Найти тему

Disco Elysium (2019)

  • Разработчики: ZA/UM (Эстония)
  • Издатель: ZA/UM

Люблю ролевые игры. Вот ничего не поделаешь, жанр фаворит. Сочетание зачастую книжного уровня сюжетов с самостоятельным принятием в них решений – то, что доктор прописал. В силу удаленности от цивилизации в молодости я как-то пропустил шедевры вроде Fallout, Arcanum и Planescape: Torment. Вместо них у меня были отечественные «Проклятые земли» и «Златогорье», что тоже было очень даже вкусно по тем временам. Однако, начиная с TES 3: Morrowind и появления у меня интернета я уже старался не пропускать ни одного потенциального хита. Поэтому играть или не играть в Disco Elysium вопрос даже не стоял. Нужно было просто найти для этого несколько десятков часов.

Что ж. Нужно подумать, с чего начать хвалить. Рептильный мозг в этом совсем не помогает, а лимбическая система даже отвлекает со своими нечленораздельными выражениями восторга. Расскажу пока про сюжет.

Детектив (хотя с самого начала это не очевидно) Гарри Дюбуа просыпается в гостиничном номере, разгромленном как после недельной попойки панк-группы. Он с трудом вспоминает, что он вообще такое. До кто он вопрос пока даже не доходит. Чем он занимается, что он тут делает – это все разгадки отдаленной перспективы. Очевидно лишь то, что как сущность он весьма преуспел в вопросах саморазрушения.

Постепенно Гарри узнает, что здесь он расследует убийство мужчины, повешенного на дереве на заднем дворе гостиницы. Ему на помощь приходит полицейский Ким Кицураги из другого участка, относящийся с уважением к амнезии главного персонажа и его зачастую весьма неоднозначным методам ведения расследования. Ну вот, основное рассказал, теперь можно и хвалить.

Бар с караоке в холле гостиницы, где обитает в начале игры Гарри
Бар с караоке в холле гостиницы, где обитает в начале игры Гарри

Действие игры происходит в городе Ревашоль, находящемся в вымышленном мире Элизиум. Если сравнивать с реальным миром, Элизиум напоминает послевоенную западную Европу XX века. При этом некоторые технологии более прогрессивны, например аудиотехника или компьютеры. В культуре присутствует легкий налет «французскости», а в настоениях персонажей усталость, ностальгия и легкое отчаяние. У мира есть своя проработанная история и география, термины из которой неоднократно прозвучат в диалогах, так что волей-неволей вы с этими предметами ознакомитесь.

Что касается визуального оформления, то он выше всех похвал. Очень стильно, очень атмосферно, просто красиво. Можно сидеть и смотреть, иногда даже ничего не делая. Иногда даже долго. Карта мира довольно маленькая и новые локации открываются не сразу, но проработка всех ее деталей на высочайшем уровне. Что касается диалогов, то их тут много, они нелинейные, зависят от многих параметров персонажа и они (Боже мой) умные. То есть, конечно, когда с Гарри разговаривает его рептильный мозг – это не похоже на лекцию в ВУЗе, но в целом тексты в диалогах высокого уровня. Это редкий случай, когда один, а то и несколько раз за игру вы захотите залезть в словарь и посмотреть, что значит встреченное вами слово. А вам скорее всего придется это сделать, потому что в игре есть диалоги и про историю, и про политику. Например, когда вы со здоровым мужиком в порту интересным образом обсуждаете политические движения. Говорят, что авторы игры вдохновлялись классическими играми жанра, например той же самой Planescape: Torment и это чувствуется.

Любимая служебная машина офицера Кицураги
Любимая служебная машина офицера Кицураги

Отдельно как интересное можно выделить диалоги с внутренними голосами самого Гарри. Они одергивают персонажа, подсказывают энциклопедические факты, паникуют, умоляют накидаться алкоголем до синячки, обвиняют во всех грехах и подбивают на все грехи. Этакий доработанный вариант диалогов Эдди с Веномом из одноименного фильма. В английском дубляже даже озвучка некоторых голосов довольно похожа.

Подытоживая, если вы любите нелинейные ролевые игры с многочисленными диалогами, то это игра для вас. Она выполнена в канонах жанра, но так сильно отличается во всем, что этот опыт нельзя пропускать.