Найти тему
Секреты Старого Китая

Тайные общества времен Цин, связанные с боевыми искусствами

Оглавление

От редакции: Сегодня по неоднократным просьбам читателей выкладываем полную версию статьи Дмитрия Моисеева про секты и ушу, ибо тема эта интересует многих. Прочитав статью вы узнаете:

  • какие были основные виды тайных обществ;
  • отличительные особенности тайных обществ;
  • о проникновении в среду боевых искусств мистицизма религиозных сект;
  • как ушу оказалось подверженным влиянию политических идей.

На постсоветском пространстве еще с девяностых уверенно сохраняется уверенность в неразрывность связи китайских боевых искусств и тайных обществ. С одной стороны - это один из бесконечных народных мифов, с другой стороны, на этот вопрос давно и предельно кратко ответил один из первых исследователей ушу:

关系 guānxì

ибо действительно практически всё в китайском обществе построено на личных связах, кумовстве и круговой поруке. Но давайте по порядку.

Итак, тайные общества Старого Китая (秘密结社 mìmì jiéshè) - это крайне непростая и интересная тема. Очень сложные взаимосвязи и особенности таких обществ конца династии Цин были обусловлены спецификой их организации и среды существования.

В основном выделяют три вида:

  • тайные антиправительственные союзы (会党组织 huìdǎngzǔzhī);
  • религиозные общества (教门组织 jiàomén zǔzhī);
  • кулачные общества (拳会组织 Quán huì zǔzhī).

Все они на закате империи Цин были порой тесно взаимосвязаны родственными, идеологическими, коммерческими или иными отношениями, ещё больше запутывая ситуацию. Хотя для администрации Цин всё было просто, они это изобилие вполне здраво распределяли по двум категориям, но о этом - ниже.

Часть первая: «Большая тройка»

Итак, тайные союзы (会党组织 huìdǎngzǔzhī).

Их основные особенности:

  • заключение клятвенного договора
мазать кровью углы рта (歃血 shàxuè);
  • опора на незыблемый
принцип честность и справедливость, беззаветная преданность и чувство долга (忠义 zhōngyì);
  • братские отношения «жизни и смерти» как общее связующее звено.

Было три самых известных тайных общества в эпоху поздней империи Цин. На организации такого типа оказывал сильное влияние «Союз Неба и Земли"(天地会 tiāndìhuì), возникший изначально в провинции Фуцзянь и затем распростившимся в провинциях Гуандун и Гуанси, на Тайване и в Сычуане.

-2

Согласно соответствующим историческим записям, Общество Тяньдихуэй было одним из тайных гражданских объединений, созданных во времена империи Цин с целью противодействия маньчжурской династии и восстановления правления Мин. Название объясняется так:

поскольку Общество не поклоняется двору Цин, а поклоняется Небу как отцу и Земле как матери, поэтому назвали «Общество неба и земли».

Большинство из участников были бедняками, которые, в основном, грабили богатых и убивали чиновников, обвиняемых ими в коррупции.

Общество именовалось «Великое Учение» (洪门 hóngmén, также называется 洪帮 Хунбан) по обществу XVII века, стремившегося к реставрации Мин. Нам эти общества интересны, в первую очередь, во взаимосвязи с боевыми искусствами, практиковавшимися в структурах общества.

Фрагмент одного из текстов Общества.
Фрагмент одного из текстов Общества.

Тайные общества давали лишь минимальные базовые навыки владения боевым искусствам ( 基本教育 jīběn jiàoyù). Причина была проста, но совсем непонятна в рамках нашего времени, когда бытует мнение, что все китайцы знают ушу. :)

Именно для устранения этой проблемы и был в годы Китайской республики и был создан Центральный Институт исследования национальных искусств:

В стране отсутствовали методики и кадры для массового обучения населения боевым искусствам.

Для тайных антицинских обществ это станет критичным в годы Боксерского восстания, приведшим не только к провалу восстания, но и к последующей дискредитации традиционных искусств.

«Общество старших братьев» (哥老会 gēlǎohuì).
«Общество старших братьев» (哥老会 gēlǎohuì).

«Общество старших братьев» (哥老会 gēlǎohuì) тоже принадлежало к такого рода сообществам и возникло в среде нацменьшинств провинции Сычуань. В «Цинши гао»-«Черновике истории династии Цин» (清史稿 qīngshǐgǎo) написано:

Люди Шу* безработные и мошенники.
Они практикуют кулачное искусство и храбрость.
Они пристрастились к выпивке и пьянству.

Эти банды бездомных, в основном, занимались различной преступной деятельностью, такой как азартные игры, грабежи, похищения людей, убийства, изнасилования, торговля людьми или принуждение к проституции.

В первое время у них не было четких политических целей и религиозных убеждений, но затем, под влиянием пришедшей с Юга Китая идеологии «свергнуть Цин и вернуть Мин», они постепенно сформировались в Гэлаохуэй, близкий аналог «Союза Неба и Земли».

Наши современники поясняют, как выглядела татуировка с этим лозунгом.
Наши современники поясняют, как выглядела татуировка с этим лозунгом.

Первоначально участниками Гэлаохуэй были в основном обанкротившиеся крестьяне, безработные ремесленники и прочие изгои общества. Руководители Общества вовсю использовали устоявшиеся народные суеверия и патриархальное производство материальных благ как инструменты контроля над участниками общества.

Но после провала восстания тайпинов и «Восстания Ли Лань»** структура Общества сильно изменилась: к ним присоединилось большое количество беженцев и беглых солдат.

В итоге деятельность Общества стала более неспокойной и агрессивной, Цинское правительство активно преследовало их, в первую очередь, как антиобщественную организацию.

Однако со временем, с деградацией центральной власти, Общество стало усиливаться, увеличивать свой охват и менять структуру деятельности, вплоть до перехвата контроля над некоторыми населенными пунктами, преимущественно в удаленной и сложно проходимой горной местности.

Общество разрослось, но было сильно разнородным и разнонаправленным в своей деятельности, в итоге руководство общества вынуждено было ввести специальную классификацию, разделение на «Пять залов» (五堂與分類 wǔtáng yǔfēnlèi):

  • человечность (仁 rén);
  • справедливость (义 yì);
  • благопристойность (礼 lǐ);
  • мудрость (智 zhì);
  • верность (信 xìn).

Для примера, в Ицзытане (义字堂 yìzìtáng) были в основном торговцы (商人 shāngrén), а в Лицзытан (礼字堂 lǐzìtáng) попали бандиты (匪盗 fěidào), местная шпана (地痞dìpǐ) и простые солдаты (士兵 shìbīng).

Образовались также некоторые поселения и горные районы, которые были полностью устроены в традициях «Зеленого леса» (绿林 lùlín): их полностью контролировали участники Общества, которые зарабатывали на жизнь рэкетом и грабежом.

Эта категория обычно называлась «Клятвенные братья мутной воды» (浑 水袍哥 húnshuǐ páogē).

В противовес им были «Клятвенные братья чистой воды» (清水袍哥 qīngshuǐ páogē), то есть

те, кто не ворует, не грабит и не расхищает чужое имущество силой.
«Клятвенные братья чистой воды» (清水袍哥 qīngshuǐ páogē).
«Клятвенные братья чистой воды» (清水袍哥 qīngshuǐ páogē).

В общем, так или иначе, в Сычуани они были известны как «Клятвенные братья» - Паогэ (袍哥 páogē), и любителям попить китайского чая будет интересно узнать, что как раз это Общество контролировало сычуаньский отрезок знаменитого Чайного пути (茶马古道 chámǎgǔdào). Этот торговый путь сформировался ещё во времена династии Западная Хань. Он неотделим от развития и распространения китайской чайной культуры, ибо был важным торговым маршрутом через Цинхай-Тибетское нагорье, окончательно сформировавшимся в XI веке и продержавшимся аж до 1950-х годов... Про него можно прочитать тут, но сейчас вернемся в Сычуань к Паогэ.

