Излишне говорить, что индустрия кроссовок сильно изменилась за последние пару десятилетий. Она приносит колоссальные 60 миллиардов долларов ежегодно, в то время как сотни миллионов долларов тратятся на разработку, исследования и брендинг. По мере того, как развивается индустрия, обороты набирают и гонки за лимитированными парами, проходящие среди сникерхедов на ресейл-площадках. По разным подсчетам, к 2030 году мировой объем перепродажи кроссовок достигнет 30 миллиардов долларов.
Рост культуры кроссовок положил начало тенденции под названием athleisure. Этот стиль полностью изменил индустрию моды — одежда, которую носили только в спортзале, теперь стала частью нашей повседневной жизни, особенно в период пандемии COVID-19, когда мы всячески пытаемся сочетать комфорт с модой. Сегодня помимо крупных спортивных брендов, предлагающих большое разнообразие необычных силуэтов, многие роскошные бренды и дизайнерские дома, такие как Louis Vuitton, Versace и Gucci, также выпускают собственные коллекции роскошных кроссовок.
Однако если проследить истоки этого явления, то мы обнаружим, что толчком для повального увлечения кроссовками послужил рост популярности хип-хопа и баскетбола в 1980-е годы в США. Именно тогда Nike сбросил на мир «бомбу», которая породила целую новую вселенную. Речь идет о культовых Air Max 1 — первых в истории кроссовках с видимым воздушным блоком в качестве амортизатора, положивших начало целой линейке и перевернувших представление людей о дизайне обуви.
История Nike Air Max 1
ПОЯВЛЕНИЕ NIKE AIR MAX 1
Это история, которую нельзя рассказать, не представив сначала известного дизайнера Тинкера Хэтфилда. Nike нанял Хэтфилда в 1981 году в качестве корпоративного архитектора для проектирования зданий на территории кампуса бренда в Орегоне. Лишь четыре года спустя, в 1985 году, он приступил к проектированию обуви.
1980-е годы для Nike начались хорошо, бренд контролировал 50% американского рынка спортивной обуви и был на пути к тому, чтобы стать компанией стоимостью в один миллиард долларов. Однако в середине десятилетия конкуренция стремительно усиливалась. Яркие цвета и смелые узоры были повсюду, и Nike требовалось что-то более эффективное.
К тому времени компания уже выпустила кроссовки Air Tailwind с инновационной технологией Air. Воздушная подушка была разработана бывшим инженером НАСА Фрэнком Руди. Благодаря годам, проведенным в организации по исследованию космического пространства, Руди понял, как взять инертный газ и закачать его в пузырь, который можно вставить в подошву. В 1978 году вместе с Nike он создал кроссовки со скрытым воздушным карманом, который обеспечивает эффект отскока, и в результате Air Tailwind смели с полок.
Однако, несмотря на большой успех, кроссовки не отражали экспериментальную природу того времени. Тогда Nike обратился к Тинкеру Хэтфилду, чтобы он помог создать совершенно новый класс кроссовок — Air Max. Задача была непростой, поэтому дизайнер отправился в Париж за вдохновением.
Гуляя по столице Франции, Хэтфилд наткнулся на Центр Жоржа Помпиду, многокультурный комплекс, построенный в 1977 году. Как и все новое, французы ненавидели Центр Помпиду, когда он только появился, но за последние 40 лет стали лелеять это сооружение. Тем не менее дизайнера оно привлекло. В особенности его заинтересовало то, что внутренняя структура здания вынесена наружу. Все, начиная от сантехнических и электромонтажных работ и заканчивая лестницами, расположено снаружи здания, плюс все детали окрашены в разные цвета, чтобы наблюдатели могли определить, для чего предназначены каждая труба и провод
Отсылки к Центру Помпиду не ограничились одной конструкцией. Цвета труб также вдохновили Хэтфилда, который хотел, чтобы его кроссовки можно было узнать издалека. Поэтому дизайнер украсил Air Max (кроссовки не назывались Air Max 1, пока не появились более поздние модели) яркими красными панелями.
Первые кроссовки Nike с видимой воздушной подушкой в подошве вышли 26 марта 1987 года в составе комплекта Air Pack, который также включал в себя силуэты Air Trainer 1, Air Revolution, Air Sock и Air Safari. Модель произвела настоящий фурор — за первые пару лет было продано более миллиона пар. Именно Air Max 1, или как некоторые их еще называют Air Max 87, изменили правила игры в индустрии беговых кроссовок.
РАЗНОВИДНОСТИ NIKE AIR MAX 1
На протяжении многих лет конструкция Air Max 1 продолжает развиваться. Команда Nike вводит новые инновации, а также экспериментирует с материалами. Таким образом, появляются новые версии силуэта с характерными отличиями, каждая из которых наиболее пригодна для того или иного случая. Ниже попытаемся выделить ключевые особенности разных исполнений Nike Air Max 1.
Тинкеру Хэтфилду очень понравилась идея раскрыть необычную внутреннюю часть здания, и он решил, что должен сделать то же самое с воздушным пузырем. Он вернулся в Орегон со своей большой новой идеей, и — как и многокультурный комплекс, которым он был вдохновлен — сперва Nike его решение не понравилось. В документальном сериале под названием «Абстракция: Искусство дизайна» от стримингового сервиса Netflix Хэтфилд заявил, что люди думали, что он зашел слишком далеко и его следует уволить.
К счастью, Тинкер нашел союзника в лице директора по инновациям в области амортизации Дэвида Форланда, и они приступили к работе. В результате воздушный блок Air стал не только видимым, но и наделил обувь новыми функциями — пузырь больше не был ограничен пеной и смог выходить за рамки отверстия, меняя соотношение между ударом и отскоком. Это был дерзкий и рискованный шаг, на который ни один другой бренд не был готов пойти, и он оправдался, сделав невозможное возможным.