Найти тему
ЯМадама

«Земля Санникова»: хорошее кино плохому режиссёру не испортить. И даже двум режиссёрам

Оглавление

Этот фильм – настоящее чудо советского кинематографа. Причём это чудо случилось вопреки всему. Стечению обстоятельств, непрофессионализму, попустительству. Но кино вышло ярким, зрелищным, запоминающимся. И любимым.

"Земля Санникова". Скриншот
"Земля Санникова". Скриншот

Здравствуйте!

Как и все, я смотрела этот фильм раньше. Когда-то. Казалось, что очень хорошо его помню. Герой смотрит бездонным взглядом в небо, гадая, отчего птицы летят на север, задиристый Крестовский лезет на башню, а шаман со стальными глазами кружит в ритуальной пляске.

И, конечно, песни. Даже молодёжь, которая понятия не имеет о существовании Земли Санникова в любой форме, слышала:

Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется «жизнь».
"Земля Санникова". Скриншот
"Земля Санникова". Скриншот

В моей памяти этот фильм хранился с пометкой отличный. Но, пересматривая сейчас, не могла не заметить очевидных ляпов. Которые складываются в систему. Налицо режиссёрская беспомощность.

Оказывается – так и есть. Я раньше не знала, но с фильмом «Земля Санникова» связано множество громких скандалов. Актёры были недовольны режиссёрами-дебютантами: организацией, сценарием, съёмочным процессом. В итоге руководство вынуждено было принять меры. Правда, заменили не режиссёров, а артистов-скандалистов.

И замена вышла вполне удачной.

В чём режиссёрам не откажешь, так это в умении выбирать исполнителей. Им удалось собрать созвездие потрясающей красоты. Актёры, танцовщики как на подбор – не только талантливые, но и обаятельные. На них хочется смотреть.

Невероятный, загадочно-романтический Владислав Дворжецкий. Эти глаза пронзают и морскую даль, и ледяную пустошь, и женское сердце.

Владислав Дворжецкий в роли Ильина. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/485973/
Владислав Дворжецкий в роли Ильина. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/485973/

Романтически-авантюрный Олег Даль и несгибаемо-мужественный Юрий Назаров.

Юрий Назаров в роли Губина и Олег Даль в роли Крестовского. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i4/634179/
Юрий Назаров в роли Губина и Олег Даль в роли Крестовского. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i4/634179/

Трогательный хитровато-простодушный Георгий Вицин

Георгий Вицин в роли Игнатия. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/485974/
Георгий Вицин в роли Игнатия. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/485974/

И, конечно, неподражаемо пластичный Махмуд Эсамбаев

Махмуд Эсамбаев в роли шамана. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/634040/
Махмуд Эсамбаев в роли шамана. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i6/634040/

Это они сделали фильм незабываемым и любимым.

Благодаря им зрители простили режиссёрам все гроздья развесистой клюквы, что буквально лезут в глаза из каждого кадра. То, что у всех героев разлапистые дешёвые парики – это ладно. (Хотя зачем нахлобучили такие гнёзда героям Вицина и Дворжецкого – не понятно).

Онкилоны - люди в париках. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i5/485969/
Онкилоны - люди в париках. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i5/485969/

Но когда беглый политический ссыльный Губин (герой Юрия Назарова) ходит в кадре в джинсах – согласитесь, это уже слишком. Можно, конечно, попытаться объяснить этот феномен. Предположить, что революционные организации прекрасно снабжались из-за границы. Вспомнить, что Губин хотел угнать корабль в Америку – и заранее нарядился в ковбоя. Или вообще разоблачить его как гостя из будущего.

Но скорее всего, дело в растяпах и ротозеях, руководивших съёмками.

Кадр из фильма. Юрий Назаров - справа. Джинсы на нём. Скриншот
Кадр из фильма. Юрий Назаров - справа. Джинсы на нём. Скриншот

Фильм изначально делался про принципу сойдёт и так. В его основу лёг одноимённый роман Владимира Обручева. И поклонников всегда удивляло, что на экране от книги почти ничего не осталось.

Кадр из фильма. Скриншот
Кадр из фильма. Скриншот

Потому что автор сценария Марк Захаров роман Обручева не читал.

Ему пересказали. Как в анекдоте – режиссёры по телефону напели.

Вот он и написал – как услышал.

Но оператор Михаил Коропцов снял потрясающие воображение кадры: синяя вечность, белое безмолвие, долина тысячи дымов.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i4/485956/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2478/foto/i4/485956/

А композитор Александр Зацепин написал великую музыку, в которой отчётливо слышится вкус дальних странствий и смелых открытий.

Скриншот
Скриншот

Благодаря им – актёрам, оператору композитору – все усилия режиссёров пропали втуне.

И советские мечтатели получили возможность жадно вглядываться в экран.

Скриншот
Скриншот

Любимые фильмы советской эпохи вспоминаем и обсуждаем по пятницам!

До встречи через неделю!

Запасайтесь свободным временем и ностальгией!