В 1911 году они стали активными участниками движения против предоставления цинскими властями концессий иностранцам на строительство железных дорог, когда в Чэнду создали «Товарищество по охране железных дорог Сычуани».

Вспыхнувшее Сычуаньское восстание было в октябре подавлено, но в итоге они создали себе репутацию борцов против Цин, и после революции 1911 года Общество долгое время было открытой организацией, в которой непосредственно или косвенно было задействовано большинство взрослых мужчин в Сычуани. В итоге Паогэ обладало сильным влиянием на все аспекты жизни общества в Сычуани, Чунцине и Хунани.

По официальным оценкам, к концу сороковых годов ХХ века 30–50% всех взрослых мужчин Сычуани участвовали в Гэлаохуэй, по некоторым оценкам, в восточной части Сычуани приходилось аж 70–80%.

Памятник «Хугуанскому кризису» (保路运动 bǎolù yùndòng) , ставшие предвестником Синьхайской революции, свергнувшей Цин.
Памятник «Хугуанскому кризису» (保路运动 bǎolù yùndòng) , ставшие предвестником Синьхайской революции, свергнувшей Цин.

Рассказ наш о «Большой тройке» несколько затянулся, но мы не можем просто так завершить его, не упомянув Цинбан - «Синее братство» (青幫 qīngbāng). Хотя возникло Цинбан официально в 1726 году как полузаконное братство, контролирующее водные перевозки (в-первую очередь, зерна, а Шанхай в то время стал важным логистическим центром таких перевозок), оно тесно связано с учением Лоцзяо (羅教 luó jiào), которое часто рассматривается как ветвь буддизма Махаяны, смешанное с народными верованиями. Учение было основано Ло Цином, уроженцем уезда Цзимо в провинции Шаньдун, и в итоге так там развилось, что чуть было не вытеснило ортодоксальный буддизм!

Ло Цин (羅清 luó qīng, 1442-1527), был потомственный военный и долгое время на госслужбе обеспечивал безопасность перевозки зерна водным маршрутом. Выйдя в отставку, изучал буддизм в течение тринадцати лет. Он объединил в итоге две буддийских школы (включая чань-буддизм Линцзи) с двумя линиями даосизма, не забыв добавить конфуцианское учение о сыновней почтительности и любви к своим близким.
Ло Цин (羅清 luó qīng, 1442-1527), был потомственный военный и долгое время на госслужбе обеспечивал безопасность перевозки зерна водным маршрутом. Выйдя в отставку, изучал буддизм в течение тринадцати лет. Он объединил в итоге две буддийских школы (включая чань-буддизм Линцзи) с двумя линиями даосизма, не забыв добавить конфуцианское учение о сыновней почтительности и любви к своим близким.

В возрасте сорока одного года он признал себя просветленным и жил на горе Тяньчи в Сучжоу, проповедуя это учение в последние годы своей жизни. После внесения его учения в список еретических сект, в 1746 году храм Лоцзяо, пагода и могильная стела были официально снесены.

Это Общество было тесно связано с гильдией лодочников (船帮 chuánbāng), контролирующих перевозку зерна, поэтому их ещё называли «бандой зерновых кораблей». Хотя их центр был исторически в Шанхае, филиалы были распространены с севера на юг вдоль Великого канала в провинциях Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси и других регионах. Цинбан был разделен (по регионам) на два братства:

  • основная гильдия (主幫 zhǔbāng);
  • гильдия приезжих (客幫 kèbāng).

В каждом братстве были правила и обряды, и есть различия по старшинству и приему в ученики. Заимствуя идеи в чань-буддизме, в Цинбан создали гораздо более строгую организацию, чем у Хунмэнь, (потому-что в первую очередь думали о деньгах).

Правила и ритуалы были разработаны более сложные, в итоге получилась гораздо более скрытная, но менее масштабная система, не сравнимая с охватом предыдущих двух обществ.

Была даже поговорка:

Цинбан одна нитка, Хунмэнь очень много
青帮一条线,洪门一大片
Qīngbāng yītiáo xiàn, hóng mén yī dàpiàn

Но важно тут другое: гильдии Цинбан в первую очередь занимались бизнесом, контрабандой и рэкетом.

Они не делали упор на «борьбу с Цин и восстановление Мин», как это делали в Хунмэнь, но они они были частью китайского общества и в некоторой степени соглашались с этой идеей, в том числе оказывая поддержку и помощь антиправительственным обществам, особенно если это не вредило их бизнесу.

Однако они не вели активно антицинскую деятельность, и Общество Хунмэнь одно время считало их предателями. При этом строго запрещалось членам Хунмэнь вступать в Цинбан, однако во избежание серьезных конфликтов для остальных называли себя «одной семьей Цинхун» (青洪一家 qīng hóng yījiā). Но в конце династии Цин многие представители Цинбан также начали выступать против династии Цин, и два этих Общества постепенно уменьшили свою враждебность.

В 1949 году, с крахом гоминьдановского правительства на материковом Китае, Цинбан перебрался в Гонконг.

Часть вторая: религиозные секты

道生一
一生二
二生三
三生万物
Ну, вы несомненно знаете эту цитату! :)
Общество красного копья
Общество красного копья

Итак, как говорилось выше, очень сложные взаимосвязи и особенности тайных обществ конца династии Цин были обусловлены спецификой их организации. Обычно выделяют три вида, сейчас речь про второй.

Итак, тайные религиозные общества (教门组织 jiàomén zǔzhī), в научных кругах они именуются как эзотерические секты или народные верования.

Это были подпольные общества, образованные обычно из представителей низшего сословия, которые существуют вне нормальной системы социальной организации.

Такие общества рассматривались правителями Китая как «еретические».

Мы помним, что генезис ушу проходил в определенной исторической среде и социальном фоне. Разные народные верования играли жизненно важную роль в формировании разнообразной культуры боевых искусств, а религиозные тайные общества были одним из важных носителей народного наследия боевых искусств.

Так как их миссионерская деятельность противоречила идеям правящего класса, то эти общества преследовались как еретические секты (邪教 xiéjiào).

Хотя по большей части это была спонтанная социальная организация ради душевного утешения или взаимопомощи в жизни.

И что важно в нашей тематики - для самозащиты от насилия. В том числе - государственного.

Вакуум государственной власти в регионах, удаленных от хорошо контролируемых и развитых центров, издревле был предпосылкой возникновения различных тайных обществ. Деятельность таких обществ охватывала всю страну, но связанные с практикой боевых искусств были больше всего распространены в северных регионах, в провинциях Хэнань, Шаньдун, Хэбэй. По сути в так называемом «Золотом треугольнике ушу». Все эти религиозные общества были крайне разнородны и с очень сложными взаимоотношениями между собой.

-10
«Учение о тайном законе Белого Лотоса» сейчас оцифровано и доступно в Интернете.
«Учение о тайном законе Белого Лотоса» сейчас оцифровано и доступно в Интернете.

Считается, что среди них «Секта Белого Лотоса» (白莲教 báiliánjiào) была одна из наиболее распространённых.

Однако это не совсем так, для цинских чиновников участники любых тайных обществ разделялись на две категории - еретики (邪教 хiéjiào) либо бандиты (土匪 tǔfěi).

Глубинные причины возникновения и внутренние различия их не интересовали.

В общем, это название было удобным и широко использовалось в бюрократической документации как огульная характеристика любой ереси, потенциально представляющей политическую опасность.

Примеры традиционных заклятий.
Примеры традиционных заклятий.

Мы не будем глубоко вдаваться в историю этих обществ, на эту тему давно уже существует множество хороших научных работ, нам в рамках генезиса ушу поздней империи Цин важен один аспект, который такие религиозные общества привнесли в среду народных боевых искусств.

Тайные религиозные общества активно использовали мистицизм и колдовство для достижения так называемой «божественной помощи» (神助 shénzhù).

