Современный Российский Военно-Морской флот имеет в своем составе всего 1 авианесущий корабль, имя которому «Адмирал Кузнецов». Советский союз также не мог похвастаться большим количеством авианосцев, а вот в 1916 году Российская империя по числу авианосцев занимала 2 место в мире после британской империей.
И это не шутка, целых 12 так называемых гидро-авиатранспортов, больше половины из которых приняли активное участие в Первой мировой войне.
Идея гидро-авиатранспорта в России озвучил капитан корпуса корабельных инженеров флота и один из первых летчиков Лев Макарович Мациевич. В 1909 году он обращается к начальнику морского генерального штаба контр-адмиралу Андрею Эбергарду с идеей размещения на кораблях или вспомогательных судах аэропланов. К сожалению, год спустя Мациевич Л.М. скончался и не смог воплотить свой проект, однако генеральный штаб поддерживал данную идею.
В 1913 году на Черном море, а потом и на Балтийском море начались эксперименты по размещению поплавковых аэропланов Кертис на транспорте «Днепр», яхте «Алмаз» и крейсере «Кагул». Однако первые опыты не увенчались успехом, результаты были учтены позднее, когда начали строить настоящий гидро-авиатранспорт, т.е. корабли которые смогли бы размещать на своем борту гидропланы. Прообраз будущих авианосцев.
9 января 1915 года командующий морским силами Балтийского флота Эссен Н.О. направил морскому министру адмиралу Ивану Григоровичу записку где изложил идею ввести в состав Балтийского флота авиационное судно, предназначенное для воздушной разведки.
Первым отечественным гидро-авиатранспортом стал пароход «Императрица Мария». Пароход переоборудовали для выполнения новых задач. 20 апреля 1915 года вспомогательный крейсер стал ранга «Орлица», был зачислен в состав службы связи Балтийского флота. Его авиаотряд состоял из четырёх французских летающих лодок и гидропланов ФБА. Через год их заменили на отечественные летающие лодки М9. Эти гидропланы конструкции Дмитрия Григоровича отличались от французских наличием пулемёта и возможностью убрать на борт бомбы. Именно они, стали участниками первого в русской авиации воздушного боя 4 июля 1916 года, где нашим лётчикам удалось сбить один и повредить два германских гидроплана, потеряв один свой. Судно «Орлица» так и осталась единственным носителем гидропланов в составе Балтийского флота, остальные 11 русских авиатранспортов служили на Чёрном море. Два гидра авиатранспорта черноморского флота участвовали 7 февраля 1916 года налете на Зонгулдак и в других боевых операциях.
В самом начале войны гидро-авиатранспорт участвовал в поисках переданного Османской империей германского крейсера «Геббен», гидросамолётами осуществлялись противолодочная разведка а также другие функции.
Всего за годы Первой мировой войны были потуплены шесть судов противника. Один из гидро-авиатранспортов «Днепр» в операциях не участвовал, потому что к тому времени был уже слишком устаревшим и поэтому служил учебным судном для морских лётчиков Черноморского флота.
После февральской и октябрьской революций, в 1917 году каждый гидро-авиатранспорт имел свою судьбу. Но об этом расскажу дополнительно в других статьях.