Добровольцы-контрактники Алексей (позывной «Бандит») и Анатолий («Сталин») не случайно заглянули в редакцию «МК в Твери» (имена героев изменены - ред.). Медиахолдинг "РИА «Верхневолжье», куда входит и наше издание, поддерживает с их подразделением связь и теплые отношения. Например, перед Новым годом мы отправили на передовую целый штабель коробок со сладостями, о которых попросили бойцы.
Отряд, в котором сражаются Алексей и Анатолий, выполняет настолько сложные задачи, что и в кино не увидишь. За это наши герои и получили свои награды. С середины января тверские бойцы отдыхали в семейном кругу, отлучившись в столицу лишь 24 февраля, чтобы получить заслуженные ордена. Алексей был награжден орденом Мужества, а Анатолию вручили орден Святого Георгия.
Мужчины немногословны, но каждое их слово весомо, даже, можно сказать, зримо. Военные операции для них – это работа, которую они выполняют с высоким профессионализмом. Алексей поясняет: «Мы заходим малыми группами по десять-двадцать человек и растворяемся, как призраки, на территории противника, чтобы появиться в неожиданном месте. Например, требуется взять и удержать какой-нибудь важный перекресток, провести разведку боем или скорректировать огонь нашей артиллерии».
«Бандит» - спаситель
Алексей – пулеметчик, или, как он сам выражается, «работаю на пулемете». Мужчина рассказал, как завязался бой, по итогу которого он был представлен к награде.
- Случилось это 24 августа, в День независимости Украины, этот праздник противнику захотелось отметить особо, против нас были брошены значительные силы. Операция началась в шесть двадцать утра, а закончилась лишь вечером. Все происходило за Изюмом, на Харьковском направлении. Наши бойцы попали в зону окружения, нам был дан приказ вывести оттуда ребят. Противник работал на уничтожение, поливал наши позиции огнем из всех калибров. Попавших в окружение солдат здорово потрепали, были потери, а высунуться было нереально из-за высокой плотности огня.
Тогда мы отправились на вылазку. В составе тридцати человек мы незаметно зашли в глубь обороны противника и ударили с неожиданной стороны. Как потом выяснилось, нам противостояло около ста пятидесяти наемников, которые в бою практически все были уничтожены. Отмечу, что работали они профессионально. У них отлично отработаны отходы и перегруппировка в сочетании с прекрасным знанием местности. Даже когда их оставалось десять человек, они и малой численностью пытались выполнить свое задание во что бы то ни стало.
Забыли они, однако, о маленьком нюансе, что сражаются с русскими, и тем более с профессионалами, которые прошли все войны, какие только можно придумать. И наши порой неидеальные, но непредсказуемые действия просто сводили их с ума. Мы появлялись неожиданно, били метко и болезненно. А у них в висках, наверно, стучало: «Такого не может быть!». А оказывается, может. Свою задачу российский спецотряд выполнил – противник понес потери и отвлекся на другое направление, ослабил огневое давление, так что наши бойцы смогли отойти из его «клещей», перегруппироваться и ударит в ответ.
- Но это не все, уже наутро выяснилось, что один наш раненый остался там, где шел бой, - продолжает Алексей. - Пришлось возвращаться и вытаскивать его на себе. Один из сопровождавших меня бойцов подорвался тогда на «лепестке», мины там, в полях и лесах, на каждом шагу. Раненого парня удалось вытащить и передать медикам. За этот случай я и был представлен к награде.
«Сталин» на танке
Наш второй собеседник – командир танка. Анатолий, он же «Сталин», поделился своей боевой и в чем-то роковой историей:
- Орден Святого Георгия получил за уничтожение вражеской колонны техники, по которой работал в основном мой экипаж. Сейчас из экипажа уже никого, кроме меня, нет в живых. Мои ребята с позывными «Воробей» и «Михалыч» погибли во время танковой дуэли, пока я был в отпуске. Снаряд прилетел в корму машины, и она была уничтожена. Так что награды ребята не дождались.
Слово «профессионал» неслучайно часто звучит. Алексею еще в 1986 году, когда служил срочную службу, довелось поучаствовать в военном конфликте, который имел место в Персидском заливе. Прошел Чечню. Сам говорит, что стрельба и взрывы для него – дело привычное. Границу пересекает с мыслью: «Куда едем? А, ну да, на работу». В специальной операции на Украине участвует с августа. В сентябре под Александровкой в Сватовском районе был тяжело ранен, но, как только сняли швы, вернулся в строй. Было и легкое ранение, когда двумя осколками ноги посекло. Это произошло, когда их подразделение из двадцати бойцов четыре дня держало оборону против двухсот человек.
- У меня есть боевой опыт, скажем так, в южных странах, в Африке, - рассказывает Анатолий. - В 2008 году принимал участие в разразившемся конфликте в Грузии, в 2014 году на Украине защищал молодые республики, которые теперь стали новыми регионами нашей страны. Примеры жестокости украинских нацбатальонов видал своими глазами. Видел повешенных детей, растерзанных девушек. Не дай бог кому.
