Этот фильм – настоящее чудо советского кинематографа. Причём это чудо случилось вопреки всему. Стечению обстоятельств, непрофессионализму, попустительству. Но кино вышло ярким, зрелищным, запоминающимся. И любимым.
Здравствуйте!
Как и все, я смотрела этот фильм раньше. Когда-то. Казалось, что очень хорошо его помню. Герой смотрит бездонным взглядом в небо, гадая, отчего птицы летят на север, задиристый Крестовский лезет на башню, а шаман со стальными глазами кружит в ритуальной пляске.
И, конечно, песни. Даже молодёжь, которая понятия не имеет о существовании Земли Санникова в любой форме, слышала:
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется «жизнь».
В моей памяти этот фильм хранился с пометкой отличный. Но, пересматривая сейчас, не могла не заметить очевидных ляпов. Которые складываются в систему. Налицо режиссёрская беспомощность.
Оказывается – так и есть. Я раньше не знала, но с фильмом «Земля Санникова» связано множество громких скандалов. Актёры были недовольны режиссёрами-дебютантами: организацией, сценарием, съёмочным процессом. В итоге руководство вынуждено было принять меры. Правда, заменили не режиссёров, а артистов-скандалистов.
И замена вышла вполне удачной.
В чём режиссёрам не откажешь, так это в умении выбирать исполнителей. Им удалось собрать созвездие потрясающей красоты. Актёры, танцовщики как на подбор – не только талантливые, но и обаятельные. На них хочется смотреть.
Невероятный, загадочно-романтический Владислав Дворжецкий. Эти глаза пронзают и морскую даль, и ледяную пустошь, и женское сердце.
Романтически-авантюрный Олег Даль и несгибаемо-мужественный Юрий Назаров.
Трогательный хитровато-простодушный Георгий Вицин
И, конечно, неподражаемо пластичный Махмуд Эсамбаев
Это они сделали фильм незабываемым и любимым.
Благодаря им зрители простили режиссёрам все гроздья развесистой клюквы, что буквально лезут в глаза из каждого кадра. То, что у всех героев разлапистые дешёвые парики – это ладно. (Хотя зачем нахлобучили такие гнёзда героям Вицина и Дворжецкого – не понятно).
Но когда беглый политический ссыльный Губин (герой Юрия Назарова) ходит в кадре в джинсах – согласитесь, это уже слишком. Можно, конечно, попытаться объяснить этот феномен. Предположить, что революционные организации прекрасно снабжались из-за границы. Вспомнить, что Губин хотел угнать корабль в Америку – и заранее нарядился в ковбоя. Или вообще разоблачить его как гостя из будущего.
Но скорее всего, дело в растяпах и ротозеях, руководивших съёмками.
Фильм изначально делался про принципу сойдёт и так. В его основу лёг одноимённый роман Владимира Обручева. И поклонников всегда удивляло, что на экране от книги почти ничего не осталось.
Потому что автор сценария Марк Захаров роман Обручева не читал.
Ему пересказали. Как в анекдоте – режиссёры по телефону напели.
Вот он и написал – как услышал.
Но оператор Михаил Коропцов снял потрясающие воображение кадры: синяя вечность, белое безмолвие, долина тысячи дымов.
А композитор Александр Зацепин написал великую музыку, в которой отчётливо слышится вкус дальних странствий и смелых открытий.
Благодаря им – актёрам, оператору композитору – все усилия режиссёров пропали втуне.
И советские мечтатели получили возможность жадно вглядываться в экран.