалифицированный преподавательский состав по рабочим специальностям. В результате произошло значительное ухудшение подготовки обучающихся по рабочим специальностям. Следствием такого его состояния явились следующие доминирующие факторы:

- принудительное/объективное поглощение образовательных организаций начального профессионального образования образовательными организациями среднего профессионального образования;

- резкое сокращение возможностей выпускников рабочих специальностей по трудоустройству, например ГБПОУ Кулебакский металлургический колледж(расположен в регионе с хорошо развитой тяжёлой промышленностью – Нижегородская область, город Кулебаки) реализует значительное количество рабочих специальностей (13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 15.01.30 Слесарь и другие),[4] однако большинство выпускников не может найти себе работу по специальности и просто занимаются самозанятостью. Основная причина – для того чтобы поднять свою профессиональную квалификацию до уровня востребованности на промышленных предприятиях надо где-то серьёзно практически работать по специальности, а таких должностей в регионе мало. Руководители предприятий предпочитают не брать на работу выпускников, а заманивают к себе уже состоявшихся специалистов, например сварщиков.

Второе – подготовка кадров высшей квалификации была включена в структуру высшего образования. Такой шаг практически уничтожил смысл аспирантской подготовки. Самостоятельность работы аспиранта значительно сократилась. Современный аспирант вынужден работать в режиме, который раньше соответствовал режиму студентов выпускных курсов. Такие изменения, естественно, снизили качество работы аспирантов. Выпускники аспирантур реально реже стали защищаться, например Дмитрий Ливанов (ректор Московского физико-технического института) в интервью Российской газете отметил: «важно, чтобы аспирантура эффективно работала. Сейчас в среднем по стране достаточно низкий уровень тех, кто завершает аспирантуру защитой диссертации. В МФТИ этот уровень один из самых высоких - более 50 процентов защит. Нужны серьезные усилия для того, чтобы сделать аспирантуру качественным эффективным уровнем образования.»[5]

Из вышеизложенного вытекает, что для того, чтобы в течение пяти лет реально выполнить задачу, поставленную Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации по реорганизации системы образования, необходимо произвести реальные структурные и содержательные изменения профессионального образования России.

Во-первых,вернуть начальному профессиональному образованию статус самостоятельного уровня профессионального образования, выведя его из уровня среднего профессионального образования. Создать условия, чтобы образовательные организации начального профессионального образования имели тесный контакт с соответствующими производствами, были оборудованы необходимой учебно-материальной базой, имели возможность по желанию обучающихся, их родителей/представителей трудоустраивать выпускников по окончании образовательной организации (важно, чтобы обучающиеся, которые дали согласие на трудоустройство, проходили производственную практику на выпускном курсе на предприятиях/организациях предположительного их трудоустройства).

Во-вторых, среднее профессиональное образование:

В настоящий период этот уровень образования развивается наиболее успешно. Образовательные организации среднего профессионального образования Российской Федерации в основном представлены колледжами и техникумами. При реформировании в настоящий момент среднего профессионального образования целесообразно основной акцент сделать на базы практик и перспективы трудоустройства по полученным специальностям.

Важнейшее условие при реформировании среднего профессионального образования (в понимании его структуры в соответствии со статьёй 10, пункта 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)[6] – обеспечение работой выпускников, имеющих начальное и/или среднее специальное образование. Обучающиеся должны чётко видеть свою профессиональную перспективу – куда они пойдут работать по своей специальности, где они нужны, где их ждут?

В-третьих, высшее образование:

Бакалавриат. В образовательном пространстве России на данный момент высказывается уже ряд предложений, - что же делать с бакалавриатом в рамках задачи, поставленной Президентом при осуществлении Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 21.02.2023 года:

Андрей Фурсенко, помощник президента РФ:

«Дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Это специалисты, которые получили высшее образование. Кроме того, у нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Есть люди, которые планируют работать за границей, занимать какие-то должности, где требуется диплом бакалавра, диплом магистра или то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.»[7]

По этому пути идти нецелесообразно:

- практика реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ уровня бакалавриата показала, что большинство работодателей страны до сих пор не определились – нужны ли им специалисты с уровнем высшего образования – бакалавр;

- конечно, мы можем только приветствовать, что некоторые наши сограждане (ключевое слово здесь -некоторые) планируют работать за границей. Какие проблемы? Уровень подготовки специалистов в СССР был таков, что многие выпускники с дипломами, например, МВТУ им. Баумана, Первого московского медицинского института и других вузов страны свободно устраивались на работу за рубежом по специальности; кроме того, подтверждением востребованности выпускников наших советских вузов явилась активная «утечка мозгов» из страны в 90-е годы ХХ века после развала СССР в так называемые сейчас «недружественные страны» и, в первую очередь, в США.?