У Китая давняя и устоявшаяся традиция шаманизма (巫史传统 wūshǐ chuántǒng), где давно есть концепция высших сил, однако она не целостная и разнородная. Китайская культура за века не сформировала зрелой «национальной веры» (国家信仰 guójiā xìnyǎng), что позволило разнородным мелким народным верованиям с элементами шаманизма, эзотерики и колдовства просуществовать в течении длительного времени, охватывая большие области страны и вовлекая широкие массы населения вплоть до нашего времени.

Нелегальный рукописный манускрипт защитных заклинаний секты Багуацзяоэ
Нелегальный рукописный манускрипт защитных заклинаний секты Багуацзяоэ

Нелегальный рукописный манускрипт защитных заклинаний секты Багуацзяо. В центре четверостишие - магическая формула заклинания.
Нелегальный рукописный манускрипт защитных заклинаний секты Багуацзяо. В центре четверостишие - магическая формула заклинания.

Также было распространены ответвления от них, такие как Учение восьми триграмм (八卦教 bāguàjiào) и Учение синего лотоса (青莲教 qīngliánjiào). Несмотря на сильные различия этих религиозных сект, повсеместное пересечение с Миром Цзянху создавало для них некоторую общность и схожесть.

Чжу Ицзюнь (朱翊钧 Zhū Yìjūn, 1563-1620).
Чжу Ицзюнь (朱翊钧 Zhū Yìjūn, 1563-1620).

История Багуацзяо восходит к периоду правления под девизом Бесчисленные год (萬曆 wànlì, 1573-1619) Минского императора Чжу Ицзюня. Считается, что её основателем или ранним влиятельным лидером был Лю Цзочэнь (? - 1700 г.) из Шаньдуна, а затем семья Лю десятилетиями контролировала жизнедеятельность этой секты.

Эта секта в 1772 году была запрещен цинским двором , а затем подверглась жестоким преследованиям после того, как дочерние ответвления организовали восстание в 1813 году под предводительством Линь Цина.

Линь Цин (林清 Lín Qīng, 1770–1813). Сперва он работал в аптеке, потом прислуживал в местных органах власти, затем работал лодочником на судах, перевозивших зерно, но в 1806 году он присоединился к секте Багуацзяо, стал убеждать верующих, что может предсказывать будущее и совершать разные чудеса.
Линь Цин (林清 Lín Qīng, 1770–1813). Сперва он работал в аптеке, потом прислуживал в местных органах власти, затем работал лодочником на судах, перевозивших зерно, но в 1806 году он присоединился к секте Багуацзяо, стал убеждать верующих, что может предсказывать будущее и совершать разные чудеса.
15 сентября 1813 года, Линь Цин, воспользовавшись помощью придворного евнуха, во главе двух сотен бойцов нападает на Запретный город в Пекине. Нападение было неудачным, так как император в то время убыл на осеннюю охоту, но бои шли в течении двух дней, и повстанцы потерпели поражение из-за неравенства сил. Линь Цин был арестован и казнен, а событие это назвали «Бунтом Гуйю» (癸酉之变 guǐyǒuzhībiàn), так как эти события произошли на десятый год шестидесятилетнего цикла, в год черного Петуха. Считается, что это восстание положило начало упадка Империи Цин.
15 сентября 1813 года, Линь Цин, воспользовавшись помощью придворного евнуха, во главе двух сотен бойцов нападает на Запретный город в Пекине. Нападение было неудачным, так как император в то время убыл на осеннюю охоту, но бои шли в течении двух дней, и повстанцы потерпели поражение из-за неравенства сил. Линь Цин был арестован и казнен, а событие это назвали «Бунтом Гуйю» (癸酉之变 guǐyǒuzhībiàn), так как эти события произошли на десятый год шестидесятилетнего цикла, в год черного Петуха. Считается, что это восстание положило начало упадка Империи Цин.

Хотя эта секта происходит от Буддизма Махаяны, её развитие также неотделимо от религии Учения Белого лотоса, впитавшего догмы учения Лоцзяо, о котором говорилось выше.

В начале династии Цин это Учение было в основном распространено в столичном регионе и в провинциях Чжилу, Шаньдун , Хэнань, Шэньси и других местах, подчеркивая единство трех Учений (三教合一 sānjiào héyī, т.е. буддизма, даосизма и конфуцианства), продвигая практику внутренней алхимии и... сбор денег с верующих.

-18

Основным трактатом секты является книга «Сочинение о передаче Пути пятью женщинами» (五女传道输 Wǔnǚ chuándào shū ), где Лю Цзочэнь представлен как воплощение Будды Майтрейи, просвещающего весь мир. Это сборник даосских техник самосовершенствования для

достижения благословения, преодоления человеческих ограничений и достижения спасения,

а «пять женщин» - это «Пять Бодхисаттв» (观音 guānyīn, 普贤 pǔxián, 白衣 báiyī, 鱼蓝 yúlán, 文殊 wénshū).

В тексте «Пять Бодхисатв» (五位菩萨 wǔ wèi púsà) превращаются в пять крестьянок. Их движения в процессе прядения и ткачества используются для описания процессов движения и изменений изначальной ци, а также для объяснения принципа практики внутренней алхимии - нэйдань. {кто-то наверно уже догадался, о чём идет речь...}

Поскольку эту практику было легко понять изучить, она хорошо подошла для нужд людей из низшего сословия, стремящихся укрепить тело. Поэтому, с момента появления, эта книга рассматривалась не только как миссионерское писание багуацзяо, но также как практическое пособие многими народными тайными сектами.

В классическом китайском языке иероглиф три (三 san) также означает много или множество. Как видите, этот иероглиф состоит из трех горизонтальных линий. Эти линии представляют три слоя Вселенной: Небо, Землю и человека. В китайских шаманских традициях, число три - это число творения, это символ всего во Вселенной и самой Вселенной. Второй иероглиф (才cai) в данном контексте означает материал и талант. Третий иероглиф (合 hé) означает сочетание, слияние, объединение, союз, единство и гармонию. Последний иероглиф - горизонтальная линия (一 yi) с двумя краями, представляющая комбинацию Инь и Ян. В китайской нумерологии это число 1 также является символом единства и Дао (道 dao), представляющими стабильность и гармонию. В китайских шаманских традициях «Три начала» - Саньцай (三才 sāncái) считаются принципиальной концепцией. «Три в одном» является образцом Природы: все в природе построено из трех слоев или компонентов. По отношению ко времени это относится к прошлому, настоящему и будущему. Когда говорят о Небе и Земле, то соответственно говорим о солнце, луне и звездах, а также об огне, воде и ветре. С другой стороны, Цзин, Ци и Шэнь - это саньцай тела. Кроме того, в практике внутренней алхимии обычно работают с тремя элементами - положением тела, дыханием и сознанием.
В классическом китайском языке иероглиф три (三 san) также означает много или множество. Как видите, этот иероглиф состоит из трех горизонтальных линий. Эти линии представляют три слоя Вселенной: Небо, Землю и человека. В китайских шаманских традициях, число три - это число творения, это символ всего во Вселенной и самой Вселенной. Второй иероглиф (才cai) в данном контексте означает материал и талант. Третий иероглиф (合 hé) означает сочетание, слияние, объединение, союз, единство и гармонию. Последний иероглиф - горизонтальная линия (一 yi) с двумя краями, представляющая комбинацию Инь и Ян. В китайской нумерологии это число 1 также является символом единства и Дао (道 dao), представляющими стабильность и гармонию. В китайских шаманских традициях «Три начала» - Саньцай (三才 sāncái) считаются принципиальной концепцией. «Три в одном» является образцом Природы: все в природе построено из трех слоев или компонентов. По отношению ко времени это относится к прошлому, настоящему и будущему. Когда говорят о Небе и Земле, то соответственно говорим о солнце, луне и звездах, а также об огне, воде и ветре. С другой стороны, Цзин, Ци и Шэнь - это саньцай тела. Кроме того, в практике внутренней алхимии обычно работают с тремя элементами - положением тела, дыханием и сознанием.

Нам же важнее, что эта секта впервые стала проповедовать единство военных и гражданских искусств:

文武功法合一
wénwǔ gōng fǎ hé yī

И это действительно повлияло на дальнейшее развитие боевых искусств. Вплоть до наших дней.

