После известного информационного разворота, осуществлённого нашей страной в новогодние дни, художественный экран избавился от постылой гoлливудщины и целиком переориентировался на советские и российские киношедевры.
Они демонстрируются постоянно, порой одновременно на нескольких телевизионных каналах. И это не особенно-то напрягает современного зрителя.
От киноработ наших мастеров невозможно устать.
От фильмов Леонида Гайдая в особенности.
Их, к счастью, немало, почти все мы их знаем назубок.
В списке шедевров Гайдая фильм «За спичками» занимает особое место. Во-первых, он совместного, советско-финского производства. Не умаляет его достоинств даже участие в работе финского режиссёра с несколько сомнительной с современной точки зрения фамилией Oрко.
И во-вторых…
Обо всём по порядку.
Сюжет фильма до чрезвычайности прост. Некий хуторянин Ихалайнен (в исполнении Евгения Леонова) по приказу жены Анны-Лийсы идёт на соседний хутор за спичками, которые у него в доме закончились. А по пути встречает богатого фермера Ватанена (в исполнении Вячеслава Невинного). Приятель вдов, он засылает Ихалайнена сватом к девице Анне-Кайсе.
Успешная свадебная сделка направила приятелей поочерёдно в баню, в элегантную конную прогулку с распитием крепких напитков «из горла», в городскую каталажку (два раза), в погоню за бесхозным поросёнком, в дом бывшей первой любви Ватанена, вдовствующей Кайсе Кархутар (Галина Польских).
В фильме много весёлой кутерьмы и круговерти. Забавно обыграны своеобразные финские фамилии купцов: Однолайнен, Двулайнен, Трилайнен и т.д.
Мелькнул на стене парадный портрет императора Николая Второго – напоминание о том, что тогда «страна озёр» входила в состав Рoссийской импeрии.
Без конца повторяются фразы: «Уехал в Амeрику», «Зачем ему понадобилась эта Амeрика?» и так далее.
Какое время воссоздаёт фильм? По наличию царского портрета – явно до февраля 1917 года. По наличию в кадрах автомобиля – явно не раньше 1910 годов, начала массовой автомобилизации Европы.
Более конкретных ориентиров в фильме Гайдая не указано.
Но они явно прослеживаются в литературном источнике – одноимённой повести «За спичками».
И. И. Ватанен, Лиисан-Антти, Юсси Порилайнен, Майю Лассила... Кто все эти люди? Это один и тот же человек. Даже невзирая на то, что последнее имя – женское. Именно под ним в России и прославится финский писатель, автор выдержавшей десятки изданий и переиздаваемой до сих пор повести «За спичками».
Он был одним из тех, кто принимал самое активное участие в событиях 1917-18 годов. Редактировал красную газету «Тюэмиес», публиковал воззвания к финским красногвардейцам. За всё это ему заплатили: писатель стал жертвой белого террора. Он был убит в мае 1918 года классовыми противниками без суда и следствия, якобы при попытке к бегству.
А знаменитая повесть была написана ровно за десять лет до этого. Её главный внутренний сюжетный импульс – мнимый уезд главных героев в Америку – объяснялся тогдашней политической ситуацией, вызванной массовым отказом финнов служить в армии.
Вот этот момент, кстати, очень роднит тогдашнюю ситуацию с нынешней, причём, с точностью до наоборот. В начале 20 века финны самозабвенно, вплоть до бегства за океан, не желали служить одной близкой импeрии, зато сегодня возжелали служить другой импeрии, очень отдалённой от их границ.
Прозорлив, в очередной раз, оказался великий Гайдай, предугадавший этот исторический разворот и меткими штрихами отразивший его в гениальном киноповествовании.
Подписывайтесь на мой канал! Это будет способствовать росту новых идей и образов! Заранее благодарен.