Дмитрий Ливанов (ректор Московского физико-технического института) в интервью Российской газете на вопрос: «С бакалавриатом прощаемся окончательно?» отметил: «У нас программы четырехлетнего бакалавриата плюс два года магистратуры. Но, по сути, это шестилетние программы, поэтому для нас переход на шестилетнюю программу подготовки специалистов будет абсолютно безболезненным и позволит создать более понятную и простую систему образования, избавив и студентов, и преподавателей от необходимости проведения дополнительных выпускных экзаменов после бакалавриата и, соответственно, вступительных - в магистратуру.

Вообще Физтех всегда учил шесть лет, и в советское время, и сейчас. Здесь мы никаких инноваций не планируем[8]

Последняя фраза Дмитрия Ливанова является ключевой, что реально высококвалифицированного специалиста в рамках бакалавриата подготовить нельзя.

Так что же делать с бакалавриатом? Ликвидировать как первый уровень высшего образования? Но в него практически в течение двадцати пяти лет вложено огромное количество сил и средств.[9]

Думаю, в этой ситуации целесообразно воспользоваться опытом СССР, конкретнее опытом подготовки командных и политических кадров для вооружённых сил, специальных войск и структур Советского Союза. Это была (по большому счёту) классическая подготовка специалистов по схеме бакалавр – магистр.

Для замещения офицерских должностей командного и политического состава, предусматривающих наличие у претендента среднего профессионального образования (примерно звено взвод – батальон, пограничная застава – погранична комендатура) подготовка курсантов осуществлялась в высших командных/политических училищах в течение 4-х лет, квалификация выпускнику присваивалась - общевойсковой офицер с высшим общим образованием.[10]

Для замещения офицерских должностей командного и политического состава, предусматривающих наличие у претендента высшего профессионального образования (примерно звено полк – дивизия, пограничный отряд – пограничный округ) подготовка офицеров осуществлялась в высших командных/политических академиях в течение 3-х лет, квалификация выпускнику присваивалась - офицера с высшим военным образованием.[11]

По идее бакалавр должен получать среднее профессиональное образование. Таким образом, образовательные организации высшего образования при реализации направлений подготовки уровня бакалавриат будут выпускать специалистов среднего звена с высшим общим образованием. При таком подходе с одной стороны – это высшее образование, с другой стороны – среднее специальное образование. Такие специалисты будут обязательно очень востребованы на тех должностях, где раньше были востребованы выпускники техникумов. При такой системе подготовки важнейшим условием является хорошая база практик. Выпускную квалификационную работу писать не обязательно. Достаточно выпускных экзаменов. Таким образом бакалавриат будет являться соединительным мостиком между высшим и средним профессиональным образованием.

Специалитет – полноценное высшее образование. Необходимо реорганизовывать по принципу специалитета в СССР и/или в РФ до её вступления в Болонский процесс (однозначно сохранив все качественные наработки последних лет). Предусматриваются два варианта подготовки специалистов:

Первый вариант (для абитуриентов без среднего специального образования по соответствующей специальности/направлению): обучение – 5-6 лет (прописывается в образовательном стандарте: 5/ 5,5/6 лет)[12], уровень образования – высшее, квалификация – специалист (врач, технолог, инженер и т. д.).

Второй вариант (для лиц, имеющих среднее специальное образование по соответствующей специальности/направлению и общее высшее образование то есть бакалавры): обучение – 1,5–2 года (прописывается в образовательном стандарте), уровень образования – высшее, квалификация – специалист (врач, технолог, инженер и т. д.).

Магистратура – полноценное высшее образование, направленное на подготовку научно-педагогических кадров (т. е. лиц, которые после её окончания распределяются на должности учителей/преподавателей или на должности научных сотрудников, которые могут замещаться без наличия учёных степеней кандидата/доктора наук). Обучение – 1,5–2 года (прописывается в образовательном стандарте), уровень образования – высшее, квалификация – магистр (обществознания, биологии и т. д.). Для этой категории обязательно вводится научно-педагогическая практика.

Первый вариант(для лиц, имеющих среднее специальное образование по соответствующей специальности/направлению и общее высшее образование, т. е бакалавры). Осуществляется в основном подготовка преподавательского состава для образовательных организаций общего образования.

Второй вариант(для лиц, имеющих высшее образование по специальности/направлению). Осуществляется в основном подготовка преподавательского состава для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Важно: для подготовки специалистов и магистров необходимо обязательно иметь хорошую стабильную базу практик. Для обучающихся по уровню высшего образования – специалитет не должна быть обязательна защита выпускных квалификационных работ (далее – ВКР). Защита ВКР по специальностям обязательна только для специальностей, предусматривающих участие выпускников в реальных производственных процессах.

