Найти тему

Почему запад и Россия сейчас плывут на гребне корейской волны? Корейская культура и поколение Z, что общего?

Азиатский экономический кризис конца 90-х годов создал нам мировое культурное явление как Халлю – волна популярности корейской культуры. Сначала она прокатилась по азиатскому региону, а затем пошла на запад, и докатилась до России примерно к середине 2000-х.

Почему сейчас волна поднялась так высоко?

На мой взгляд это явление стало закономерным именно с приходом в наш мир поколения Z и совпадения по ценностям с теми, которые нам демонстрируют продукты корейской волны.

Поколение Z – это поколение с 1993 по 2010 года. Тут беру самую широкую рамку. То есть это люди, которым сейчас с 13 до 30 лет. Это поколение молодежи, которое, собственно, и формирует культурные тренды здесь и сейчас.

Сравнение ценностей людей поколения Z и корейской волны:

1. Цифровизация. По данным исследований одного из крупнейших коммерческих банков Goldman Sachs они проводят в сети более 10 часов в сутки.

Халлю: Ставка на присутствие в социальных сетях.

2. Разнообразие и инклюзивность. Зеты любят иметь большое количество вариантов выбора, сравнивать и выбирать подходящее каждому индивидуально.

Халлю: большое количество различного качественного контента для разной аудитории. Будь то новые группы, дорамы, шоу.

Например: подростки больше увлечены k-pop, а те, кто постарше смотрят дорамы, которые на данный момент даже уже пробрались на самые массовые российские телеканалы.

3. Быстро воспринимают информацию. Про их клиповость мышления и быструю смену фокуса внимания уже не писал только ленивый. Они быстро увлекаются, но и быстро забывают. Новые звезда может как быстро загореться, так и быстро погаснуть, растеряв интерес аудитории.

Халлю: Понимание продюсерами и маркетологами того, насколько важно работать с фанатами дало свои качественные измеримые в денежном эквиваленте плоды. И культура отмены работает как никогда.

Трансляция BTS
Трансляция BTS

4. Открытость и готовности делиться событиями. Желательно, чтобы события были интересными и захватывающими. Это относится как к ближнему окружению, так и людям и брендам, которые живут в сетях и дают быструю обратную связь.

Халлю: открытость и доступность к жизни знаменитостей. Их постоянная презентация в медиа и интернете. контент предоставляется практически каждый день. Может быть и ни один раз в день. Больше всего это видно по работе каналов фанатов k-pop групп, хотя и новости по выпуску дорам и жизни участвующих там актеров тоже не отстают. Например, можно вспомнить как раскручивали BTS, сделав ставку на контент в соцсетях и не только, который демонстрировал образ жизни мемберов.

5. Личное пространство. Это поколение ценит свое время и образ жизни. Работа для жизни, а не жизнь для работы, как у предыдущих поколений.

Халлю: вот здесь я сомневаюсь в сильном совпадении, так как корейская культура все-таки коллективистская. Но голоса амбассадоров уже начинают говорить о личном выборе и защите личного пространства.

6. Нацеленность на результат, саморазвитие и самореализацию. Для них важна должность и статус, получение образования ради лучшего продвижения по карьерной лестнице соседствует с высокой способностью к обучению и стремлением «найти свое». Здесь открывается такая черта как то, что они готовы переступить моральные ценности ради результата.

Халлю: демонстрация достижений и результатов. Постоянная везде. Постоянные рейтинги и достижения, демонстрация упорной работы на результат, а не на попочасы.

Постер к сериалу Алое сердце (2016) Dalui yeonin - bobogyungsim Ryeo
Постер к сериалу Алое сердце (2016) Dalui yeonin - bobogyungsim Ryeo

7. Глобализм, мультикультурность. Индивидуализм в рамках группы. Для них в большей степени важно совпадение интересов, чем принадлежность к какой-то одной расе, культуре или национальности. Поэтому в различных соцсетях они могут презентовать себя как разные стороны своей личности.

Халлю: уважение и этикет как традиционная ценность, которая присутствует везде. Да, демонстрация уважительного отношения. Хоть иногда в других культурах это может рассматриваться как двуличие. Так же в последнее время корейская культура привносит в свою культуры мировые тренды на толерантность, при этом стараясь оставаться самобытными.

8. Комфорт, эмпатия и гармония. Чтобы комфортно жить, чтобы найти тех, кто в огромном мире разделяет их ценности они очень быстро учатся эмпатии. Сочувствие и сопереживание выходит для них на первый план. Хоть это и только для ограниченного круга лиц. Для тех, кто им близок. И да, в цифровом мире визуальная составляющая, гармония и красота картинки выдвигается в первые ряды.

Халлю: гармония как ценность – одна из основополагающих в конфуцианстве. Отсюда имеем красивых знаменитостей, красивые фильмы, клипы и т.п. Не кидайтесь тапками, если что, то гармоничный человек красив как внутри так и с наружи – это в понимании конфуцианства. Ценность эмпатии для корейцев – это умение «читать воздух», то есть соответственно ситуации и эмоциональному состоянию окружающих, чтобы не оскорбить. Эмпатия, чтобы сохранить гармонию. Красивые отношения как внутри (переживания), так и снаружи (ухаживания) ярко демонстрируются в романтических дорамах.

9. Отношения и верность. Ценят отношения, но при этом не нацелены на семью и семейные ценности. То есть для них будет более важным тот человек, с которым у них совпадают ценности, вне зависимости от того является им родственник или кто-то другой. Поэтому важен брак по любви. С родителями у них создаются чаще партнерские, а не иерархические отношения. Зеты защищают те ценности, которым следуют и тех, кто их разделяет.

Халлю: демонстрация верности своим отношениям, своей семье, корпорации, так и своим ценностям. Когда они иногда идут в разрез, и мы получаем отличный драматический сериал.

Сеул, Lotte World Tower
Сеул, Lotte World Tower

10. Социальная ответственность. Задумываются об их личном влиянии на окружающий мир и экологию. Для них важна глобальная позиция бренда и забота о мире в целом. Глобализм проявляется и здесь. Они как никто понимают, что такое эффект «бабочки», так как интернет позволяет следить онлайн за малейшими колебаниями в мире и оценивать значимость поступка.

Например: работа культуры отмены бренда из-за недостаточных экологических стандартов на предприятии-производителе товара. Они просто не будут покупать товар бренда, который не задумывается об окружающей среде.

Халлю: Ответственность каждого перед социумом: коллективом, семьей или государством являются традиционными корейскими ценностями. Сюда же умение корейцев использовать и облагородить любой клочок их земли, создать красивейший ландшафт в любом месте.

Да, отличия, конечно, тоже есть. Но совпадений, на мой взгляд, значительно больше.

Если у кого-то есть еще наблюдения, делитесь в комментариях.

Всех обнимаю. И …подписывайтесь 😊