Читая биографии известных личностей, исследуя текст, страница за страницей я порой задавалась вопросом: а понравилась ли бы мадам X то, что о ней рассказали? Сколько из того что поведали о господине X он преподнёс бы иначе? А что из своей истории предпочёл бы скрыть? В конце концов, биография — это такой же вымысел, как и роман. Хорошо, если жизнь человека из плоти и крови была такой же увлекательной, как жизнь героя, изобретенного и созданного лишь на бумаге. А если нет? Тогда ее приходится выдумывать.
Керри Мейер в романе-биографии «Книжный на левом берегу Сены» этого делать не пришлось. История Сильвии Бич — основательницы книжного магазина «Шекспир и компания», может с лихвой одарить остальные произведения, которым может не хватать живости и событийности, не утратив при этом собственную содержательность.
Молодая предприимчивая американка оказалась в Париже сразу же после 1 мировой войны. Улицы, казалось, вобрали в себя всю жизнь и краски, по которым так изголодались люди. Теперь город становился пристанищем для бедных гениальных художников, музыкантов и писателей. Последние часто захаживали в книжные магазины, громко спорили, объединялись в стайки и поддерживали первые литературные начинания друг-друга. Мысли Сильвии были отданы стремлению оставить внушительный и важный след в истории этого города. Сердце безвозмездно отдано литературе. Открыть свой магазин английской литературы казалось ей хорошей идеей, тем более, что среди растущего числа ее знакомых, такой спрос имелся. И она не прогадала.
В биографическом романе живо описываются цепочки событий, которые привели к тому, что «Шекспир и компания» стал одним из символов возрождающегося города. Все люди, описанные в книге, кажутся живыми и выдуманными одновременно. Сюжет так увлекателен, что на несколько страниц можно забыться, поверить, что этого не было на самом деле. Что все это — плод воображения, красивый замысел. Потом одергиваешь себя, напоминаешь, что Хемингуэй и Джойс — люди не вымышленные. А такие же живые, как и ты.
Книга гениальна сама по себе, как стилистически выверенный образец хорошей литературы. Гениальна она и как биография, автор признается в конечной главе, что не все из того что описано — правда. Но процент вымысла так незначителен, что сложно воспринимать книгу исключительно как роман. Да и роман вышел увлекательный, стройный и удерживающий внимание до последней страницы. Погружаться в этот мир было большим удовольствием. Узнать историю не просто книжного магазина, а значительного куска в биографии Парижа, благодаря перу Керри Мейер — несомненная роскошь.