Здравствуйте, уважаемые читатели!
3 марта в некоторых школах писали тренировочную работу по химии. Текст и критерии к ней выложены на сайте https://100ballnik.com/
В данной статье я рассмотрю тестовую часть одного из вариантов этой работы. В целом - задания типовые, но есть интересные вещи в органике.
Итак, задание 1:
Пояснения к заданию: Электронные конфигурации первых возбужденных состояний Mg: 3s13P1; C: 2S12P3; B:2S12P2; Si: 3S13P3
Пояснения к заданию: Энергия ионизация (необходимая для отрыва электрона от атома) увеличивается по периоду слева направо. Минимальная Еи - у щелочных металлов, максимальная - у галогенов.
Пояснения к заданию: Разности между макс и мин ст. ок-я составляют для Mg: 2; C: 8; B:6; Si: 8; Li: 1
Пояснения: В тетрафтороборат-анионе 4 ковалентных связи образует бор, в сернистом ангидриде - сера.
Пояснения: типовое задание.
Пояснения:
Пояснения: типовое задание
Пояснения: типовое задание по химии серы
Пояснения: типовое задание
Пояснения: ну очень типовое задание
Пояснения: типовое задание. Задействована межклассовая изомерия предельных одноатомных спиртов и предельных простых эфиров.
Пояснения: нетипичное задание. С ацетоном и фенолом все ясно. При их восстановлении образуются вторичные спирты : изопропанол и циклогексанол, соответственно. Восстановление альдегидов -тоже базовая реакция. А вот реакции восстановления сложных эфиров и кислот до спиртов в формате ЕГЭ видеть не доводилось. А реакции идут, и имеют важное значение. Все-таки очень ограничен диапазон школьной органики по сравнению с вузовской. Ниже приведены уравнения реакций:
Пояснения: нетипичное задание. Несмотря на то, что пиридин есть в кодификаторе (углубленный уровень):
заданий по нему я не припомню. В качестве ответов выбраны, конечно, алифатические амины : первичный диаминометан и вторичный диметиламин. Нитробензол основными свойствами не обладает. Анилин, и пиридин слабее аммиака. Доказательством служат значения их констант диссоциации, которые составляют, соответственно, для аммиака 1,8*10^(-5), для анилина 4,3*10^(-10), для пиридина 1,8*10^(-9)
Пояснения: интересное задание, включающее 2 реакции, практически не встречавшиеся в формате ЕГЭ. Это - реакция 1 (галогенирование спирта бромидом фосфора (3)) и реакция 4(окисление алкенов перекисью). В своей работе я даю обе эти реакции, подчеркивая важность последней, как одной из стадий получения двухатомного спирта. Ниже приведены схемы реакций:
Пояснения: интересное задание, включающее способ получения кислот из цианопроизводных, не входящий в кодификатор (реакция б); реакцию получения полного ацеталя(реакция в), восстановление сложных эфиров до первичных спиртов алюмогидридом лития (реакция г). Ниже приведены схемы реакций:
Пояснения: интересное задание, для которого нужно
а)знать редко используемую в формате ЕГЭ реакцию ацилирования аренов
б) понимать принципы ориентации заместителей в бензольном кольце. Карбонильная группа в ацетофеноне является акцептором, ориентантом в мета-положение. Система пи-связей бензольного кольца и пи связь карбонильной группы, разделенные одной сигма-связью, образуют сопряженную систему, электронная плотность в которой смещена в сторону более электроотрицательного элемента (кислорода).
Ниже приведены схемы реакций :
Пояснения: задание формально оправдано кодификатором, в котором приведены требования к знаниям о типах и механизмах органических реакций, о нуклеофилах и электрофилах:
Уравнения реакций замещения:
Пояснения: типовое задание
Пояснения: типовое задание.
Пояснения: типовое задание.
Пояснения: типовое задание.
Пояснения: типовое задание.
Пояснения: типовое задание. Ниже приведено решение:
Пояснения: типовое задание.
Пояснения: типовое задание. Решение основано на балансе безводной соли:
Пояснения: типовое задание. Ниже приведено решение:
Типовое задание. Ниже приведено решение:
В данной статье рассмотрена тестовая часть пробника. Заранее благодарна за конструктивные замечания.
Всего доброго!