Ее не спутаешь ни с одной другой актрисой. У Фанни Ардан яркая, уникальная внешность, эта француженка не позволяет никаким модным тенденциям диктовать ей свои правила, скорее, наоборот – в числе немногих европейских кинодив она – та, кто несет вдохновение ведущим кутюрье и женщинам всего мира. Ее любимые белые рубашки и черные платья, туфли на высоких каблуках создают ей строгий и одновременно чувственный образ. Фанни Ардан ассоциируется с роскошью, даже от ее фото как будто исходит аромат дорогих французских духов, и проходящие годы лишь усиливают это впечатление. Кстати, на экране она впервые появилась лишь в двадцать семь – достаточно поздний возраст для дебюта в кино.
По собственному признанию актрисы, уже с пятнадцати лет она привыкла ежедневно делать макияж, как способ быть готовой к встрече с миром, в некотором смысле вооруженной. При этом свою жизнь, со всеми ее удачами и неурядицами, катастрофами и свершениями, Фанни Ардан принимает безоговорочно. Не испытывая особенного интереса к будущему – которого еще нет, она живет в настоящем и немного в прошлом, которое тесно переплетается с тем, что происходит сейчас.
При этом светская жизнь с ее публичными выступлениями и мероприятиями совсем не входит в перечень интересов Ардан. Скорее уж в нем можно найти чтение, актриса признается, что прочитала практически всю русскую классику, а «Анну Каренину» ценит гораздо выше, чем «Мадам Бовари».
Быть актрисой для Фанни Ардан – великий дар, ведь в каждом новом фильме есть возможность сотворить новый маленький мир. А поскольку на протяжении последних десяти лет Ардан выступает не только перед камерой, но и за ней, работая над собственными фильмами в качестве режиссера, роль создателя новых миров стала основной в жизни актрисы.
Фамилия Ардан созвучна французскому слову «ardent» - «горячий», «пылкий», «жгучий», что можно расценить как знак судьбы. Еще в детстве Фанни отличалась независимостью и бурным темпераментом. Она родилась в 1949 году во Франции в семье кавалерийского офицера, но выросла в Монако, где отец получил назначение на службу при дворе князя Ренье.
Фанни училась в одном классе с дочерью князя и его супруги, бывшей голливудской звезды, а ныне принцессы Грейс Келли. Узнав, что девочка, вопреки планам родителей, мечтает стать актрисой, Грейс Келли произнесла фразу, которую Фанни запомнила на всю жизнь: «Я думаю, что стремиться к браку во что бы то ни стало - неверно. Особенно актрисе!» Родители не сомневались: умница Фанни сделает карьеру в любой сфере. Но она после окончания лицея объявила, что хочет стать актрисой. «Ты погубишь свою жизнь!» - наперебой восклицали домашние и слезно умоляли девушку образумиться и поступить в университет. Жалея родителей, но не желая отступаться от мечты, Фанни нашла выход: «Я выбрала факультет политологии только потому, что занятия там длились всего три года, тогда как на всех остальных - четыре. Это был мой пропуск в свободную жизнь».
Живя в родительском доме абсолютно беззаботно и не зная отказа ни в чем, она стала добиваться материальной независимости. Все годы учебы девушка подрабатывала, переменив массу профессий - от горничной до служащей в адвокатской конторе. Получение диплома университета и перспектива блестящей дипломатической карьеры не поколебали ее намерений: еще студенткой она посещала актерские курсы Жана Перимона и в 20 лет начала театральную карьеру. «Работа в театре не принесла мне популярности, - вспоминала Ардан. - Зато я прошла такую школу, что могла сыграть любого персонажа - и трагического, и комедийного».
В первое время Ардан вела жизнь кочевой актрисы, отказываясь от предложений сниматься в кино, и много ездила на гастроли по стране. Когда она забеременела, то, вспомнив слова принцессы Грейс, решила, что замужество ей ни к чему. Фанни жаждала быть независимой: даже матери, помогавшей ей с дочерью, которую назвали Люмир Левер, она не призналась, кто отец девочки.
Фанни Ардан вообще всегда тщательно скрывала свою личную жизнь. Она так никогда и не вышла замуж, хотя у нее есть три дочери. Но известно только об отце средней из трех сестер - Жозефины. Она - дочь актрисы и прославленного режиссера Франсуа Трюффо. Он стал в жизни Фанни Пигмалионом, создавшим свою прекрасную Галатею, от которой был без ума.
В 1979 году, накануне Рождества, по телевизору показывали сериал-мелодраму «Женщины на берегу». Случайно оказавшийся у экрана Франсуа Трюффо был потрясен внешностью и игрой неизвестной актрисы. Один звонок - и он узнал ее имя. Затем последовало приглашение посетить его дом. В Фанни Ардан мэтра восхищало все - «ее большой рот, глубокий голос и необыкновенные интонации, огромные черные глаза и треугольное лицо».
Они стали встречаться, часто ужинали вместе и размышляли о будущем фильме, главная роль в котором предназначалась Фанни. 31 января 1981 года на банкете, посвященной вручению десяти «Сезаров» фильму «Последнее метро», Фанни Ардан присоединилась к Трюффо: триумфатор сидел за одним столиком с Жераром Депардье. Увидев актеров вместе, режиссер окончательно решил сделать их персонажей любовниками в своем фильме «Соседка» - драме о прерванной и возобновленной страсти. В основу картины была положена любовная драма, которую Трюффо сам пережил с Катрин Денев.
