Псевдорусский стиль в архитектуре (неорусский, руссский, ложнорусский) возник в середине XIX века и формировался на протяжении XX века. Это было новаторское течение, которое стремилось, на основе известных, к тому времени, архитектурных стилей, создать нечто новое в сочетании с архаикой древнерусских построек.
В 30-е годы XIX века начался культурный подъем, направленный на то, чтобы открыть новый самобытный стиль, вернуться к истокам народного творчества, выразить свою историко-национальную специфичность, сказать свое слово в архитектуре. В этом стремлении к возрождению национальной культуры и родился сказочный псевдорусский стиль с его желанием переплетения русского зодчества и наследия европейской культуры. Архитекторы того времени заимствовали элементы других стилей: византийского, модерна, романтизма первой половины XIX века. Вот в таком содружестве и взаимосвязи родился поистине волшебный мир неорусского стиля.
Характерными чертами этого стиля стала совершенная эклектика. При том, не только стилевых элементов, но даже материалов, внешней и внутренней отделки помещений. С удивительной легкостью архитекторы комбинировали наличники, крыльца, кокошники, шатры, бочки, кружало, теремные крыши с помпезными элементами византийской архитектуры, витиеватыми элементами модерна, сдержанными элементами классицизма, стремительными элементами готики и строгими формами романтизма первой половины XIX века. Экспериментировали так же с внешней отделкой и материалами, здесь могли переплетаться каменные постройки с деревянными эркерами и резной теремной крышей, кирпичными башенками и оригинальной фигурной ковкой. Здесь могли использоваться изразцы, лепнина, живописные вставки, витражи, мозаика, резьба по дереву и камню и проч. Здесь фантазия архитекторов не знала границ, и полет фантазии ограничивался только архитектурными нормами.
Характерными постройками того времени с элементами византийского стиля стали такие известные архитектурные шедевры как: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата и проч. В русско-византийском стиле работали архитекторы Тон К. А., Гримм Д. И. и родоначальник данного направления Стасов В. П. С элементами романтизма XIX века: «Погодинская изба» Никитина Н. В., здания, спроектированные архитектором Горностаевым А. М. С элементами классицизма: ГУМ, архитектора Померанцева А. Н. и инженера Шухова В. Г. С элементами модерна: Дом-терем и другие архитектурные фантазии Ропета И. П., который стал родоначальником совмещения национальных мотивов и материалов со сказочными элементами модерна, в его архитектурных постройках так же в большей степени раскрылась народная самобытность, последователем Ропета И. П. стал Кузьмин Р. И., к тому же направлению относятся церковные постройки Аплаксина А. П., Кричинского С. С., Покровского В. А., роскошные московские здания Шехтеля Ф. О., Кекушева Л. Н. и т.д.
Чаще всего псевдорусский стиль опирается на русское деревянное зодчество, его элементы и национальную самобытность в сочетании с модерном, это направление особенно полюбилось и наиболее развивалось в России, давая возможность подчеркнуть плюсы деревянной архитектуры, укоренившейся в нашей культуре. При этом, причудливый модерн не только не испортил деревянное зодчество, но дополнил и преобразил его, рождая неповторимые сюжеты и раскрывая невероятную архитектурную фантазию ее создателей.
Попытки архитекторов XIX века осмыслить плюсы и минусы данного архитектурного направления, его национальной ценности и самобытности приводили ко все большим кризисам, но и они послужили большим толчком к дальнейшему развитию и модернизации псевдорусского стиля и его элементов. Несмотря ни на что, русский стиль стал визитной карточкой русской архитектуры XIX-XX вв. и укоренился в современной национальной культуре.
Хотя в свое время данный архитектурный стиль, весьма вычурный и интересный, встретил различные реакции: от безмерного восхищения и поощрения до полного разгрома и отрицания, он до сих пор привлекает внимание архитекторов, выливаясь во все новые и новые формы. И основным направлением в развитии остается, все-таки, модерн в русской архитектурной практике.
Неорусский стиль в архитектуре
Добро пожаловать на мой сайт