Найти в Дзене
Атлант Оценка

Управление стоимостью компании (VBM): тренд или необходимость?

Опыт последних лет показал, что компании, которые эффективно управляют своей стоимостью, устойчивее других к внешним изменениям. В международной практике завоевал популярность метод Value based management (VBM), что в переводе означает «Управление компанией, основанное на ее ценности». Value based management был основан в середине 1980-х годов. Его суть в том, что все действия и принимаемые решения в компании направлены к достижению главной цели: повышение стоимости бизнеса и акционерного капитала. В первую очередь это важно для привлечения инвесторов. К тому же, когда все усилия и принимаемые решения в компании оцениваются с точки зрения влияния на стоимость, система начинает работать на долгосрочную, а не сиюминутную перспективу, что благоприятно сказывается на ее показателях в будущем. По сути, управление стоимостью – это своего рода управление будущим компании, что существенно отличается от классической системы менеджмента, ориентированной на прибыль в текущем периоде. Стоимость
Оглавление

Опыт последних лет показал, что компании, которые эффективно управляют своей стоимостью, устойчивее других к внешним изменениям.

В международной практике завоевал популярность метод Value based management (VBM), что в переводе означает «Управление компанией, основанное на ее ценности».

Когда стоимость становится фундаментом

Value based management был основан в середине 1980-х годов. Его суть в том, что все действия и принимаемые решения в компании направлены к достижению главной цели: повышение стоимости бизнеса и акционерного капитала.

В первую очередь это важно для привлечения инвесторов. К тому же, когда все усилия и принимаемые решения в компании оцениваются с точки зрения влияния на стоимость, система начинает работать на долгосрочную, а не сиюминутную перспективу, что благоприятно сказывается на ее показателях в будущем.

По сути, управление стоимостью – это своего рода управление будущим компании, что существенно отличается от классической системы менеджмента, ориентированной на прибыль в текущем периоде.

Стоимость компании – это более объемный индикатор, который учитывает целый комплекс показателей: рентабельность, финансовая устойчивость, узнаваемость бренда, ожидаемая прибыль и т.п.

Российская и зарубежная практики управления стоимостью

-2

Впервые методику стали внедрять в США. Среди успешных представителей VBM такие бренды как Coca Cola, Tesla, Google, Hewlett-Packard, IBM.

В России тоже немало примеров удачного внедрения стоимостного управления, среди которых опыт известных корпораций РОСНО, Русал, Нижфарм, Калина, МТС и многих других.

По данным аналитических исследований, примерно 25% крупных российских компаний эффективно управляют стоимостью, более 50% используют стоимостной подход лишь частично.

При этом предприятия, которые используют VBM в полной мере, показывают более высокий уровень рентабельности и темпов роста выручки, и, как правило, устойчивее к колебаниям рынка, поскольку политика, основанная на увеличении стоимости компании всегда ориентирована на долгосрочное планирование. Проводя регулярную оценку бизнеса и анализируя изменения, руководство этих компаний видит слабые звенья системы и предотвращает развитие негативных сценариев.

Главные преимущества стоимостного подхода

Управление стоимостью позволяет руководителям понять, что двигает компанию к высоким финансовым результатам, и на этой основе составлять финансовые прогнозы.

Используя VBM, компания развивается быстрыми темпами:

  • благодаря оптимизации бизнес-процессов с помощью инструментов оценки, позволяющих оперативно вносить изменения в управление;
  • усиленной мотивации персонала, чей доход также привязывается к росту стоимости компании;
  • возможности привлекать больше потенциальных инвесторов, демонстрируя будущее бизнеса в цифрах;
  • пониманию перспектив выхода на IPO и корректной стоимости акций.
-3

Кому не подойдет

Отечественным компаниям важно учесть, что изначально метод был разработан для американских стартапов, которые ставят перед собой целью выход на IPO, а сам процесс внедрения системы считается дорогим, трудоемким и требует определенной подготовки. Поэтому своевременность и актуальность такого решения для каждого предприятия будет индивидуальна.

При всех очевидных плюсах, метод подойдет далеко не всем видам бизнеса. Это связано с тем, что VBM частично опирается на прогнозы в долгосрочной перспективе, которые не всегда могут совпасть с реальностью. К примеру, часто ошибки прогнозирования допускают растущие технологические стартапы, когда предсказать последствия внедрения той или иной технологии бывает крайне сложно.

Еще один пример – закрытые акционерные общества с налаженными рынками сбыта, не планирующие размещение акций на бирже. Для таких проектов показатель годовой прибыли будет более понятным ориентиром при принятии решений, а ориентация на увеличение стоимости может привести к потери краткосрочных доходов, которые, к примеру, были нужны для погашения текущего долга. Но если владелец планирует масштабировать или продавать проект, то внедрить VBM однозначно стоит, и чем раньше, тем лучше.

Управление стоимостью – многоуровневый процесс, который требует качественной подготовки всех сотрудников и подразделений. И только в том случае, когда все люди и отделы в компании понимают общую цель, когда продумана структура измерения показателей, модель VBM станет эффективным инструментом, благодаря которому бизнес пройдет любые испытания на прочность.

Подводим итоги

Для предприятий, акции которых свободно обращаются на фондовом рынке, управление стоимостью неизбежно. В других случаях владельцам важно опираться на стратегические цели и работающие бизнес-модели в конкретной отрасли или регионе.

При этом стоимость – один из ключевых показателей деятельности компании в целом, поэтому заниматься оценкой и повышением ценности компании можно и нужно независимо от выбранной модели управления. Как минимум для того, чтобы привлечь внешний капитал или выгодно продать бизнес в будущем.