«Замечательно, что открыли Америку, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо»
(Марк Твен, американский писатель)
Если говорить об исторической памяти сегодняшних Соединенных Штатах Америки, то для американцев главным событием прошлого остаётся Гражданская война 1861–1865 годов.
Напомню, что Гражданская война в США - это была война между южными рабовладельческими штатами, вышедшими в 1861 году из состава США и образовавшими собственное государство — Конфедеративные Штаты Америки, и штатами, оставшимися верными федеральному Союзу.
В самом начале война велась за единство страны. Однако после того, как в 1862 году президент США Авраам Линкольн подписал Прокламацию об освобождении рабов (в которой негры, жившие на восставших территориях, объявлялись свободными), превратилась в войну за отмену рабства. Гражданская война стала самой кровопролитной в истории США.
В 1865 году она закончилась капитуляцией всех частей Конфедерации, а в декабре вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, окончательно запретившая рабовладение.
Гражданская война - это то, что Америка переживает до сих пор. На исторических факультетах американских университетов, на курсах по Гражданской войне, обычно переполнены аудитории.
Тем не менее, в конце XIX — начале ХХ века ещё были живы ветераны Гражданской войны. Это была недавняя и очень болезненная история братоубийства, дистанция ещё не была установлена, отношение к Гражданской войне в то время ещё не было мифологизировано.
Роль же главного события американской истории принадлежала Войне за независимость...
Война за независимость США — это война американских колоний против Великобритании. Напряжение между колониями и Великобританией росло с конца 1760-х годов. В конце концов американские колонии потребовали независимости. Первые выстрелы прозвучали в 1775 году.
Но несмотря на то, что 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости, война продолжалась до 1782 года. В 1783 году Великобритания официально признала независимость колоний...
Таким образом появились Соединенные Штаты Америки, та самая страна, которая с тех пор разрослась до сегодняшних её размеров, и географических, и экономических, и политических…
В 1876 столетие Декларации независимости пришлось на очень сложный период в истории Америки. Заканчивалась реконструкция страны после Гражданской войны. В политической системе США многое было неладно. В 1876 году произошло большое количество скандалов, в том числе коррупционных.
У американского писателя Гора Видала (1925-2012) есть роман, который называется «1876», — о том, как плохо всё было в Америке через 100 лет после Войны за независимость...
Необходимо отметить, что в значительной мере это был кризис идентичности, вызванный Гражданской войной:
«Мы за несколько лет убили несколько сотен тысяч своих сограждан; кто же мы такие и что нам теперь делать? что может нас объединить?»
Ответом были идеалы, за которые американцы сражались во время Войны за независимость, потому что её одинаково чтили и на юге, и на севере США. Обращение к Войне за независимость было обращением к американскому Золотому веку, от которого американская нация отошла и к которому стремилась вернуться.
Вспомнили, ради чего 100 лет назад отцы-основатели освободили страну...
Важным моментом также является следующий.
В Европе XIX век — время расцвета «национализирующей» истории, истории, которая создаёт нацию. Разумеется, такая история всегда и везде нуждалась в национальном мифе и национальных героях.
Понимаем, что если в распоряжении большинства европейских наций для этого была многовековая история, то американцам оглядываться было некуда. Поэтому наибольшие интеллектуальные усилия американцы вложили в исследование и интерпретацию событий Войны за независимость.
Именно в ней они искали основные истоки американского единства, образцы гражданских доблестей и политической мудрости...
Конечно, все известные события Войны за независимость, любые её детали героизировались. Даже не самые значительные в глобальном смысле эпизоды, как, например, зимовка в Вэлли-Фордж, приобретали в рассказах совершенно эпохальный масштаб. В ту зиму 1777–1778 годов армия Вашингтона стояла лагерем в долине Вэлли-Фордж, неподалёку от захваченной британскими силами Филадельфии, и потеряла там множество людей от болезней и холода...
Возникло словосочетание «отцы-основатели». До этого в американской истории были «отцы-пилигримы», «первые переселенцы», «пуритане XVII века». Тут появились founding fathers — поколение, которое создало американскую республику и, конечно, часть так называемого мифа основания, который возникает у многих государств.
В отцы-основатели США попали политические деятели, которые принимали участие в Войне за независимость и создании принципов американской политической системы.
Ну и, конечно, какая история без героев?
На протяжении XIX века появилось большое количество текстов о Джордже Вашингтоне. Вашингтон во время Войны за независимость был главнокомандующим объединенной армией колоний, а позже стал первым президентом США.
В этих американских текстах он описывался как личность без страха и упрека, человек без малейших изъянов в поведении и в моральных устоях, на которого следует равняться подрастающему поколению и с которым, в общем, никто из ныне живущих американцев сравниться не мог...