Часть третья: кулачные общества

Итак, теперь речь про третий вид тайных обществ. Потом отдельно поговорим уже про влияние эзотерики, народной магии и прочего колдовства, о проникновении чего в среду кулачного боя у нас говорят почему-то мало. Хотя и этот аспект оказал своё влияние.

-20

Кулачные общества (拳会组织 Quán huì zǔzhī) обычно не связывают с клятвенными кровными братскими отношениями, они обычно соответствуют патриархальной структуре общества.

Такие общества не вели религиозно-миссионерской деятельности, это были разрозненные объединения, тайно практиковавшие ушу (о причинах их появления будет чуть ниже). Однако Императорским двором они относились к еретическим учениям и именовались цуаньцзяо (拳教 Quán jiào) и также подвергались репрессиям.

Эти кулачные учения были неотделимы от народной среды, и практикующие были тесно связаны с теми верованиями, которым придерживались их земляки. Чтобы понимать контекст, в котором существовали эти цуаньцзяо, желательно ознакомиться со статьей «О буддизме, даосизме, народных верованиях и их влиянии на практику боевых искусств Старого Китая».

Храмы этих местных культов обычно и были тренировочными базами, площадками для занятий представителей местных цюаньцзяо. Их ученики там же регулярно принимали участие в храмовых праздниках, не только обеспечивая безопасность на ярмарке, но важнее было то, что они выступали с яркими и красочными представлениями на этих праздниках, выполняя роль народных агитаторов.

-21

Однако вернемся к примерам наиболее известных таких обществ.

На севере страны это были всем известные Ихэцюань (义和拳 Yì hé quán), изначально связанные с вполне конкретными стилями ушу, когда-то гораздо более знаменитыми, чем тайцзицюань, багуачжан или какие-то ещё...

Формально считается, что основу Боксерского восстания составляли три школы традиционного ушу:

  • мэйхуацэань (梅花拳 Méihuā quán);
  • шэньцюань (神拳 Shén quán);
  • хунцюань (红拳 Hóng quán).
Однако в знаменитом сборнике историй той поры от Ло Дуньжуна (罗惇曧 Luō Dūnróng,1871-1924) говорится, что это просто очередное переименование мэйхуацюань: «Ихэцюань называется Шэньцюань» (义和拳称神拳 Yì hé quán chēng shén quán). Там же автор пишет, что ихэцюань произошел из религиозной секты Багуацзяо (義和拳源於八卦教 Yìhéquán yuán yú bāguà jiào), о которой было выше. Так произошла интеграция двух типов тайных обществ. В его книге также есть описания их мистических ритуалов, но об этом ниже. Ибо многое узнается даже в современном народном ушу.
Однако в знаменитом сборнике историй той поры от Ло Дуньжуна (罗惇曧 Luō Dūnróng,1871-1924) говорится, что это просто очередное переименование мэйхуацюань: «Ихэцюань называется Шэньцюань» (义和拳称神拳 Yì hé quán chēng shén quán). Там же автор пишет, что ихэцюань произошел из религиозной секты Багуацзяо (義和拳源於八卦教 Yìhéquán yuán yú bāguà jiào), о которой было выше. Так произошла интеграция двух типов тайных обществ. В его книге также есть описания их мистических ритуалов, но об этом ниже. Ибо многое узнается даже в современном народном ушу.

Когда восстание было жестоко подавлено, именно эти стили распространились по стране вместе с беглецами, готовыми делиться с простыми крестьянами своими скудными знаниями за укрытие и еду.

Знамя движения Ихэтуань.
Знамя движения Ихэтуань.

У Ван Юньтая в «Кратком описании подвигов ихэтуаней и Чжао Саньдо из деревни Шалючжай уезда Вэйсянь провинции Хэбэй» говорится о первом переименовании стиля мэйхуацюань в ихэцюань:

На храмовой ярмарке для празднования и выступлений собралось более трех тысяч кулачных бойцов из самых разных слоёв общества. После трех дней праздника начался стихийный протест против местных властей и церковных сил.
Когда Чжао Саньдо возглавил это движение, ему сказали: «Ты используешь имя мэйхуацюань в связи с восстанием, это свяжут и с нами, и не оделяя нефрит от камней, истребят всех, а с этим мы абсолютно не согласны».
Услышав от учеников такие речи, Чжао Саньдо усмехнулся и сказал: «Правительство творит произвол, у людей нет опоры в жизни, что же, так и ждать смерти? Но чтобы в случае разгрома мятежа его не связали с мэйхуацюань, я изменю название на ихэцюань.

Так по воле Чжао Саньдо стиль мэйхуацюань у повстанцев стали называть ихэцюань.

В 1895 году Чжао Саньдо (赵三多 Zhào Sānduō, 1841-1902) открыл кулачные залы в различных деревнях и городах провинций Чжили и Шаньдун, где набрал более 2000 учеников для изучения мэйхуачжуан. Это со временем оказалось мощной силой, которую можно было использовать в протестном движении против Цинской администрации.
В 1895 году Чжао Саньдо (赵三多 Zhào Sānduō, 1841-1902) открыл кулачные залы в различных деревнях и городах провинций Чжили и Шаньдун, где набрал более 2000 учеников для изучения мэйхуачжуан. Это со временем оказалось мощной силой, которую можно было использовать в протестном движении против Цинской администрации.

Если быть точным, то правильное историческое название этого стиля ганьчжи у ши мэйхуа чжуан (干枝五势梅花桩 Gàn zhī wǔ shì méihuā zhuāng). Это название можно дословно перевести как стволы и ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа.

Название связано с тем, что на «внешнем уровне» это кулачное искусство тренировали на столбах, врытых в землю. Эти упражнения могут выполняться одним человеком, двумя или тремя людьми, четырьмя или даже восемью занимающимися.
Название связано с тем, что на «внешнем уровне» это кулачное искусство тренировали на столбах, врытых в землю. Эти упражнения могут выполняться одним человеком, двумя или тремя людьми, четырьмя или даже восемью занимающимися.
Ученики обычно начинали с невысоких столбов - не более полуметра. Мастера тренировались уже на высоте нескольких метров над землей. Считалось, что такая тренировка чрезвычайно полезна для бойца, так как развивает легкость, скорость, бесстрашие, силу ног и всего тела.
Ученики обычно начинали с невысоких столбов - не более полуметра. Мастера тренировались уже на высоте нескольких метров над землей. Считалось, что такая тренировка чрезвычайно полезна для бойца, так как развивает легкость, скорость, бесстрашие, силу ног и всего тела.
На «внутреннем уровне» для развития силы и целостности тела практиковали статическую наработку. И в отличие от популярного сейчас столбового стояния, использовалась серия статических позиций, сменяющихся между собой быстрыми движениями.
На «внутреннем уровне» для развития силы и целостности тела практиковали статическую наработку. И в отличие от популярного сейчас столбового стояния, использовалась серия статических позиций, сменяющихся между собой быстрыми движениями.
На рисунке показана последовательность выполнения упражнения «у ши мэйхуа чжуан».
На рисунке показана последовательность выполнения упражнения «у ши мэйхуа чжуан».

Как и в других подобных обществах, здесь тоже был непростой и строгий ритуал вхождения во «внутренние врата». При этом нужно было пройти не одни «внутренние врата», как в обычных кулачных школах, а.. три!

-29

Первые три года неофит обычно загружался разными общеразвивающими упражнениями, но основой были пять статических упражнений. Лишь по итогу этого КМБ принималось решение: учить дальше или гнать прочь.

Однако именно в среде ихэтуань позднее начнется массовая профанация и упрощение системы отбора и обучения.

До массового обучения всех желающих, этот стиль передавался строго внутри клана по мужской линии: от отца к сыну, а от сына к внуку. Поэтому говорили, что это кулак отца и сына - фуцзыцюань (父子拳 Fùzǐ quán).

Несмотря на кажущуюся закрытость, к концу XIX века мэйхуачжуан не только уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси, но и породил множество подражателей в других регионах.