Аспирантура – вернуть ей статус послевузовского профессионального образования.[13] Вывести её из структуры высшего образования. Критерием успешности аспирантуры считать показатель – если через два года после завершения аспирантуры 25% аспирантов успешно защитили кандидатскую диссертацию.

Общее (главное) требование, которое необходимо соблюсти в ходе современного реформировании системы образования России – забыть о целеполагании, которое сформулировал Андрей Александрович Фурсенко при попытке «втащить» Россию в Болонский процесс: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».[14] Неужели кто-то не понимает, что если готовить одних квалифицированных потребителей, тогда государство никогда не осуществит импортозамещение в важнейших отраслях экономики, никогда не осуществит индустриализацию страны. Участь государства – только реальный сырьевой придаток! Наша система образования должна давать людям фундаментальные знания, формировать человека, смотрящего в будущее – человека творца.

Немного об аккредитации.

Существующая в России государственная аккредитация – надуманный вид деятельности чиновниками от образования. Что реально она даёт?

Для вуза: вхождение в реестр аккредитованных вузов, выдача диплома государственного образца, предоставление обучающимся отсрочки от армии (важнейший показатель для вуза в борьбе за абитуриентов).

Для абитуриентов, в том числе для их родителей/представителей: отсрочку от призыва для службы в армии, некоторые социальные льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, социальные карты, например в Москве, льготное посещение музеев, выставок и т. п.).

Чем подтверждается надуманность государственной аккредитации?

Логикой её развития в образовательном пространстве России:

1) сначала была срочная государственная аккредитация (срок давался, как правило в рамках действия ФГОС по направлению, для вузов обычно 5 лет);

2) первоначально аккредитация проводилась только по специальностям, по которым уже был осуществлён выпуск студентов (т. е. на следующий год после первого успешного выпуска); потом её начали проводить через год после начала реализации вузом конкретной специальности/направления подготовки; в последующем начали аккредитовывать укрупнённую группу специальностей/направлений подготовки, дифференцируя её по уровням подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура);

3) с марта 2022 года введена бессрочная аккредитация.[15]

Единственное что государственная аккредитация реально давала – возможность заработать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (госпошлина по одной специальности/направлению составляла 100 000 рублей).

Вопрос: зачем государству выделять вузам бюджетные деньги, если они потом огромную сумму из этих средств возвращают регулярно в Рособрнадзор в рамках государственной аккредитации? Полнейший абсурд! Государство открывает подготовку в вузе (речь идёт о бюджетных вузах, учредителями которых являются Минобрнауки и/или другие министерства и ведомства, например Министерство здравоохранения), выдаёт вузу соответствующую лицензию (совершает масштабную процедуру по созданию условий для эффективной реализации вводимых специальностей/направлений подготовки), а в последующем начинает аккредитацию этой специальности/направления, проверяя, по сути, что же оно (государство) недосмотрело, когда выдавало лицензию.

Следовательно, государственную аккредитацию необходимо убрать. Предусмотреть только возможность проведения общественной аккредитации, лучше профессиональными сообществами. Это примерно, как добровольная сертификация товаров/продуктов/услуг. Суть её для образовательных организаций – своего рода маркетинговый ход.

Диплом выдаётся государственного образца на основании полученной образовательной организацией лицензии на ведение образовательной деятельности.

Отвязать аккредитацию от отсрочки от службы в армии. Отсрочкой пользуются все студенты, обучающиеся на очной форме обучения (в образовательных организациях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности) в рамках срока обучения, предусмотренного ФГОС с учётом периода академического отпуска, полученного военнообязанным по медицинским показаниям (заключение экспертной медицинской комиссии поликлиники визируется военными комиссариатами). Отчисленные по неуспеваемости с любого курса обучения подлежат призыву в армию на общих основаниях.

Аккредитацию вуза по специальности/направлению заменяет государственная экзаменационная/аттестационная комиссия по специальности. Успешной считается работа вуза если 75% выпускников соответствующего набора получили аттестацию по специальности/направлению подготовки. В случае получения в течение двух выпусков результата по конкретной специальности/направлению менее 75% - образовательная организация лишается лицензии по этой специальности/направлению подготовки.

