Atheist это американская дэт метал группа из штата Флорида, небольшой город Сарасота, основанная в 1984 году. В 1984-85 году они назывались как Oblivion, в 1985-87 году они назывались R.A.V.A.G.E. (расшифровывается как raging atheists vowing a gory end), в 1987 году они сменили название на ныне всем привычное Atheist. Первый полноценный состав атеистов (в котором они записали дебютник) выглядел так: поющий гитарист Kelly Shaefer, барабанщик Steve Flynn, бас-гитарист Roger Patterson, а так же второй гитарист Rand Burkey. На концертах Kelly Shaefer обычно просто вокалист, позиция гитариста(ов) уходит кому-то другому.
Не так давно у меня был выпуск про мой топ-12 дэт метал групп и Atheist были главным претендентом на присутствие в том топе, среди тех, кто в итоге туда не попал. И я думаю, что мне всё же стоило в него включить именно Atheist, вместо Lie In Ruins, но во время написания той статьи у меня было больше настроение на мрачный дэт метал и очень уж хотелось включить хотя бы одну группу из более актуального сегодня поветрия в дэт метал андерграунде, так что выбор в итоге пал на Lie In Ruins. Хотя, как ни крути, чисто музыкально Atheist конечно же куда более сильная группа.
Когда говорят о зарождении прогрессивного дэта модно вспоминать про Death, однако минуточку – Atheist были чуть раньше и, более того, знакомство с Atheist в той или иной степени вроде бы оказало влияние на Чака и почему он стал постепенно лесть в прогрессивные дебри. Так что исторически Atheist были более важной группой для прог дэта, пускай и куда менее раскрученной. Стоит конечно же отметить, что прог дэт это не тот жанр где кто-то единолично что-то решил и является неоспоримой иконой жанра: помимо атеистов, существенный вклад так же внесли Nocturnus, Cynic, Sadist и уже ранее упомянутый Death. Чуть позже к ним ещё присоединились Gorguts, со своей диссонанщиной (и то, их относительно лёгкое запоздание связано почти что целиком с проблемой поиска лейбла). При желании, можно ещё притянуть за уши Opeth, хотя как по мне, то оно явно перебор. Так или иначе, остальные группы как-то вне моих интересов, но вот Gorguts, Atheist и Nocturnus – определённо стоит того. Тем не менее, если с прогрессивным дэт металом всё сложнее, то в пионерстве техничного дэт метала у Atheist конкурентов нет, тут они создали нечто новое единолично.
Piece Of Time (1989)
Как ни странно, в родной для группы Америке дебютный альбом смог увидеть свет только в 1990 году, так что у себя на родине про Atheist начали узнавать уже в 90-ые, в то время как в Европе они успели получить первую известность под самый конец 80-ых. Грубо говоря, среди ранних дэтстеров есть 2 типа групп: те, кто резко двигали дэт метал вперёд, подальше от трэш метал корней жанра, и те, кто не торопился отдаляться от своего жанра-предка, и Atheist – определённо из второй категории, в их музыке очень много трэш метальности, особенно на дебютном альбоме. Однако, в отличии от всех остальных подобных групп с очень большим количеством рудиментов трэша, ритм-секция атеистов имела мало чего общего с трэш металом. По сути, Atheist были первой метал группой с кого началось массовое протаскивание фишек из джаза и фри-джаза в тяжелую музыку. Непостоянный и дёрганный рисунок ритма шел резко в разрез со всеми тогдашними канонами рок и метал музыки, в те годы это было что-то совсем чужеродное для тяжелой музыки. И если на фоне дальнейших работ атеистов Piece Of Time может выглядеть попроще и прямолинейней, то в 89-90 году оно определённо звучало совсем иначе. Хотя даже по современным меркам не каждая техникал дэт метал группа станет так заморачиваться с ритмикой как тогда завернули атеисты. На прогрессивный метал оно ещё не тянет, но как первый техничный дэт метал альбом – вполне.
