Ян Иванович Колтунов родился 3 марта 1927 г. в Москве в семье служащих. Его школьные интересы повлияли на выбор профессионального пути. Ян занимался авиамоделизмом, посещал кружки при Московском планетарии, Музей авиации, аэродромы, что сформировало мечту – в будущем участвовать в осуществлении полетов в космос.
В первые годы Великой Отечественной войны Я.И. Колтунов учился в Московском авиационном техникуме, в 1948 г. окончил моторостроительный факультет реактивного отделения Московского авиационного института (МАИ) по специальности «инженер-механик по авиамоторостроению». Во время учебы он работал на кафедре физики и в спектральной лаборатории МАИ, начальником астрономического пункта Московского планетария и техником-конструктором на авиазаводе № 81 (301) Наркомата – Министерства авиационной промышленности СССР.
В студенческие годы Ян Иванович активно занимался научно-исследовательской деятельностью, выступал с докладами на научно-технических конференциях, заседаниях и научных семинарах, публиковался в многотиражном издании МАИ «Пропеллер», научно-технических бюллетенях, газетах и сборниках, читал лекции по разработанным факультативным курсам по расчету высотных ракет и ракет-носителей (РН). Он возглавлял Совет стратосферного (ракетного) отделения Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС) МАИ и специальную конструкторскую бригаду. Несколько сотен энтузиастов, прошедших его подготовку, посвятили свою жизнь ракетной технике и космонавтике.
Перечни основных направлений и возможная тематика научных исследований разрабатывалась им в период организации стратосферной секции и отделения подготовки и технического осуществления ракетных и космических полетов (ПТОРКП) АНТОС, в которой он принимал непосредственное участие. Среди них отмечались: механика, баллистика, теплопередача, газодинамика, динамика полета, аппаратура для изучения физических процессов в атмосфере, обоснование конструкций элементов устройства летательных аппаратов, выбор трасс полета искусственных спутников Земли (ИСЗ) и космических аппаратов (КА), взаимодействие человека с радиацией. Данные наработки, уточненные и расширенные, в дальнейшем использовались Я.И. Колтуновым при разработке комплексных предложений, программ и тематики работ в научно-исследовательском институте ракетной техники.
В 1946–1947 гг. он прошел специальную тренировку к высотным полетам, парашютную подготовку (планерная и парашютная школы), летал на планерах и аэростатах Центральной аэрологической обсерватории ГУГМС.
Профессиональная деятельность выпускника МАИ, получившего рекомендацию в научно-исследовательские учреждения, до 1983 г. была связана с НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН) – Министерства обороны (МО) СССР, ЦНИИКС-50 МО СССР. Он работал старшим инженером и старшим научным сотрудником (с 1968 г.), одновременно учился в Вечернем университете марксизма-ленинизма при Мытищинском ГК КПСС и при ЦДСА, в заочной адъюнктуре ААН, успев до ее расформирования сдать кандидатский минимум, с начала 1950-х гг. – на заочном отделении механико-математического факультета Московского государственного университета.
В НИИ Я.И. Колтунов входил в состав легендарной научной группы академика М.К. Тихонравова, в которой проводились первые работы по обоснованию межконтинентальных ракет и возможности создания ИСЗ. Он был инициатором, руководителем и ответственным исполнителем крупных разделов комплексной научно-исследовательской тематики института с участием организаций промышленности, МО СССР и Академии наук (АН) СССР, участником боевых расчетов (запуск ИСЗ-1, полет Ю.А. Гагарина и другие).
Ян Иванович являлся автором предложений по развитию, обоснованию и перспективам разработки и отработки ракетных и стартовых комплексов, наземного оборудования, систем и программ комплексных наземных стартовых измерений. Им проводились специальные исследования на огневых испытательных стендах, в аэродинамических трубах с открытой рабочей частью и при пусках РН, по газодинамике и динамике старта РН, управлению движением КА, конструкциям ИСЗ, орбитальных станций (ОС), ракетных двигателей и ракет, перспективам развития отечественной ракетно-космической техники (РКТ), системам спасения личного состава с ферм и башен обслуживания, обоснованию тактико-технических требований к созданию РКТ и другим темам.
В начале своей деятельности в НИИ-4 Я.И. Колтунов занимался расчетами и построением оптимальных баллистических характеристик ракет на жидком, твердом и комбинированном топливе системы вооружения. Он оценивал возможные трассы ракетных полигонов для летных испытаний разрабатываемых межконтинентальных ракет с целью обеспечения достаточной дальности полета на территории страны, что повлияло на окончательный выбор мест расположения стартовых комплексов и полигонных трасс для первой межконтинентальной ракеты Р-7, затем всех последующих ракет и РН, космических кораблей (КК) и аппаратов. Им изучались вопросы возможностей и условий транспортировки, средств доставки пакетов ракет и другой РКТ с заводов-изготовителей на стартовые комплексы (железнодорожный транспорт).