Мэтр, вдохновленный талантом Фанни, писал диалоги для картины ежедневно, забывая о выходных. Ардан за роль в «Cоседке» была удостоена своего первого «Сезара». Небывалый творческий подъем объяснялся еще и личными обстоятельствами: между этими талантливыми людьми вспыхнул роман. Впрочем, Франсуа Трюффо всегда влюблялся в своих актрис: например, с Денев он прожил целый год и даже предлагал ей стать его женой, но она отказалась.
Вскоре после премьеры фильма «Соседка», который сразу сделал Фанни Ардан знаменитостью, 50-летний режиссер узнал о беременности своей новой возлюбленной. Он вел себя как мальчишка и радовался будущему отцовству.
Новость о прогрессирующей опухоли мозга у Трюффо стала страшным ударом для Фанни, которая вот-вот должна была родить. Операция, на которую она так надеялась, лишь отсрочила уход любимого. Правда, он все-таки дождался рождения маленькой Жозефины и даже отпраздновал его. Он умолял любимую позвать священника, который дал бы благословение на брак. Но Фанни твердо стояла на своем, считая, что любовь может быть настоящей и без кольца на руке. Спустя три недели после рождения дочки мадемуазель Ардан потеряла своего возлюбленного навсегда. Ей было всего 35 лет, но она знала - ей не суждено больше никого так сильно полюбить!
Все пережитое актриса впоследствии воплотила в образе великой греческой певицы Марии Каллас, которую оставил ради Жаклин Кеннеди мультимиллионер Онассис в драматическую пору, когда она потеряла голос. Фильм «Каллас навсегда» снял 80-летний режиссер Франко Дзеффирелли, знаменитый своими оперными постановками, включая «Тоску» в Ковент-Гардене с участием самой Марии Каллас. Увидев Фанни Ардан, он понял - только она может сыграть в его фильме великую певицу. Для актрисы было серьезным испытанием играть оперную певицу, имитируя не только мимику, но и сложнейшие горловые движения.
Актриса рассказала, чем ее заинтересовал характер этой знаменитой женщины: «Она никогда не опускала руки и всегда превыше всего ценила свое искусство. Мария Каллас дает надежду многим людям, причем не только творческим. Еще в 14 лет она сказала себе, что станет великой дивой оперной сцены, - и стала ею. А самой большой трагедией была не потеря любви Онассиса и не разбитое сердце, а то, что она утратила свой голос. Для меня она - идеал! Именно она дала мне силы и кураж ее сыграть. Каждый раз, когда у меня возникают проблемы, образ Марии мне подсказывает: «Не отступай, иди дальше!» - рассказала актриса в одном из интервью.
Параллельно она играла и в телефильмах, один из которых – «Соседки» - послужил вдохновением для режиссера Франсуа Трюффо. Он пригласил Ардан сниматься в его фильме «Соседка» с Жераром Депардье. Эта работа принесла актрисе номинацию на премию «Сезар», а еще – роман с Трюффо и дочь Жозефину.
Роль в «Соседке» прославила актрису, за ней последовали предложения и других именитых европейских режиссеров, а среди партнеров Ардан были Ален Делон, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Микеле Плачидо. Узнали об Ардан и за океаном – в 1995 вышел фильм Сидни Поллака «Сабрина». В 1997 году она наконец получила премию «Сезар», награда досталась Фанни Ардан за роль в фильме «Вечерний прикид».
Всего в списке киноработ актрисы – более шестидесяти фильмов, они разные по жанрам, включают и комедийные роли, которые удаются Ардан особенно хорошо. В 2002 зрители с восторгом встретили «Восемь женщин» Франсуа Озона, фильм, получивший «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале за лучший актерский ансамбль.
Примечательно, что роль матери Фанни Ардан сыграла в кино только в фильме «Семейный совет». У нее самой, помимо средней дочери от Франсуа Трюффо, еще двое детей – старшая Лумир, родившаяся в браке с актером Домиником Левердом, и младшая Баладин, чьим отцом является продюсер Фабио Конверси. Сейчас семидесятилетняя актриса уже бабушка – и она наслаждается и этой ролью, получая огромное удовольствие от прогулок в парке, где можно смотреть, как дети играют. Разумеется, именно такой и можно себе представить Фанни-бабушку – всегда спокойно-доброжелательную, прививающую новым поколениям своей семьи тот же истинный аристократизм, которым она славится и сама.
Не так давно стало известно, что в жилах Фанни Ардан течет и армянская кровь: актриса призналась, что ее собственная бабушка родила детей в неофициальной браке с армянином. Может быть, и гены – причина того, что актриса – натура страстная, в чем-то противоречивая, или, во всяком случае, любящая противоречия, увлеченная своей жизнью и своим делом.
В 2019 году в России состоялась премьера нового фильма с участием Фанни Ардан, «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса – о путешествии в прошлое художника, который хочет снова пережить день встречи с любовью всей своей жизни.
Истинная француженка не имеет возраста, а Фанни Ардан, конечно же, именно такая. В ее доме всегда играет музыка – даже если это номер отеля, снятый во время поездки. На ее лице почти всегда улыбка – одновременно и открытая, и завораживающая, оставляющая каждому, кому она адресована, возможность разгадать ее самостоятельно.