«Даосская» и «мягкая» версия хотя и считает себя эндемичной, но скорее всего восходит к беглым инструкторам, укрывавшихся в Удане после разгрома Боксерского восстания.
«Даосская» и «мягкая» версия хотя и считает себя эндемичной, но скорее всего восходит к беглым инструкторам, укрывавшихся в Удане после разгрома Боксерского восстания.

Название другого столь же массового кулачного учения в переводе обозначает Общество красного кулака (红拳会 Hóng quán huì). Другое, более распространённое и широко известное название - это хунмэнь. Мы уже не раз рассказывали про него. Принято упрощенно считать, что на Севере развивалось направление красного кулака (红拳 Hóng quán), а на Юге название этого стиля записывали уже другими иероглифами (洪拳 Hóng quán). На самом деле, это не совсем так.

Стиль «красный кулак» из провинции Шэнси.
Стиль «красный кулак» из провинции Шэнси.

Говорят, что для семейства этих стилей характерно частое использование защитных техник при помощи предплечий, которые поэтично именуют спрятанная жемчужина в рукаве.

Современные поклонники ушу даже не в курсе, что этот самый хунцюань является одним из самых известных боевых искусств времен Мин и Цин.

Он принадлежит к Шансымэнь (上四门 Shàng sì mén) - четырем наиболее крупным, прикладным и развитым школам той поры:

  • Хунцюань (红拳 Hóng quán),
  • Мэйхуацюань (梅花拳 Méihuā quán),
  • Таньтуймэнь (弹腿门 tàntuǐ mén),
  • Мицзунцюань (迷踪拳 Mízōng quán).

Ряд источников указывает, что во времена династии Мин генерал Ци Цзигуан использовал технику хунцюань в качестве обязательного предмета для обучения солдат рукопашному бою.

И в рамках вечного спора нельзя не упомянуть мастера хунцюань Го Сифэня:

Хунцюань вобрал всю суть как внутренних, так и внешних школ!

Наверно непросто так 7 июня 2008 года Государственный совет КНР одобрил включение этого стиля в Национальный список нематериального культурного наследия .

Храм со статуей одного из мастеров третьего поколения хунцюань.
Храм со статуей одного из мастеров третьего поколения хунцюань.

В процессе истории хунцюaнь многократно развивался и видоизменялся в зависимости от региона распространения. Однако он меньше подвергся гонению, чего не скажешь про многострадальный мэйхуацюань. И этим регулярно пользовались их коллеги по опасному времяпровождению.

Например, после провала Восстания Тяньлицзяо (天理教 tiānlǐjiào), одного из ответвлений секты Белого лотоса, беглецы скрывались от гонений правительства Цин под видом как раз Хунцюань. Кстати во времена Восстания Тайпинов, их армия также практиковалась в технике одноименной кулачной школы. Отряды ихэтуаней тоже практиковали свой красный кулак, и не совсем ясно его происхождение, ибо такое название встречается не раз, как и его второй вариант написания.

Например, в направлении Шаолинь каньцзяцюань (少林看家拳 Shàolín kān jiā quán) существует свой хунцюань ( 三晃膀 大洪拳 Sān huǎng bǎng dà hóng quán). Одно из современных исполнений шаолинь каньцзяцюань можно посмотреть на видео ниже:

Кстати, нельзя не упомянуть и про Шаолинь, ибо по все стране во множестве существовали Шаолиньские кулачные общества (少林会 Shàolín huì), активно эксплуатировавших этот брэнд. Причем к настоящему монастырю Шаолинь подобные кулачные общества не имели никакого отношения, особенно на Юге.

Результат их деятельности хорошо замечен в документах Первых всекитайских испытаний по боевым искусствам в Нанкине 1928 года, где эта линия представлена в изобилии и без участия монахов известной обители, которым тогда было не соревнований - там шли ожесточенные бои, в результате монастырь Шаолинь был практически полностью уничтожен. Об этом уже рассказывали подробно, см. тут.

Кстати, на знаменитых шаолиньских фресках, изображающих то, как монахи занимаются боевым искусством, изображён и маньчжурский чиновник, для которого, собственно, монахи всё это и демонстрируют.

-33

Верхняя часть нарисована на южной стене, а нижняя на северной стене.

-34

Тут что важно. Маньчжуры не запрещали боевые искусства как когда-то монголы, они запрещали антиправительственную деятельность.

То есть если ушуисты замыслили установленный порядок свергнуть - да, карали, но не за занятия ушу, а за то, с какой целью этим ушу занимались. А если мастер ушу, к примеру, местные деревенские отряды самообороны тренировал, или в охранном бюро работал - тогда ему честь и уважение.

По таким столбам можно не только отрабатывать технику перемещений, но и отрабатывать ударную технику и броски опрокидыванием.
По таким столбам можно не только отрабатывать технику перемещений, но и отрабатывать ударную технику и броски опрокидыванием.

В начале царствования под девизом Цяньлун (1736-1820) такие общества кулачного искусства и религиозные секты стали активно взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга, что привносило в них новое содержание.

Восстание красноголовых тоже было тесно связано с кулачными обществами.
Восстание красноголовых тоже было тесно связано с кулачными обществами.

Опираясь на деревни, города и посёлки эти общества широко распространялись по всей стране с востока на запад и с севера на юг в небывалом масштабе. В стройную систему конфуцианских ритуалов кулачных обществ активно замешивается мистицизм религиозных сект. И в тот период , ушу оказалось сильно подверженным влиянию политических идей. Про мистицизм и политику мы обязательно сегодня расскажем, но сперва дополним наш рассказ историей про одно довольно знаменитое общество боевых искусств. На его примере, надеюсь, станет более понятным причины возникновения и генезис подобных структур в Цинском Китае.

«Общество красного копья»

-37

Когда мы говорим про кулачные общества, нельзя не упомянуть такое интересное явление, как «Общество красного копья».

Причины его возникновения были довольно просты.

В 1900 году уже окончательно разгромлено восстание Ихэтуаней, военные формирования «боксеров» распались после подавления, выжившие сложили оружие и вернулись в свои деревни или бежали в другие края, если стали знамениты и за ними началась охота. При этом повстанцы считали, что борьба ещё не окончена. Многие группы бывших повстанцев перешли к подпольной деятельности.

Так было и в западной части провинции Шаньдун, и как полагается в рамках извечного китайского дуализма Инь-Ян, кто-то в целях выживания и самообеспечения сам стал грабить местное население, сбиваясь в бандформирования, а кто-то самоорганизовался в отряды деревенской милиции.

-38

Время тогда было непростое, развал централизованной власти приводил к ситуации, когда крестьян грабили все, кто мог: не только бандиты и сборщики налогов, но и деморализованная, слабоконтролируемая и плохоснабжаемая китайская армия. В Шаньдуне к этому «веселью» присоединились и английские колониальные войска, охранявшие с 1898 года концессию на Вэйхайвэй.

Меч-дао против копья - наиболее популярная отработка в отрядах местной самообороны, и она сохранилась в народной традиции и по наши дни. Мы продолжаем сохранять это знание и передавать дальше.
Меч-дао против копья - наиболее популярная отработка в отрядах местной самообороны, и она сохранилась в народной традиции и по наши дни. Мы продолжаем сохранять это знание и передавать дальше.

В одиночку отбиться было непросто, и в начале ХХ века несколько отрядов деревенской самообороны объединяются в «Общество красных копий» (红枪会 hóngqiānghuì), сделав своим девизом цель:

защищать свое богатство и помогать друг другу

Итак, первоначальная цель состояла в том, чтобы защищаться от бандитов.

Элизабет Дж. Перри в книге «Повстанцы и революционеры в Северном Китае, 1845–1945 гг» высказывает гипотезу, что Общество было создано в ответ на угрозу со стороны местных банд клана Сунь.

Отряд общества в 1938 году.
Отряд общества в 1938 году.