Но есть среди историй Анатолия и смешные до абсурда байки. В одну из вылазок в районе Снежнова наши разведчики захватили в плен 12 человек, среди которых были как украинские военные, так и приехавшие из западных стран наемники. Все они оказались одеты в…женские вещи. Для маскировки, так сказать, чтобы русские через свою оптику воспринимали их как гражданских. Один наемник, кстати, оказался снайпером.
А однажды Анатолий разговорился с пленным поляком. Оказалось, тот не особо понимал, куда приехал. Твердил одно, мол, хотел заработать денег, а тут жесткие бои, постоянные обстрелы. И еще, «Сталин» давно попал на Украине в список особо опасных персон. Дошло до того, что за него объявили награду. Нацистский портал, цинично названный «Миротворец», обещает за голову Анатолия 300 тысяч евро, однако даже украинские военные не верят, что за выполнение таких «заказов» реально получить хотя бы один евроцент.
Отметим, наши земляки считают, что сейчас российской армии в основном противостоят иностранные легионеры: поляки, румыны, прибалты, грузины. Встречаются и англоговорящие наемники, но такие – большая редкость. Англосаксы берегут свою кровь и предпочитают отсиживаться в штабах глубокого тыла. Как уже и говорилось, это хорошо подготовленные профессионалы с нацистским прицелом в душе и жаждой денег.
- Правда, иногда кажется, что они приехали в зарницу поиграть, не понимают сути обстановки, думают, что в любой момент могут поставить происходящее на паузу, – говорит Анатолий. - А для наших солдат важно чувство локтя, боевого братства. Молодым и необстрелянным бойцам всегда важно прислушиваться к советам бывалых, ведь это не компьютерные игры, вторую жизнь никто не подарит. За пару секунд, пока летит снаряд, опытный боец поймет, как себя вести, чтобы выжить, перекатится, заляжет. Это наука и искусство одновременно.
Алексей в свою очередь тоже делится боевыми наработками:
- Я своих ребят из отряда даже на слух по стрельбе узнаю. Не бывает такого, чтобы одновременно у всех на задании закончились патроны. До команды командира никто с места не двинется. Так, например, я знаю, что если команда «отход», то работаю до упора, пока все ребята не отошли. Пулемет – серьезная сила, вражина ни за каким деревом не спрячется. А потом уже ребята прикрывают мой отход. И все это происходит четко, без единой паузы, каждый знает свою позицию, как фигуры в гроссмейстерской игре на шахматной доске. Одним словом, выживаем и умеем работать.
Впрочем, было, конечно, немало эпизодов, когда смерти смотрели в глаза. Анатолий вспомнил один из недавних эпизодов, когда в бою у него заклинило сразу два ствола. Кажется, все, конец… «Выручили ребята на БТР, прикрыли мой отход. Красавцы, а ведь молодые пацаны. Если бы не они, то не сидел бы сейчас здесь». И от таких ситуаций ведь никто не застрахован. От многих населенных пунктов, переходящих из рук в руки, остались лишь горы строительного мусора. Даже все животные убежали в лес от взрывов. Как-то встретили облезлого и контуженого кота да пару куриц. Кота мы приютили и откормили, стал снова похож на домашнее животное. В такие моменты невольно вспоминается дом и родные лица.
За что сражаемся
А дома тверских бойцов в это время ждали семьи. Переживали каждый день за них. У Алексея аж две семьи, но и после развода с прежней сохранились хорошие отношения. Особенно с детьми. Его сын учится в девятом классе и сейчас занимается проектированием штурмового квадрокоптера, готовит глобальный проект в детском технопарке «Кванториум». А как иначе? Мальчик от души хочет помочь отцу в его непростой работе. А дочка «Сталина» готовится выступить с концертом перед нашими бойцами на передовой.
«Бандиту» 3 января исполнилось 56 лет. А он все не может усидеть дома, представляете.
- Видно, уж уродился таким, вроде и работа, и семья есть, но не хватает чего-то, слишком тихо и спокойно, а еще знаете, за державу обидно. - Да и ребята оттуда названивают, ждут, зовут. А я за них переживаю, кто, случись чего, в бою их отход прикроет. Профессиональной сноровки у меня все-таки побольше, чем у многих. А если говорить по большому счету, главное, чтобы здесь, на родине, все было нормально, чтобы люди не знали, что такое военные конфликты.
Анатолий тут же поддерживает боевого товарища:
- Вот и мне жена сегодня сказала, мол, не привязывать же тебя к кровати, езжай. Наверное, мы рождены для боев, а от обыденной жизни у меня теперь даже глаз начинается дергаться.
Справка «МК»
Орден Мужества - вторая по значимости награда, которую массово получают за подвиги на полях спецоперации. Пожалуй, самая уважаемая в военной среде, не считая, конечно, Звезды Героя. И в то же время это и массовая награда. Орден Мужества был учрежден в 1994 году, и к сегодняшнему дню есть несколько человек, награжденных им четырежды. Больше всего награжденных было в ходе боевых действий на Северном Кавказе.
В военной среде орден Мужества часто называют ласково и весомо «мужик». Недавно президент подписал Указ о том, что награжденные тремя такими орденами получают право на ежемесячные выплаты в размере 330% социальной пенсии. Сейчас в России всего 196 таких орденоносцев. А совершившие подвиг, достойный награждения орденом Мужества в четвертый раз, теперь представляются к Звезде Героя.
Автор: Александр Хохлов