Сегодня весь мир отмечает День писателя – очень нужный и важный праздник, которому мы так или иначе привержены. Мы – это читатели, смотрящие на жизнь, по словам Павла Басинского, через прочитанное. Мы также очень давно знаем, что всякому талантливому писателю нужен талантливый читатель, и с этим также не поспоришь. Каждый ищет в книгах свой собственный мир – и себя в этом мире; роль писателя-проводника не имеет себе равных по значимости и величию.
Праздник относительно молодой, учрежденный членами международного ПЕН-клуба 37 лет назад. Его название «PEN» - аббревиатура от английских слов «poets» – поэты, «essayists» – очеркисты, «novelists» – создатели новелл или романисты. Кроме того, аббревиатура этих слов образует слово «pen» – перо, ручка как непременный атрибут писателя. Первым президентом клуба в 1921 году стал знаменитый Джон Голсуорси, автор всемирно известной «Саги о Форсайтах». В самой первой строке Хартии ПЕН-клуба записано, что литература не знает границ и всегда должна оставаться средством общения между народами.
Члены клуба прилагают максимум усилий, чтобы «противодействовать всем проявлениям ненависти и отстаивать идеал единого человечества, живущего в мире и равенстве на одной планете». Цели высокие и, несомненно, правильные. Будем надеяться, что литература и сегодня выполнит одну из своих важнейших задач – изменить мир к лучшему.
Но все же кто он такой – современный писатель? И вот, собственно, парадокс – нужен ли он сегодня? Не заменит ли уникальный талант автора-беллетриста в самом ближайшем будущем искусственный интеллект, ведь это так просто – составлять тексты по заданному кем-то сюжету. Да и сам процесс чтения уже не вылеживает конкуренции с электронными гаджетами и предоставляемыми ими возможностями.
Но нет! Невзирая на то, что стать писателем неимоверно сложно, а ещё сложнее им быть, хороших авторов сегодня по-прежнему много, их книги издают, покупают и читают. По их произведениям снимают киносериалы, создают компьютерные игры; по особо популярным пишут фанфики и остромодные саммари. Так кто он, автор- современник – создатель модных развлечений в виде нового медиапродукта или властитель умов, путеводная звезда для поиска себя в нашем тревожном бушующем мире? И чем отличается современная литература от признанной и любимой всеми классики? Как вы думаете?
Немного о писателях от классиков и современников:
· Габриэль Гарсиа Маркес: В тот день, когда писатель утратит связь с действительностью, он перестает быть таковым.
· Эдуард Успенский: Трудно стать писателем настоящим... Настоящие писатели, как автомат Калашникова: ни одной ошибочки в конструкции.
· Уильям Фолкнер: Писателю не нужна экономическая свобода. Ему нужен карандаш и бумага.
· Энн Ламотт: Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле всё не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.
· Рэй Брэдбери: Для меня писать рассказы — все равно что дышать. Я смотрю вокруг, нахожу идею, проникаюсь к ней любовью и стараюсь долго не рассуждать. Потом записываю: просто даю ей возможность поскорее выплеснуться на бумагу.
· Олдос Хаксли: Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок. В жизни же всё наоборот.
· Сергей Михалков: Среди писателей нет вторых, все – первые.
· Елена Котова: Понятия «писатель», «журналист» все чаще заменяются словом «автор». Изменился запрос. Люди читают не меньше, но хотят, чтобы было короче. Не книги и не статьи, а тексты.
· Дионисий Галикарнасский: У лучших прозаиков и поэтов достоинства речи бывают одни и те же.
· Аристарх Ромашин: Будьте готовы к тому, что писательство — это девяносто процентов труда. И всегда помните о том, что остальные десять процентов это талант.
· Станислав Ежи Лец: Я хотел сказать миру только одно слово. Но это у меня не получилось, и я стал писателем.
· Антон Чехов: Искусство писать — это искусство сокращать.
· Алексей Алферов: Чтобы выучиться писать, надо в особенности много читать.
· Александра Маринина: Не может человек решить стать писателем, так же, как он не может решить стать гением! Это глупо: ты или родился с этим, или не родился. Как можно решить стать композитором, если у тебя нет слуха?
· Марк Твен: Самый подходящий момент начать статью наступает, когда вы ее успешно закончили. К этому времени вам становится ясно, что именно вы хотите сказать.
📚 Небольшая подборка книг для начинающих авторов и о писательском мастерстве:
✍🏻 Курт Воннегут «Пожалейте читателя»
✍🏻 Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
✍🏻 Стивен Кинг «Как писать книги»
✍🏻 Нора Галь «Слово живое и мёртвое»
✍🏻 Джеймс Белл «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях»
✍🏻 Корней Чуковский «Высокое искусство: принципы художественного перевода»
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите за книгами в «Библио-Глобус» на Мясницкую, 6 😘
⚡️ Хотите знать все о книжных (и не книжных!) новинках, акциях, встречах с авторами книг и о других интересных событиях? Подписывайтесь на наш Telegram-канал: https://t.me/biblioglobus_1