Дай Сюаньчжи считает, что "Общество Красного Копья» впервые зародилось в Цаочжоу и Дунчане на западе провинции Шаньдун, затем распространилось на Хэнань, южный Хэбэй, северный Цзянсу и северный Аньхой:

В то время бандиты и армия свирепствовали на Северо-Китайской равнине. Чтобы защитить себя, сельские жители повсюду подняли красные копья, и большинство из них использует красное копье как единственное оружие.
Общество красных копий, 1930 год.
Общество красных копий, 1930 год.

Поскольку армия не только не могла, да и не стремилась подавить бандитов, но и из-за нарушения дисциплины и снабжения, китайские солдаты порой ничем не отличались от бандитов, и сельские жители вскоре возненавидели солдат:

Ма, начальник службы безопасности городка Дацяо, недалеко от нашей деревни, полагаясь на своего дядю-чиновника, издевался над мужчинами и женщинами, ел, пил и играл в азартные игры, и делал другие плохие вещи.
И он ловко установил «налог на голову», «налог на посетителей», «налог на азартные игры», «налог на дрова» и «налог на ламповое масло», чтобы воспользоваться возможностью собрать деньги. Он также вступил в сговор с бандитами.
-42

Зародившись как сельское движение самообороны в провинции Хэнань, Хэбэй и Шаньдун на севере Китая, в 1916 году «Общество красных копий» представляло собой уже серьезную силу, и на протяжении большей части периода существования Китайской Республики, «Общество» успешно бросало вызов государственному контролю в Северном Китае.

По своему характеру они были похожи на «Общество Больших Мечей» (大刀會 Dàdāohuì), основанного со сходными целями в начале 1890-х годов Лю Шидуанем в уезде Цаочжоу на юго-западе провинции Шаньдун. Они также были невежественны и суеверны, а их руководители внушали им, что с помощью магии делают их неуязвимыми для пуль, и участники отрядов быстро стали известны своей безрассудной смелостью.

Чтобы выделить и обозначить себя, участники этих отрядов носили красные повязки на голове, украшали красным верхнюю одежду и оружие.
Чтобы выделить и обозначить себя, участники этих отрядов носили красные повязки на голове, украшали красным верхнюю одежду и оружие.

Но своё знаменитое имя это общество получило благодаря красным султанам из конского хвоста на копьях.

Ранее эту кисточку могли окрасить в цвета соответствующих частей Знаменных войск империи Цин, ну а в деревнях этим не заморачивались вообще.

В «Обществе красных копий» использовали именно красный цвет - необразованные крестьяне считали, что он защищает их от бедствий.

При этом любопытно, что в некоторых регионах отряды возглавлялись буддийскими монахами.

Сейчас красный султан на копье - привычный атрибут современного ушу, однако мало уже кто помнит, что переняли его у Общества Красных Копий.
Сейчас красный султан на копье - привычный атрибут современного ушу, однако мало уже кто помнит, что переняли его у Общества Красных Копий.

Общество постепенно двигалось к открытому восстанию, поворачивая острие сопротивления к чиновникам Гоминьдан вплоть до оспаривания правительственных приказов, но их основной целью было поддержание власти в сельской местности и защита местных интересов.

К середине 20-х годов, Общество уже контролирует значительную часть территории Северного Китая, правительство было вынуждено отказаться от налогообложения деревень и прийти к компромиссу с местными. В итоге «Общество Красных Копий» в ряде уездов было включено в официальную систему обороны страны, что позволило Гоминьдан привлечь их к антияпонской борьбе, переопределив цели существования Общества:

защитить страну, защитить людей и защитить родное поселение
изгнать японских захватчиков и восстановить Китай

И они также действовали даже в Маньчжурии, входя в состав антияпонских добровольческих армий, сопротивлявшихся японскому созданию марионеточного государства Маньчжоу-Го.

-45

Война, перекинувшаяся уже на территорию самого Китая, несильно поменяла расклад сил: там, где японцы вытеснили правительственные войска, стихийно возникали отряды Общества, возглавивших партизанскую борьбу против оккупантов.

-46

С весны 1938 года и до окончания «Войны Сопротивления» в 1945 году отряды Общества, несмотря на свою значительную технологическую отсталость, местами не только успешно противостоят японцам, но и оказываются способными удерживать под своим контролем некоторые регионы.

При этом по прежнему не особо стремясь дружить с правительством Китайской Республики.

Это наводит японцев на мысль о сотрудничестве, и с 1942 года японцы начали искать пути сближения с Обществом, пытаясь заменить им инициированную японцами «Синьминьхуэй», но - безуспешно.

-47

В дальнейшем некоторые группы Общества были поглощены китайской Красной армией во время китайско-японской войны и Народно-освободительной армией во время гражданской войны в Китае.

После подавления попытки восстания Общества в провинции Аньхой «из-за изъятия излишков зерна», в 1953 году правительство Коммунистической партии Китая начало «кампанию подавления хуэй-дао-мэнь» («общества-пути-братства»), окончательно уничтожив их на материковой части Китая.

На этом история кулачных обществ времен Цин считается завершенной.

Мистицизм обществ боевых искусств

一日为师,终生为父
yī rì wèi shī, zhǒng shēng wèi fù
Кто был мне учителем один день, становится отцом на всю жизнь.
师父领进门修行在自身
shī fu lǐng jìn mén xiū xíng zài zì shēn
Учитель только подводит к двери, ученик проходит через неё сам.
Избиение христиан сектантами Общества больших ножей.
Избиение христиан сектантами Общества больших ножей.

Итак, последние большие сообщества, возникавшие на заре ХХ века как наследие ихэтуаней, были глубоко пропитаны мистицизмом и эзотерикой. Эти общества изначально копировали патриархальную систему для своего устройства, на закате империи Цин происходит череда народных восстаний, где восставшие тесно взаимодействовали со школами боевых искусств. Как говорилось ранее, наиболее яркий пример - дружины справедливости и спокойствия (义和团运动 yìhétuán yùndòng), которые привлекли множество низовых народных масс к занятиям ушу. Они использовали боевые искусства как инструмент и средство для мобилизации и организации масс, расширения влияния среди населения..

Ихэтуани стремились в любом месте основывая кулачные круги-алтари (拳坛 quántán), где обучались и тренировались боевым искусствам. И через этот симбиоз, многие аспекты бытия тайных обществ перешли в школы кулачных искусств.

Эти сообщества, например, такие как дадаохуэй и сяодаохуэй, хэйцянхуэй и хунцянхуэй, действительно воспроизводили и отражали глубинные суеверия и невежество китайского народа во времена поздней династии Цин.
Эти сообщества, например, такие как дадаохуэй и сяодаохуэй, хэйцянхуэй и хунцянхуэй, действительно воспроизводили и отражали глубинные суеверия и невежество китайского народа во времена поздней династии Цин.

Для лучшей управляемости и «эффективности в бою», участникам обществ постепенно внедряли разными способами концепцию неуязвимости.

При этом считалось, что неофит должен пройти сложные церемонии инициации, а затем - строгие тренировки. «Вводный тест» на пригодность занимал не менее нескольких недель, обычно три месяца.

-50

В день принятия в члены сообщества боевых искусств неофиты обычно принимали водные процедуры, что знаменовало собой начало Новой Жизни. В то время водные процедуры обычно не очень типичны для крестьянского образа жизни, где довольно жёсткая экономия топлива: не спроста так у прибрежных жителей возникла идиома «мыться в море» (洗海 澡 xǐhǎizǎo), что зимой несколько нереально.

-51

Затем неофита приводили в храмовый зал, где сочетание полумрака и изобилия зажженных благовоний должно было с одной стороны усиливать мистическое восприятие и торжественность момента, с другой стороны - в некоторой степени маскировать облик «приемной комиссии». В качестве зала Общества мог выступать как Храм предков деревни, так и буддийская или даоосская обитель. Войдя в благовонный зал Общества, неофиты обязательно вставали на колени перед главой местного Общества и учителями Общества, давали клятву хранить секреты Общества.

