Найти тему
Cinema Asylum

«На западном фронте без перемен»: актуальные рассуждения о бессмысленности войны

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix
Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix

28 октября на Netflix вышел совместный проект Германии, США и Великобритании — «На западном фронте без перемен». Режиссер картины — Эдвард Бергер — до этого снял мини-сериал с Бенедиктом Кембербетчем «Патрик Мелроуз». Новый его фильм — это третья экранизация популярного романа Эриха Марии Ремарка. Первая из них (1930г.) получила премию «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Есть ли шансы у новой версии получить заветную статуэтку, разбирается Тарас Русаль.

19 февраля 2023 года были вручены награды Британской академии (BAFTA). «На западном фронте без перемен» стал победителем в семи категориях. И если с «Лучшим фильмом на иностранном языке» вопросов практически нет, то премия за «Лучший фильм» некоторых удивила. Я не собираюсь отрицать важность, актуальность и техническое качество картины. Но главная премия для этого фильма на предстоящей церемонии мне кажется менее вероятной. Зачастую у академиков другой вкус. Но если я ошибся, то серьезных возражений у меня не будет.

«На западном фронте без перемен» — достаточно вольная адаптация Ремарка, но что в ней точно сохранено, это реалистичные ощущения от происходящего. Разгар Первой мировой войны, люди гибнут тысячами. Пауль Боймер — 17-ти летний студент, поддавшийся немецкой пропаганде. Он сдрузьями-однокурсниками отправляется на фронт, который навсегда изменит их жизни.

В фильме на фронте всё очень похоже на другую планету. Неестественный песочный цвет, кратеры, только заполнены они не лавой, а кровью. На такой планете не может быть жизни. Никто и никогда не должен отправляться в путешествие сюда. В этом мире все сломалось и смешалось.

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix
Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix

Здесь не осталось индивидуальностей. Теперь это не люди, а лишь именные жетоны, которые снимают с тел погибших выжившие ребята. Нет красивых и страшных, нет смелых и трусливых. Всё залито грязью и кровью. Сложно отличить, где свои, а где чужие. А когда наконец поймешь, то заметишь, что каждый из них, это такой же простой человек, с семьей, с мечтами и планами. Здесь нет привычной морали и условностей. Трогательные и печальные факты можно узнать, когда сидишь в самодельном туалете в лесу. Не осталось правды, нет правильных и неправильных поступков. Есть лишь черная грязная масса, и ей противостоит белизна воротничков генералов и блеск посуды в их домах. И от этого мрак на поле боя становится еще более невыносимым.

Все эти мысли — это, возможно, главное, что создатели картины намеревались вызвать у зрителя. А благодаря аудио и визуальной составляющим все это ощущается еще острее. Камера, за которой находится оператор Джеймс Френд, отчетливо передает все ужасы, происходящие с персонажами. Она движется вместе с ними, ползает по окопам, зритель всегда в самом эпицентре, у него есть возможность увидеть каждую отвратительную подробность. Может даже появиться ощущение, что это тебя засыпает грязью и заливает кровью через камеру. Кадр движется суматошно. Ты пытаешься охватить все вокруг, но в итоге не понимаешь ничего. Как вдруг неожиданно движения успокаиваются. Изображение становится статичным, когда на экране безжизненное тело солдата.

Дополняет все это невероятное звуковое сопровождение. Вот тут, мне кажется, значительно больше шансов на Оскар. Можно услышать и ощутить то же, что и персонажи. Взрывы, крики, выстрелы, звуки шагов по грязи, стоны, дождь — все это звучит очень точно. Грохот где-то рядом — и вот ты уже практически ничего не слышишь, точно как персонаж.

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix
Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, 2022, Netflix

А если на экране наступает время, когда бой не идет , когда выстрелы временно стихли, то «подключается» композитор Фолькер Бертельман. Простая мелодия, которая состоит всего из трех нот, вызывает ужасную тревогу. Звуки не меняются, музыка не развивается и не стремится к гармонии, повторяется один и тот же мотив. Снова и снова. За счет этого и возникает напряжение. Эти звуки могут перекрыть даже хор целого строя. Музыка предвосхищает надвигающийся кошмар который нельзя остановить

Со всем этим зритель остается один на один. И кажется. что от этого можно сойти с ума. Отвращение, страх, нереальность происходящего. «На западном фронте без перемен» — это понятное, прямое и жестокое антивоенное высказывание, с простой идеей. Война — это ад. Так оно и есть, и спорить с создателями бесполезно. Твой суп кто-нибудь доест, твою форму отдадут новобранцу, вместо тебя в строй встанет новый энтузиаст. И так по кругу. Пока не закончится этот ад. Ад, в котором нет никакого смысла.

Автор: Тарас Русаль, ТГ канал «Три слова о кино», ТГ канал «Анимация для тебя»