Это очень похоже на советскую мифологизацию нашего Владимира Ильича Ленина. Даже сюжеты детских рассказов о Ленине часто напоминают рассказы о Вашингтоне.
Например, у Михаила Зощенко есть рассказ о том, как Ленин в детстве разбил графин и сначала сказал, что это не он, но потом очень страдал из-за своего обмана и в конце концов признался.
В Америке в XIX веке появилась (и до сих пор остается очень известной) похожая история про то, как Джордж Вашингтон изрубил вишневое деревце и признался в этом отцу...
Жизнь других отцов-основателей также стала мифологизироваться, хотя Вашингтон с большим отрывом вышел в лидеры и превратился в главного представителя этого поколения.
Наверное, следующие за ним по известности деятели Войны за независимость — это Томас Джефферсон (1743–1826), один из авторов Декларации независимости, губернатор Вирджинии, третий президент США.
Потом следует назвать Бенджамина Франклина (1706–1790) — общественного деятеля, ученого, изобретателя, писателя.
С начала Войны за независимость — американский посол во Франции, а в конце — один из делегатов Филадельфийского конвента, в составе которого стал одним из авторов Конституции США.
Скажем, про Франклина рассказывали очень много исторических анекдотов, как он пошутил и какое сказал острое слово. Ещё до войны Франклин издавал ежегодник «Альманах бедного Ричарда».
В нём он давал уроки правильного поведения и его соображения очень повлияли на представления американцев о самих себе. Именно Франклину принадлежит фраза «Время — деньги».
К концу XIX века из текстов и отдельных высказываний как Франклина, так и других отцов-основателей сформировался канон, который американцы изучали в школе и который стал частью их национальной идентичности...
Если в Европе в XIX веке легендарными героями становились персонажи из древности или Средневековья, то в молодой Америке такого рода легенды стали складываться о людях, живших совсем недавно. Небылицы о них начинали рассказывать уже при жизни.
К концу XIX века сформировалось множество легенд, герои которых то катались верхом на крокодиле, то за сотню миль выстрелом попадали белке в глаз, то помогали солнцу взойти…
Такими героями становились участники Войны за независимость (скажем, первопоселенец Даниэль Бун), но не только.
Важным фольклорным персонажем стал, например, Дэви Крокетт, погибший в 1836 году в Войне за независимость Техаса, или миссионер Джонни Эпплсид, вошедший в фольклор под именем Джонни Яблочное Зерно.
Но чего хотели отцы-основатели?
Конечно, на протяжении XIX века политическая мысль развивалась. В ней возникали разные направления и течения. Они часто боролись между собой. Каждый раз всем сторонам было важно сделать отсылки к отцам-основателям, показать, что именно они верно их понимают, найти в их текстах подтверждение своим представлениям.
Это проявилось уже во время Гражданской войны. Часть американской политической элиты считала, что отцы-основатели создали союз свободных государств, которые могут по своему желанию выйти из союза.
Поэтому южане считали себя вправе выйти из состава страны — на тех же основаниях, на которых колонии вышли из состава Британской империи. Своего президента Джефферсона Дэвиса они называли Вашингтоном Юга.
Другая часть политической элиты, прежде всего Авраам Линкольн (1809–1865) — первый президент США от Республиканской партии, руководивший Союзом во время Гражданской войны, утверждала, что договор, который лежит в основе американской государственности, заложенной отцами-основателями, — это не договор между разными государствами, а договор между народом и правительством США.
А государство было и должно оставаться единым. Никакого права выходить из Союза штаты не имеют.
В XIX веке вопрос о том, что именно имели в виду отцы-основатели, возникал по разным поводам. В действительности часто отцы-основатели вообще ничего конкретного не имели в виду. Они в принципе не задавались теми вопросами, которые появились через пятьдесят, восемьдесят или сто лет после их смерти...
До конца XIX века было совершенно невозможно искать за действиями создателей американской конституции и государства какие-то другие интересы и мотивы, кроме благородного желания построить правильное общество.
Интересно, что в начале ХХ века это вызвало довольно сильную реакцию. В Америке появилось новое поколение историков, которые утверждали, что в конституции нашли отражение не только идеалистические представления отцов-основателей, но и экономические интересы плантаторских южных штатов и торговые интересы северян.
Впрочем, на протяжении XX века эти представления тоже подвергались сомнению...
Источники:
1. Макинерни, Дэниел. США. История одной страны = A Traveller's History of the USA. — Мидгард, Эксмо, 2009.
2. Невинс А., Коммаджер Г. История США. От английской колонии до мировой державы = A pocket history of the United States. — Нью-Йорк: Телекс, 1991.
3. Иванян, Э. А. История США: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004.
4. Болховитинов, Николай Николаевич. История США в четырёх томах: 1945—1987. М: Наука, 1987.