Итогом работ Я.И. Колтунова по теме динамики старта и управления движением пакетов ракет, РН других типов и их конструкций стала авторская разработка методологии и рекомендаций с расчетами (до 1967 г.). Теоретические исследования имели решающее значение для создания ракетных, стартовых комплексов и наземного стартового оборудования и подтверждали надежность и безопасного старта.
По проблематике первого ИСЗ Ян Иванович разрабатывал Предложения «О возможности и необходимости создания искусственного спутника Земли» (1952–1953 гг.), которые были одобрены М.К. Тихонравовым, представлены С.П. Королеву и получили дальнейшее развитие. В их основе лежали сформированные им же программы-минимум и -максимум изучения и освоения космоса (1940-е гг.), а также результаты комплексных исследований пакетов ракет научной группой Тихонравова с его многоплановым участием. Одним из ключевых пунктов предложений стала этапность создания системы ИСЗ: от простейшего автоматического ИСЗ и более сложных и тяжелых автоматических ИСЗ с аппаратурой до пилотируемого ИСЗ, рассчитанного на полеты и работу на орбите одного космонавта, затем двух – трех космонавтов, автоматических и обитаемых крупных орбитальных станций.
В круг тем теоретических исследований Я.И. Колтунова входили пилотируемые полеты. Им разрабатывалась методология по определению возможного воздействия на космонавта космических лучей и элементов солнечной и другой космической радиации. Его работы стали важным обоснованием возможности и условий обеспечения безопасных пилотируемых полетов в КК и ОС, принятия решений по конструкциям и материалам, проведения исследований космической радиации.
Ян Иванович занимался разработкой комплексных Предложений «О создании, программе, составе, структуре, тематике, штатах, обеспечении, финансировании НИИ ракетного транспорта и освоения космоса» (с 1953 г.). В них освещались вопросы создания специального НИИ, КБ, экспериментального завода и кооперации организаций РКНТК и их развития с прогнозированием сроков осуществления первых ИСЗ, искусственных спутников Луны (ИСЛ), первых пилотируемых полетов, посадок на Луну и другие планеты Солнечной системы. Он работал над созданием комплексных Предложений «О развитии мирных направлений ракетной техники» (1954–1957 гг.), в которых были даны рекомендации о возможном применении снимаемых с дежурства РН и стартовых комплексов оборонного назначения с целью их последующей конверсии для обеспечения научно-практических исследований в области космоса. Данные документы легли в основу доклада М.К. Тихонравова, рассмотренного на специальном заседании президиума Ученого совета ЦНИИМАШ (февраль 1957 г.). Результатом стало создание спецотделов и подразделений в ОКБ-1 по развертыванию работ в области мирных направлений ракетной техники с более широким осуществлением программ использования ракет в интересах АН СССР, Главного управления Гидрометеослужбы (ГУГМС) и других министерств и ведомств.
В период разработки средств для обеспечения посадки на Луну и перемещения на ее поверхности Я.И. Колтуновым рассматривались варианты теоретического обоснования толщины пылевого слоя на Луне: а) одновременное образование и формирование планеты Земли и ее спутника – Луны (расчетная толщина пылевого слоя – до сотен метров и более); б) ее захват полем тяготения Земли после взрыва планеты Фаэтон (между Марсом и Юпитером) и образование пояса малых планет и астероидов (ожидаемая толщина – до нескольких сантиметров). Им были проведены расчеты аппаратов для посадки на толстый пылевой слой и на твердую поверхность Луны с пылевым слоем малой толщины, предложены конструкции аппаратов для обеспечения перемещения по поверхности Луны в обоих вариантах.
С конца 1950-х по 1980-е гг. Ян Иванович разрабатывал программу, методики, аппаратуру и автоматизированные системы для комплексных наземных стартовых измерений при пусках РН. Его научные отчеты и рекомендации с участием коллективов измерителей НИИ-4, представителей полигонов и профильных организаций имели успех у главных конструкторов систем наземного оборудования. В дальнейшем этим вопросом занимались созданные организация – НИИТ в системе Министерства общего машиностроения СССР и отделы специальных измерений при организациях ракетно-космической отрасли (РКО).
