Найти тему
Мама-мамонтама

Речевые игры для детей при отсутствии свободного времени у взрослых. Вариант игр для детей, чья речь не активна.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Сегодня я расскажу про речевые игры, в которые взрослые могут играть с ребенком и одновременно заниматься домашними делами. Все эти игры развивающие. Все они являются темами дошкольной и школьной программ обучения. Благодаря таким тематическим играм, ребенок не только увеличивает словарный запас и расширяет кругозор, он знакомится с грамматической структурой слова, со словообразованием.

Назовем эти игры «Угадайки».

В каждой игре взрослый должен правильно задавать вопросы (подбирать слова) и внимательно слушать ответы. Дожидайтесь ответа ребенка после каждого вопроса, слова. Если ребенок ответил не правильно, исправьте его ответ, объясните, в чем ошибка. Темы игр должны быть ребенку знакомы. В начале каждой игры не забывайте объяснять ребенку правила.

Игра 1. «Съедобное – несъедобное».

Взрослый перечисляет названия продуктов, предметов, животных, птиц, насекомых, явления природы, т.д. и предлагает ребенку, угадать съедобное и несъедобное. «Съедобное – несъедобное» очень простая игра, детям нравится, что у них все хорошо получается, и они с удовольствием переходят к следующей похожей игре. Игра не только простая, но и веселая, ведь в несъедобный список может попасть и холодильник, и валенок, такие несъедобности детей, как правило, очень веселят. Играя, взрослые могут проверить, насколько хорошо ребенок усвоил, что мыло или зубную пасту есть нельзя.

Игра 2. «Большой – маленький».

Взрослый перечисляет названия предметов, животных, птиц, насекомых, явления природы, т.д. и предлагает ребенку, называть их маленькими. Обратите внимание, цель этой игры сформировать у ребенка представление о больших и маленьких объектах. Если вы перечисляете животных или птиц, не забывайте, в ответ вы должны услышать их уменьшительные названия, а не названия их детенышей.

Например: Большая корова – маленькая коровка. Слово «теленок» к данной теме отношения не имеет.

Игра 3. «Ласково – неласково».

Взрослый перечисляет названия предметов, животных, птиц, насекомых, явления природы, т.д. и предлагает ребенку, назвать их ласково. Эта игра похожа на предыдущую, но в этой игре можно перечислять не только слова, но и словосочетания, например, белый лист – беленький листик. Обратите внимание, цель этой игры сформировать у ребенка представление об уменьшительно-ласкательных формах слов. Если вы перечисляете животных или птиц, не забывайте, в ответ вы должны услышать их ласковые названия, а не названия их детенышей.

Например: Большая кошка – маленькая кошечка. Слово «котенок» к данной теме отношения не имеет.

Эти две игры подготовят ребенка к изучению темы, которая в школьной программе будет называться «Уменьшительно-ласкательные слова».

Игра 4. «Живое – не живое».

Взрослый перечисляет названия предметов, животных, птиц, насекомых, явления природы, т.д. и предлагает ребенку, угадать живое и не живое.

«Живое – не живое» очень важная тема. В школьной программе она будет называться «Одушевленное – Неодушевленное». Понимание одушевленности и неодушевленности необходимо для изучения более сложных тем в русском языке.

Игра 5. «Взрослые – детеныши».

Взрослый перечисляет названия животных, птиц, т.д. (взрослых особей) и предлагает ребенку, назвать их детенышей. Обратите внимание, что название детеныша, не всегда образовано от названия взрослой особи (см. примеры), поэтому эта игра, не такая простая, как кажется.

Примеры:

Кошка – котенок, кролик – крольчонок и т.д.,

Собака – щенок, корова – теленок, лошадь – жеребенок и т.д.,

Носорог – детеныш носорога, обезьяна – детеныш обезьяны и т.д.

Если тема хорошо закреплена, взрослый может перечислять детенышей и просить ребенка, давать название взрослого животного.

Игра 6. «Что из чего».

Взрослый перечисляет названия предметов и предлагает ребенку, сказать из чего они сделаны. Например:

Если стол сделан из дерева, то стол какой? – Деревянный.

Если ваза сделана из стекла, то ваза какая? – Стеклянная и т.д.

Есть множество вариантов, как играть в такие игры активно и это можно сделать, как только у взрослых появиться свободное время. Например, в игре можно задействовать мяч. Взрослый задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.

Задавать вопросы может не только взрослый. Ребенок тоже может вас экзаменовать и следить за правильностью ваших ответов.

Последнее что я хочу рассказать, как играть в такие игры, если речь ребенка не активна, только в этой ситуации взрослый от игры отвлекаться не должен. В этой статье я напишу пояснение для игр 1/4. Каким образом ребенок с не активной речью может играть в игры под номерами 2/3/5/6 я уже объясняла в других статьях «Не работает скажи, сработает покажи» и «Обучайте правильно».

Если ребенок не может ответить на ваш вопрос словами, вы можете предложить ему другие варианты ответа. Рассмотрим один из вариантов на примере игры «Съедобное – несъедобное». Из бумаги или картона можно вырезать два больших квадрата. Квадраты должны быть разных цветов, например, красного и зеленого. Объясните ребенку, если он хочет ответить «съедобное», он показывает вам квадрат зеленого цвета. Если он хочет ответить «несъедобное», он показывает квадрат красного цвета. Уточните правила и начинайте играть.

Изображение на аватарке – из кладовых интернета.