Неофиты должны были поклониться перед учителем сто раз, поклявшись в послушании. Учитель давал им кодовое слово, позволявшее им идентифицировать себя и друг друга в кругу своих, потом рисовал каждому талисман на бумаге. Этот талисман надо было сжечь, а пепел - проглотить. Затем наставники Общества преподавали новичкам дисциплинарные правила, такие как запрет на прелюбодеяние, запрет на убийство невинных, запрет на бессмысленное мародерство и т. д.

-52

Еще в первый день церемоний сжигали бумажные деньги, приносили другие различные подношения согласно местным обычаям и совершали многочисленные простирания перед статуями и изображениями божеств, учителями и другими старшими прихожанами. В конце церемонии общее собрание сперва окропляло новообращенных специальным эликсиром, можно сказать «святой водой». Затем проводящий ритуал произносил различные заклятья.

Например, в у упомянутом выше обществе Хунцянхуэй в ходу было такое, состоящее из четырех частей:

Я держу копье с красной кисточкой.
Мои предки полны магической силы.
Я не боюсь Неба и Земли.
Я могу идти куда угодно, как захочу.

Начиная со второго дня, все новые ученики каждую ночь отправлялись в этот зал, чтобы возжечь благовония и преклонить колени. Так продолжалось в течение 49 ночей, прежде чем считалось, что они прошли очищение.

«Общество малых мечей»-сяодаохуэй возникло в Шанхае и соседних районах в период восстания тайпинов между 1840 и 1855 годами.
«Общество малых мечей»-сяодаохуэй возникло в Шанхае и соседних районах в период восстания тайпинов между 1840 и 1855 годами.

Кроме всего неофиты ходили в «Благовонный зал» два раза в день, чтобы воскурить благовония, выполняя молитву на колени перед статуей Гуань Юя.

Гуань Юй ( 关羽 Guān Yǔ), военачальник царства Шу эпохи Троецарствия и один из главных героев классического романа «Троецарствие», где он он выведен как идеал благородства. В 1594 году он был официально обожествлён как Бог войны под именем Гуань-ди. Его храмы довольно многочисленны по стране и в наши дни.
Гуань Юй ( 关羽 Guān Yǔ), военачальник царства Шу эпохи Троецарствия и один из главных героев классического романа «Троецарствие», где он он выведен как идеал благородства. В 1594 году он был официально обожествлён как Бог войны под именем Гуань-ди. Его храмы довольно многочисленны по стране и в наши дни.

Помимо этого новые участники также должны участвовать в церемонии «Ночное коленопреклонение».

Посреди ночи они приходили с наставником на пустошь, закрывали глаза и молча стояли на коленях в течение двух или трех часов, выполняя особую практику созерцания или читая тайные мантры. После нескольких недель такого повторения, новые участники подвергались серии ударов со стороны наставника и старших учеников, никоим образом не показывая выражения боли. Пройдя испытание и выполнив этот первый этап, наставник ритуала давал три бумажных амулета с написанными на них магическими формулами: один надо было сжечь, один полагалось носить на теле, третий следовало проглотить. Так же наставник обучал мантре неуязвимости.

-55

Затем шли занятия боевыми искусствами, где большая часть времени уделялась различным методам укрепления тела, в том числе и «жесткой набивке» и «железной рубахе», которую в среде традиционных боевых искусств в то время считали бесполезной для защиты от оружия и нужной лишь для снижения травматизма во время тренировок.

Однако адепты вышеупомянутых Обществ боевых искусств считали эту практику крайне важной. Ряд западных исследователей считают, что такая практика позволяла качественно повлиять на болевой порог занимающихся, повышая их общую выносливость и позволяя в дальнейшем переносить суровые пытки в случае попадания в лапы цинской администрации.

Тренировки по боевым искусствам обычно проводились на открытом воздухе, но только члены общества и участники занятий могли наблюдать за занятиями. Обучение навыкам боевых искусств занимало 49 дней, затем давали новичку три "чудесных талисмана". Затем выполняли 49 дней очищения.

-56

Было и такое интересное испытание или «упражнение».

Обычно в центре зала ставили стол, и новые участники выстраиваются в очередь перед ним. Учитель возжигает благовония, становится на колени для молитвы, произносит мантры для призвания предков и благословения божеств, сжигает особый талисман, кладет пепел в воду и раздает это питье новым ученикам. Затем кладут один или несколько кирпичей на голову верующего, а учитель разбивает эти кирпичи.

Естественно, для большего внушаемого эффекта, сперва это делают на старшем ученике, заранее подготовленном, при этом и кирпичи разбиваются, не задевая его головы. Затем наступает очередь новичка. Если кирпич не разбит и тот кричит от боли, учитель отчитывает его за проступок и назначает наказание.

Затем наставник показывает на себе и другом ученике «неуязвимость» от меча-дао, не оставляя никаких шрамов и порезов. Затем повторяют на неофите, если молчит и терпит боль - то просто отправляют дальше укреплять тело, если кричит от боли - назначают наказание.

Следующий этап - это выстрел из ружья по наставнику или старшему ученику из ружья с расстояния в пятнадцать метров. Точно также этот незамысловатый фокус должен демонстрировать необразованным крестьянам неуязвимость старших собратьев, к которой неофит также якобы способен прийти через долгие изнурительные тренировки, чтение мантр и использование талисманов. Демонстрируя неуязвимость на самих неофитах, чтобы продвигать заклинания неуязвимости и завоевывать поддержку масс, учитель обычно заменял боевые патроны холостыми.

Однако бывали и неприятности: одной деревне после того, как во время такого обучения было убито десять учеников, озлобленные родственники до смерти забили и их учителей...

-57

Процесс присоединения неофита в ряды Общества занимал в общей сложности 100 дней. Есть мнение, что это время было заимствовано из традиционных систем нэйгун, где довольно часто используется данная концепция, привязанная к воззрениям традиционной китайской медицины. Однако есть альтернативное мнение, что это просто взяли популярное в эзотерических клонах буддизма число 108.

Чтобы получить «божественную силу», новички должны были придерживаться определенных табу, таких как воздержание от сексуальных отношений в течение 100-дневного периода вступления в ряды общества, ибо считалось, что женщины могут сделать заклинания неэффективными.

Многие Общества также запрещали есть мясо во время этих сто дней.

Некоторые из таких эзотерических правил были позаимствованы различными школами боевых искусств и встречаются даже в наши дни.

Обычно считается, что именно в этот период в народное ушу проникают десять запретов (十戒 shíjiè). В итоге школах боевых искусств они стали тесно связанными с морально-этическими нормами, с нравственным воспитанием ученика и стремлением не обучать недостойного.

Например:

1. Не пить;
2. Избегать женщин;
3. Перестать быть не устойчивым в изучении;
4. Перестать
обеспечивать себе временное спокойствие, отдыхать, пока учителя нет;
5. Избегать торопливости и стремления достичь результата быстро;
6. Не ставить рамки своих результатов;
7. Не быть хвастливым, гордым;
8. Не пытаться прославиться;
9. Избегать простого обучения других людей;
10. Избегать равняться силой с другими.

Всё это тесно пересекается с этическими нормами религиозных учений, откуда и были заимствованы.

Сравните вышеприведенные требования, например, с нормами даосизма:

Не убивай, но всегда будь внимателен к живым существам.
Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях.
Не кради и не принимай нечестно нажитого.
Не обманывай других и не путай добро со злом.
Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении.
Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род.
Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием.
Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу.
Если кто-то навредил тебе, не думай о мести.
Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь достичь.
-58

Как Боксёрское восстание, так и действия различных обществ боевых искусств после Синьхайской революции и в годы Эпохи Милитаристов, еще раз продемонстрировали, что традиционные крестьянские протесты не могли спасти Китай.

Так же как бюрократические реформы и вестернизация - не могли спасти Китай, да а слабые мелкобуржуазные революционеры тоже не смогли Китай вытащить из той пропасти, где страна оказалась на рубеже ХХ века. Так же не могли спасти Китай военачальники с патриотическим энтузиазмом, не смогла спасти Китай и зарождающаяся бюрократическая буржуазия со своими серьезными пережитками феодализма.