Важно: государственная экзаменационная/аттестационная комиссия (далее -ГЭК/ГАК) должна формироваться Рособрнадзором по заявке конкретного вуза из числа сертифицированных им научно-педагогических кадров по соответствующей специальности/направлению подготовки. Рособрнадзор самостоятельно (например, с использованием генератора случайных чисел) назначает своим приказом Председателей ГЭК/ГАК по соответствующим специальностям/направлениям подготовки. Отчёт о работе ГЭК/ГАК её Председатель оформляет в двух экземплярах, доводит его содержание до руководства, профессорско-преподавательского состава вуза и первый экземпляр с визой ректора вуза об ознакомлении направляет в Рособрнадзор (возможно заверение отчёта электронной подписью).[16]

Получение лицензии вузом на ведение образовательной деятельности должно ему и его обучаемым очной формы обучения давать все преференции, которыми пользуются обучаемые аккредитованных специальностей/направлений подготовки. Выиграют все!

Плюсы принятия положительного решения о ликвидации процедуры государственной аккредитации в Российской Федерации:

Для государства: более оптимально будет расходоваться бюджет, выделяемый государством на образование; оптимизируются штаты Рособрнадзора; повысится качество подготовки выпускников вузов.

Для вузов всех форм собственности: значительно уменьшатся финансовые, временные и ресурсные затраты, которые изымаются за счёт процесса обучения; оптимизируются штаты вузов;[17] повысится качество учебного процесса и качество обучаемого контингента.

Для абитуриентов, их родителей/представителей: люди будут поступать учиться на ту специальность/направление подготовки, в тот вуз куда лежит душа и удобнее территориально, а не туда, где есть аккредитация данной специальности/направления с целью получения отсрочки от призыва для службы в армии.

Алексеенко В. А. - полковник в отставке, доктор философских наук, кандидат педагогических наук (специальность: подготовка кадров, органов и войск госбезопасности), доцент

[1] Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 22.02.22023)

[2] См.: Статьи 22, 23, 24, 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 / https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=191551 (дата обращения: 02.03.2023)

[3] См.: Статья 10, п. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102162745(дата обращения: 28.02.2023)

[4] См.: Официальный сайт ГБПОУ Кулебакский металлургический колледж /

https://college.edunetwork.ru/52/309/c1361/ (дата обращения: 03.03.2023)

[5] Мария Агранович «Дмитрий Ливанов - о том, какими будут аспирантура и специалитет» / https://rg.ru/2023/02/27/diplom-s-umom.html (дата обращения: 28.02.2023)

[6] См.: Статья 10, п. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102162745(дата обращения: 28.02.2023)

[7] Мария Агранович «В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах» / https://rg.ru/2023/02/27/diplom-s-umom.html (дата обращения: 28.02.2023)

[8] Мария Агранович «Дмитрий Ливанов - о том, какими будут аспирантура и специалитет» / https://rg.ru/2023/02/27/diplom-s-umom.html (дата обращения: 28.02.2023)

[9] Реально бакалавриат как уровень высшего образования был внесён в Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 Федеральным законом от 24.10.2007 N 232-ФЗ / https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=191551 (дата обращения: 02.03.2023)

[10] В 1975 году автор статьи окончил Московское высшее пограничное командное краснознамённое училище КГБ при СМ СССР, присвоена квалификация общевойсковой офицер с высшим общим образованием.

[11] В 1983 году автор статьи окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, присвоена квалификация офицер с высшим военным образованием.

[12] Все примерные сроки обучения в статье соответствуют очной форме обучения.

[13] См.: Статья 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 / https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=191551 (дата обращения: 02.03.2023)

[14] Светлана Конеген, интервью с Сергеем Капицей «Советское образование опережало иностранное. Сергей Капица брала» / https://arctus.livejournal.com/273998.html (дата обращения: 28.02.2023)

[15] С 1 марта 2022 года государственная аккредитация становится бессрочной, организациям больше не придется каждые шесть лет ее подтверждать и готовиться к новой процедуре. Получение аккредитации теперь возможно не только по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, но и отдельно по направлениям подготовки/укрупненным группам специальностей и направлений подготовки/области образования или виду профессиональной деятельности. / https://minobr.rkomi.ru/novye-pravila-akkreditacii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vstupili-v-silu#:~:text=%D0%A1%201%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0,%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 / дата обращения: 03.03.2023)

[16] Процедура назначения председателей ГЭК/ГАК, формы отчёта и порядок его представления, естественно, будут закреплены в соответствующей Инструкции на основе согласованного мнения и её утверждения Министром науки и высшего образования РФ, руководителем Рособрнадзора и Председателя совета ректоров России (на основании соответствующего протокола заседания совета ректоров).

[17] Многие вузы с введение в 1992 году процедуры государственной аккредитации, учитывая её практически непрерывность (каждый год какая-нибудь специальность/направление подготовки подлежит аккредитации) ввели в свои штаты отделы/управления по лицензированию и аккредитации, заместителей деканов по данным направлениям