Именно так, только без вопросительного знака, а в утвердительном тоне, рассуждают некоторые «радетели» за безопасность дорожного движения. Не так давно на суд общественности был представлен проект поправок, которые предлагается внести в Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Ведь именно эти неисправности влекут за собой ответственность, в основном, правда - смешную: предупреждение или штраф в размере аж пятисот рублей. Однако, как говорится, есть нюанс - за некоторые неисправности предусмотрено и задержание автомобиля (попросту - эвакуация). Этими неисправностями, в частности, являются неисправности тормозной системы - такие, как несоответствие ГОСТу норм эффективности рабочей тормозной системы (слово «РАБОЧЕЙ» запомним - это пригодится чуть ниже для более правильного понимания вопроса), нарушение герметичности тормозной гидравлики или пневматики и т. д.
Так вот. Данный список предлагается дополнить упоминанием про неработающую Антиблокировочную Систему Тормозов (АБС), неисправность которой будет диагностироваться по включённой лампе «ABS» на приборной доске. Правда, авторы данной инициативы не учли (а скорее всего, просто не в курсе), что подобная порочная практика уже давно существует и успешно процветает. И именно по этой причине данное предложение отдает откровенной безграмотностью и огромной коррупционной емкостью. И вот почему..
Уже несколько лет сотрудники ГИБДД «кошмарят» водителей большегрузов (фур, мусоровозов и т. п.), выявляя данную «неисправность». Всё просто - после остановки автомобиля инспектор заглядывает в кабину и смотрит на приборную панель. Если там горит лампа АБС - составляется протокол о неисправности тормозной системы и автомобиль отправляют на спецстоянку.
И делается это вовсе не в целях борьбы за пресловутую безопасность дорожного движения. А лишь потому, что «услуги» по перемещению грузовика на штрафстоянку в г. Москве обходятся более чем в 60 тысяч рублей (со скидкой - «всего» 45 тысяч). При этом забрать такой «неисправный» автомобиль из автотюрьмы можно только одним способом - эвакуатором (ведь поломка не устранена, значит, двигаться своим ходом по-прежнему нельзя). А услуги грузового эвакуатора потребуют ещё примерно столько же. Итого - почти 100 тысяч убытков на ровном месте только лишь за одну горящую лампочку. Понятно, что с целью избежания таких неприятностей многие водители предпочитают решать проблему старым известным способом..
При этом инспектора проявляют неплохие технические познания в этом направлении. Дело в том, что у некоторых моделей грузовиков блок АБС расположен очень неудачно - внизу, под кабиной или рамой, вследствие чего он подвержен сильному воздействию влаги, слякоти и грязи, которой в избытке в тех местах, куда постоянно ездят, например, мусоровозы. Соответственно, когда инспектор видит такой автомобиль - дедуктивным методом с большой долей вероятности можно установить, что у этого автомобиля АБС наверняка не функционирует. Остаётся лишь взмахнуть «волшебной палочкой» - и дело в шляпе. Или в фуражке…
К сожалению, случаи обжалования таких постановлений - единичны. И это несмотря на то, что с технической точки зрения утверждения о неисправности тормозной системы, основанные лишь на включенной лампочке АБС, не имеют под собой никаких оснований. Если открыть инструкцию к любому автомобилю (в том самом месте, где говорится о значении контрольных ламп на приборной панели) - можно узнать, что горящая лампа «ABS» (если она не гаснет в течение нескольких секунд после включения зажигания) обозначает лишь отключение именно этой системы.
При этом в инструкция отдельно говорится, что основная тормозная система (та самая - РАБОЧАЯ, о которой сказано в начале) - сохраняет свою работоспособность. И о неисправности этой, основной системы, свидетельствует совершенно другой индикатор - красного цвета с восклицательным знаком, который в некоторых автомобилях загорается также при включении «ручника».
Следовательно, с точки зрения автопроизводителя (а уж кому как не ему знать, как именно функционируют системы изготавливаемого им автомобиля?) отключение АБС вовсе не означает неисправностт тормозной системы. То есть никакого нарушения ПДД и опасности для дорожного движения тут нет.
Теперь представим ситуацию в случае реализации этой затеи. При нахождении далеко от дома АБС выходит из строя. Ехать дальше запрещено, а устранить такую неисправность в пути может оказаться невозможным (например, сгоревший датчик АБС или блок в придорожном магазине не купишь и как лампочку не заменишь, тем более при нынешнем дефиците запчастей).
И единственным законным способом добраться до дома вместе с автомобилем в этом случае будет только вызов эвакуатора. Что обойдётся в кругленькую сумму. Или «дань» инспекторам на каждом посту во избежание потери автомобиля где-нибудь в далёкой провинции, в которой спецстоянки представляют собой настоящие «зоны» (только частные) с высокими заборами, злыми собаками и сторожами с физиономиями только что вышедших из «зоны» настоящей. Привыкшими жить «по понятиям»…
К счастью, пока рассматриваемое предложение - лишь инициатива, которая, возможно, будет реализована лишь частично. Или вообще не пройдет - приоритеты властей по части обеспечения нашего «благополучия» постоянно меняются. В общем, как говорится, будем следить за развитием ситуации.