Unquestionable Presence (1991)
Второй альбом является иконой техничного и прогрессивного дэт метала, тут атеисты окончательно закончили разминаться и показали максимум от своих возможностей. Ритм стал ещё более сложным и ломанным, рудиментов трэша стало несколько меньше, появились более типичные для прогрессивного метала мелодии и соответствующее настроение музыки. Unquestionable Presence считается общепринятым лучшим альбомом группы (и уж точно наиболее влиятельным). Unquestionable Presence можно назвать по своему мелодичным, но мелодичность эта весьма специфическая, подобно вихрю большого количества рваных мелодий, и мелодии эти толком не повторяются, появляясь по одному разу за песню. В 1991 году, до начала записи альбома, Roger Patterson разбился насмерть в автокатастрофе, поэтому партии бас-гитары записал кубинец Tony Choy, который был басистом Cynic во времена их демок.
Elements (1993)
В 1991 году группу покидает Steve Flynn. Это был большой удар для группы, ведь он не только один из лучших ударников в истории дэт метала, но и наверное самый оригинальный, большая часть успеха группы держалась на его виртуозных выкрутасах. В 1992 году группа хотела распасться, однако у них был контракт с лейблом на 3 альбома, так что пришлось записывать это. Как не трудно догадаться, в подобных условиях альбом получился провальным. Помимо вышеупомянутого, группа так же попыталась сменить стилистику, уйдя в более медленный и спокойный прогрессивный метал, с большой долей не-металической музыки (вроде бы преимущественно в сторону латинос). И что ещё хуже, он ещё с плохим звуком. Вообщем, оно получилось настолько плохо, что я сомневаюсь, что хотя бы раз послушал его целиком, лучше просто забыть, что оно когда либо существовало. Можно разве что отметить, что песня Water является своего рода мемом в рунете, в связи с тем как припев звучит для русскоязычного уха. Ударником тут был Josh Greenbaum, здесь так же был третий гитарист, Frank Emmi.
Jupiter (2010)
Долгое молчание прекратилось в 2006 году, атеисты вернулись обратно как концертная группа. Kelly Shaefer вернулся чисто как вокалист, от гитары пришлось отказаться из-за болезни и хронических проблем со здоровьем. Но, зато вернулся Steve Flynn! В 2010 году выходит четвёртый и видимо последний альбом атеистов. Tony Choy в те годы ещё был участником группы, но по некой причине он не принимал участие в работе над Jupiter. В итоге, Chris Baker стал основным гитаристом, а Jonathan Thompson записал партии баса и второй гитары. Jupiter однозначно был сочинён с оглядкой на стилистику группы на Unquestionable Presence, но не всем фанатам это угодило. Наверное дело в том, что у атеистов всегда было достаточно южное, тёплое звучание, в то время как на этом альбоме звук скорее более холодный, да и само звучание чуток осовременилось. Но не смотря на недовольство некоторых олдскульщиков, Jupiter получился примерно на одном уровне с Unquestionable Presence и их двое с лёгкостью можно назвать самыми примечательными релизами в дискографии атеистов. Как я уже сказал, что этот альбом примерно на одном уровне с легендарным '91, но лично я склоняюсь немного в пользу Jupiter, мне здешний продакшен и звучание (включая звучание вокала) кажутся более интересными и я бы сказал, что здесь они наиболее приближенны к дэт метальному звучанию. Альбом атеистов с которого легче всего вспомнить побольше риффов? Лично для меня, это Jupiter. Но опять таки, оба этих альбома являются золотыми образцами прогрессивного дэт метала, только Unquestionable Presence был более мечтательный и мелодичный, а Jupiter – более мясистый и риффастый.
На сегодняшний день Atheist всё ещё существуют, но только как концертная группа. Более того, обеих струнных музыкантов, что записывали Jupiter в составе атеистов больше нет, да и Tony Choy тоже уже давно как покинул группу. В 2018 году группа подписалась на лейбл Agonia Records с вроде бы должны были выпустить новый альбом, но видимо что-то пошло не так.