В 1960-е гг. Я.И. Колтуновым были сделаны основополагающие открытия однопараметрической многоинвариантной автомодельности сверхзвуковых газовых струй и способы струйного преобразования сверхзвуковых струй в дозвуковые на малых расстояниях от среза сопл ракетной двигательной установки. Это имело значение для снижения разрушительного воздействия газовых струй на наземное оборудование и стартовые сооружения. Разработанные им критерии подобия струй, их волновой структуры и связи с тяговыми характеристиками реактивных двигателей на жидком, твердом и плазменном топливе, а также построенные безразмерные графические и аналитические (в критериях подобия) характеристики струй, введены в справочники ракетной отрасли. На основе испытаний он выбрал технологически стойкие защитные покрытия для пусковых установок и стартовых сооружений, подвергающихся действию газовых струй ракетных двигателей при старте ракет различного назначения.
В этот период Ян Иванович разработал конструкции аппаратов и универсальной системы комплексного аварийного спасения (УСКАС) для спасения личного состава с ферм и башен обслуживания большой высоты (от 20–30 до 100 и более метров) на ракетных стартовых комплексах для средних, тяжелых и сверхтяжелых РН при аварийных ситуациях на старте. Это была система защитных теплоизолированных тамбуров с пристроенными к ним направляющими и спасательным ракетным аппаратом для быстрой эвакуации личного состава на безопасное расстояние и обеспечения парашютной или парашютно-ракетной системами посадки и приземления. Его разработки в этом направлением открыли дорогу для новых изобретательских предложений.
По теме орбитальных станций Я.И. Колтунов предложил способ их развертывания и конструкции, а также стыковочных узлов для обеспечения возможности пристыковки нескольких КА посещения, снабжения или экстренной эвакуации. Он внес вклад в создание многоцелевой орбитальной станции «Мир», поэтому выступал против намерений ее затопить. Ян Иванович был активно задействован во многих других научно-исследовательских работах.
Кроме НИР, в сферу его интересов входила и общественная деятельность, которой посвятил не одно десятилетие. Он работал заместителем начальника общественного патентного бюро (ОПБ), членом Комиссии по изобретениям, избирался председателем Совета ВОИР организаций МО СССР по РКО. Многие из его изобретений не имели прототипов и занимали призовые места на конкурсах как лучшие в РКО, представлялись на отраслевых межведомственных выставках министерств обороны и общего машиностроения СССР.
С 1974 г. Я.И. Колтунов руководил секторами, замещал председателя, затем стал председателем, Бюро академика РАН Б.В. Раушенбаха Группы (Ассоциации) ветеранов ракетно-космической науки, техники и космонавтики при Комиссии РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства. Он занимался популяризацией научных достижений ракетной техники и космонавтики, выступал с лекциями на научно-технических межведомственных конференциях, форумах и конгрессах. Ян Иванович внес вклад в создание Научно-мемориального центра и музея «Пионеры ракетостроения» ГИРДа.
В 1980-е – 1990-е гг. он окончил Университет психологических знаний при НИИ общей и педагогической психологии и Университет космического самопрограммирования Ассоциации космонавтики СССР, в дальнейшем работал в объединении «ОКСАМ-Космос» фирмы «Социнновация» и других организациях.
Я.И. Колтунов – автор нескольких сотен научно-исследовательских работ, научных отчетов, монографий и статей, 46 свидетельств на изобретения, ряда уникальных экспериментальных установок, комплексных научно-исследовательских программ и предложений по развитию ракетной техники и космонавтики, разработчик методов, систем и оборудования для РКО.
Его профессиональные заслуги отмечались орденом «Знак Почета», присвоением почетного звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» и множеством других наград. Он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В РГАНТД хранится личный фонд Я.И. Колтунова (Ф. 228), насчитывающий более 400 ед. хр. Большой комплекс документов посвящен его научно-организационной и научно-исследовательской деятельности в Стратосферной секции АНТОС МАИ: это программы и отчеты, личные карточки и списки членов, доклады и статьи, копии научно-исследовательских работ, планы лекций и другие. Среди служебных документов периода его деятельности в НИИ можно отметить: справки, характеристики, приказы о поощрении, рапорты и докладные записки, переписку.
Результаты творческой деятельности Яна Ивановича представлены планами книг и статьями, рецензиями и отзывами, докладами, тезисами выступлений на научных чтениях по космонавтике, а также очерком о работе и жизни М.К. Тихонравова и стихотворениями (1975–2010 гг.).
Документы к биографии составляют: личные листки по учету кадров, автобиография, об образовании, справка в МАИ и авиационный завод о прохождении тренировок в барокамере (1945 г.), трудовая книжка, удостоверения, мандаты, документы с поздравлениями.
В фотодокументах зафиксированы основные сюжеты его личной и профессиональной жизни. В личных фондах членов научной группы М.К. Тихонравова – А.В. Брыкова (Ф. 227), О.В. Гурко (Ф. 57) и Л.Н. Солдатовой (Ф. 214) и других сохранились снимки во время совместных встреч с участием Я.И. Колтунова.
Е.Н. Аксенова