-59

Должны были произойти кардинальные перемены, ломавшие все многовековые скрепы и устои общества. Итог мы видим сейчас: как когда-то столетия назад, Китай вновь становится одной из лидирующих стран мира. Однако тайные общества тоже сыграли в этом свою роль.

Сунь Ятсен и Тайные общества

Одна из малораскрытых у нас тем - это сотрудничество китайских революционеров с тайными обществами. Не то, чтобы это была тема за семью печатями, даже воспоминания наших советников про это есть, но тема не очень популярна. Хотя и интересно ж!

Сунь Ятсен (1866-1925), основатель партии Гоминьдан и первый Президент Китайской Республики, посмертно получил титул «отца нации». В 1905 году на базе антиманьчжурских обществ создал Объединённый союз - Тунмэнхуэй (同盟会 Tóngménghuì).
Сунь Ятсен (1866-1925), основатель партии Гоминьдан и первый Президент Китайской Республики, посмертно получил титул «отца нации». В 1905 году на базе антиманьчжурских обществ создал Объединённый союз - Тунмэнхуэй (同盟会 Tóngménghuì).

В конце династии Цин такие революционеры, как Сунь Ятсен и Тао Чэнчжан, пытались использовать Тайные Общества в своих целях. За время противостояния с маньчжурской администрацией эти Общества приобрели небывалую живучесть, а некоторые сами революционизировались и сочувствовали революционному движению. Возникло нечто общее между этими старыми Обществами и новыми революционными партиями - антицинская Национальная Революция.

Сунь Ятсен (первый справа во втором ряду) сделал групповое фото с заграничными участниками Хунмэнь, а вторым справа в третьем ряду был Хуан Сандэ, босс Хунмэнь в Сан-Франциско.
Сунь Ятсен (первый справа во втором ряду) сделал групповое фото с заграничными участниками Хунмэнь, а вторым справа в третьем ряду был Хуан Сандэ, босс Хунмэнь в Сан-Франциско.

Девизом этих Обществ при зарождении было свержение Цин и восстановление Мин, но с течением времени его коннотация также изменилась. Хотя бы потому, что во время правления династии Цин были полностью вырезаны все потомки императорской семьи династии Мин, то есть восстановить династию Мин стало абсолютно невозможно.

Поэтому идею восстановления династии Мин заменили другой: восстановить в Китае господство народности Хань, что априори равносильно антиманьчжурскому протесту.

Хотя казалось бы изначально цели революционной партии и тайных обществ были различны, в первом десятилетии ХХ века она стала одна - свергнуть империю Цин.

Сунь Ятсен в Канаде (в центре) создал в Канаде «Бюро по сбору средств Хунмэнь». Сунь Ятсен однажды сказал, что «зарубежные китайцы - мать революции» ( 华侨是革命之母 Huáqiáo shì gémìng zhī mǔ), и восхвалял зарубежных китайцев, которые жертвовали деньги на финансирование революции. Но не все в курсе, что большинство зарубежных китайцев, сделавших пожертвования, были из тайных антицинских обществ.
Сунь Ятсен в Канаде (в центре) создал в Канаде «Бюро по сбору средств Хунмэнь». Сунь Ятсен однажды сказал, что «зарубежные китайцы - мать революции» ( 华侨是革命之母 Huáqiáo shì gémìng zhī mǔ), и восхвалял зарубежных китайцев, которые жертвовали деньги на финансирование революции. Но не все в курсе, что большинство зарубежных китайцев, сделавших пожертвования, были из тайных антицинских обществ.

Таким образом, три ранних восстания революции 1911 года в итоге возглавлялись революционной партией, а все основные силы восстаний были из тайных обществ. Это было легко организовать, так как в то время многие революционные лидеры были связаны с такими тайными обществами, как упоминаемая выше Гэлаохуэй, и даже сами были ее членами, как, например, Фэн Юйсян, неоднократно упоминаемый на нашем канале. Ну а Дэн Шаочан, отец Дэн Сяопина, участвовал в местной организации Паоге в своем родном уезде Гуанъань провинции Сычуань, и со временем был повышен до «Дяди, держащего флаг» (掌旗大爷 zhǎngqí dàye). А затем стал командиром батальона тренировочного лагеря для новобранцев местного военного ополчения.

В 1907 году Сычуаньский филиал Тунмэнхуэй установил связь с Сычуаньским Паогэ, и лидеры Паогэ Сычуани присоединились к Тунмэнхуэй один за другим. С 1906 по 1910 год в этой провинции последовательно вспыхивали вооруженные восстания, организованные Тунмэнхуэй с Паогэ в качестве главной силы.

Храм Гэлаохуэй.
Храм Гэлаохуэй.

Тайные общества, как таинственная революционная сила, внесли большой вклад в революцию 1911 года, но из-за своего несколько преступного происхождения и непонимания новых идей революционной партии, эти Общества не смогли полностью принять их.

Кроме того, воинские части из участников Тайных обществ плохо понимали «революционную дисциплину», по устоявшейся привычке занимались бандитизмом и грабежом, также часто случались случаи травли простого народа.

Ситуация в стране резко менялась, и Тайные общества постепенно все дальше отдалялись от революционных рядов. Поэтому в период Сунь Ятсена и последующих националистических правительств вся эта история и связанные с ней цифры держались в секрете.

Вот такие интересные моменты истории.

Это, пожалуй, всё, что хотелось рассказать по данной теме, если кратко! :)

Вместо эпилога

В завершение хочется порекомендовать несколько книг, которые использовались при написании данного материала.

Начнем с западных работ - для расширения вашего кругозора. Они доступны в сети, написаны понятным языком и вполне могут помочь доволнить свои знания тем, кто по каким-то причинам лишен возможности припасть к китайским источникам.

Первая, несомненно, книга Элизабет Перри по протестной движухе в Китае в конце Цин и до победы КПК. Настоятельно рекомендую!
Первая, несомненно, книга Элизабет Перри по протестной движухе в Китае в конце Цин и до победы КПК. Настоятельно рекомендую!

Две другие - по Восстанию Ихэтуаней, они хорошо дополняют предыдущую книгу, если вас интересуют предыстория и подробности восстания.

-65
-66

Если вас интересуют китайские материалы, то подробнее о сектах в годы Цин читаем в этой книге (秘密结社与清代社会 Mìmì jiéshè yǔ qīng dài shèhuì). Это, пожалуй, лучшее, что мне попадалась по тайным обществам в эпоху Цин.

Издано в Тяньцзине издательством Tianjin Ancient Books Publishing House в 2008 году, автор Цинь Баоци (秦宝琦).
Издано в Тяньцзине издательством Tianjin Ancient Books Publishing House в 2008 году, автор Цинь Баоци (秦宝琦).
Одну из самых интересных работ по теме написал друг Сунь Ятсена, японец Хираяма Сю. Книгу издали впервые еще при жизни Сунь Ятсеня. В интернете - есть.
Одну из самых интересных работ по теме написал друг Сунь Ятсена, японец Хираяма Сю. Книгу издали впервые еще при жизни Сунь Ятсеня. В интернете - есть.

Раскопал в завалах вот такую книгу, посмотрю, что там есть интересного по теме.
Раскопал в завалах вот такую книгу, посмотрю, что там есть интересного по теме.

Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.

Дм. Моисеев, СПб

_______________________________

Примечания:

  • Шу (蜀 shǔ) - народность, обитавшая на территории древних царств Шу в районе Чэнду, современная провинция Сычуань.
  • «Восстание Ли Лань» (李蓝起义 lǐlán qǐyì) - крестьянское восстание, длившееся с осени 1859 года по лето 1865 года. Руководителями были бедный крестьянин Ли Юнхэ и кули Лань Чаодин, поэтому оно и получили такое собирательное название. Восстание продлилось шесть лет и велось в шести провинциях Юньнань, Сычуань, Хубэй, Хэнань, Шэньси и Ганьсу. Восставшие поддерживали Государство Тайпинов и участвовали в совместных военных действиях.