61 Глава. "Крови не ешь". Жир не жри, а то сбесишься.
Жертвоприношения животных и птиц у Иудеев прекратились с разрушением второго Храма в Иерусалиме. Они завершили эту практику, но Ветхий Завет от этого не изменился.
Пророк Осия нам передал слова Бога: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Вот. В школе нужно преподавать детям Боговедение вместе с иными предметами о человеке и об окружающем его мире видимом и невидимом человеческому глазу спектре. И науку всех наук тоже указано как назвать. Математика - царица. Несомненно. А Боговедение - Царь, всего мира Государь. Бесспорно. С Богом спорить не принято у вменяемых людей. У этой науки и предмет, и метод определены Самим Творцом и созданным Им миром. Пророк Иеремия также поведал слова Божии: «Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны мне». Поскольку эти Слова Бога Отца «милости хочу, а не жертвы» подтвердил Его Сын Иисус Христос, с которым Они Одно, практику с жертвоприношениями животных и птиц можно считать законно завершённой, но часть запретов, сформулированных Богом Иудеям, и, возможно, всем верующим, никто не отменял.
Вот есть в Книге Левит такое место: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. (Лев.1:1-2) … «пусть» принесет из нее в приношение, в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это; и сожжет их священник на жертвеннике: это пища огня – приятное благоухание Господу; весь тук Господу. Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте», (Лев.3:14-17). Тук - это внутренний жир животного. Наш народ не зря говорит про некоторых богатых, перефразировав мысль Христа о том, что "трудно богатому войти в Царство Небесное". Конечно трудно! Они ж с жиру бесятся, а бешеные там Господу зачем?! ТотоионО.
Так вот, вечный запрет Бога Отца всем сынам Израиля во всех их жилищах никакого тука и никакой крови не есть, как мне представляется, никто не отменял. А кто вправе отменить?! Отменить некому, если Он Сам не отменял. Этот запрет распространяется на меня в части крови, как на человека, говорящего: «Ты – мой Бог, а я - Твой человек»? Полагаю - да, потому что Он ещё Ною с сыновьями сказал: «Только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте», (Быт.9:4). А мы нынешние все Ноем порождённые.
Чему это место в Библии учит нас теперешних?
Прямо перед тем, как дать Моисею подробнейшие инструкции том, кто, как, когда, где и в каких случаях должны участвовать в различных жертвоприношениях, Бог принял у Моисея выполненную работу по строительству и обустройству скинии, и дал ему указание помазать для службы Ему священниками Его своего родного брата Аарона и его сыновей. Вот такая у Господа в Библии получилась структура, иерархия и система воспитания и управления народом Божиим:
1. Бог со своим небесным воинством на небе и в то время на земле – это высшая власть во всех отношениях, в том числе законодательная.
2. Бог Сам избирает Вождя Своему народу и тот водит его и руководит им со своей дружиной – Это исполнительная власть, она слышит и исполняет слово Божие, в том числе судит тяжбы.
3. Вождь по указанию Бога помазывает Первым священником своего брата Аарона, и священниками его сыновей, чтобы они были священниками Господу, и это их посвящение в вечное священство в роды их.
4. Священники с помощниками воспитывают мирян, толкуя, истолковывая и применяя Слово Божие к жизненным ситуациям и обстоятельствам.
Слово Своё Бог говорит Вождю. Вождь, как понял, передаёт его Первосвященнику, а тот уже в меру своего понимания пересказывает другим священникам и мирянам. Все вместе - народ Божий. То есть до мирян может доходить дважды искаженное Слово. Исключение составляет текст Библии. В ней есть и прямая речь Бога, и Моисеево слышание, и пересказ иных Пророков в меру их понимания буквы и духа услышанного Слова Божия.
В соответствии с этой иерархией все нормы Божии (заповеди, законы, постановления, указания, правила поведения) подразделяются на общие - для всех, на особые - для священства, и на совсем уж специальные - для вождей. Так, что "каждому - своё" это не просто нормально, это Божественно, ибо порождает, хранит и развивает красоту и гармонию. Один Бог, один вождь, один первосвященник - этой троицы достаточно, чтобы управлять народом, государством и страной так, чтобы люди плодились, размножались, распространялись по земле и владели всем миром, умножая его и умножаясь в нём. Все остальные, так называемые общественно-политические формации - от лукавого и основаны на сатанинской лжи.
Книга Левит - правила жизни священников и их помощников (левитов) с Богом в среде Его народа.
Жертвоприношения в Ветхом Завете сейчас воспринимаются как обязательные воспитательные обряды общения, прощения и правила общей трапезы Бога и народа в гостях у Бога. Все, кто приносил в жертву животное видели то, что отдаётся Богу Отцу (самое жирное - тук), что Матери-земле (кровь), что - священникам, что остаётся мирянам. Мирянам – остатки, ибо нужно было воспитывать привычку и внедрять обычай - делиться. Принцип дележа таков. Сначала кесарю - кесарево, чтобы остаться в живых на свободе. Но это до жертвенника. Потом, из остатка имущества, Богу - Богово, священству - десятина, остальное - себе и ближним твоим. Бог содержит своё воинство и священство, кесарь - своё, а ты - своих домочадцев и иждивенцев.
Действует ли это правило "весь тук Господу" вне жертвоприношения в гостях у Бога, когда животное закололи дома для еды? Вроде для сынов Израиля – да, ибо сказано «во всех жилищах ваших не ешьте». С кровью понятно, что делать – то же самое - на землю, но вот что делать с туком? Прямого указания Ною про тук не было – значит, вне жилища своего, понимай как хочешь на свой страх и риск.
Тук - пища огня. Бог это - Огонь, кроме всего прочего. Бог это - Энергия. Огонь и Энергия это Его личные качества. Энергия творения и преобразования. Она вечна. Бог это - непрерывное изменение, динамика взаимодействия и превращения различных сил. Даже, когда Бог почивает в седьмой день, Он и Им сотворённый мир изменяются. Огонь нуждается в пище. Его нужно кормить. Эта пища - тук. Жир рождает жар. Что сгорит, то не сгниёт. Народ зря не скажет. Значит тук нужно сжигать – да пожрёт его огонь! Дух питается благоуханием приятным для Него. Жарка мяса на открытом огне с внутренним жиром животного действительно источает благоухание. Богу - благоухание, мясо - человеку. Жарим и жжём! Так приказано.
Чему учат такие запреты на вкушение и в гостях у Бога, и в своём жилище?
Первое – Бог считает, что ты должен себя вести хорошо и у Него в гостях и у себя дома. Бог как бы говорит мне, если я хочу съесть тук: "А не жирно тебе будет“!? А если я решил пить кровь: «А кровью не захлебнёшься»!? Кровь животного нельзя есть, ибо это душа животного, а его и её произвела земля по Слову Божию.
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо», (Быт.1:24-25). Следовательно, кровь животного, как его душу, нужно вернуть Матери-земле. Это я так сам себе объяснил.
Человека Бог сотворил и его душу забирает Себе. Землю тоже сотворил Бог, но вассал моего вассала, как нам хорошо известно, не мой вассал. Поэтому земля-мать забирает себе кровь животных. Матери человеческие часто пьют кровь своих детей, в смысле едят поедом их души. Но Бог такое поведение, мягко говоря, не поощряет. Судьбе кровопийц не позавидуешь. Так создан мир.
Второе – эти запреты учат меня тому, что не я создал этот мир и не только для меня его создал Творец. Я, в лучшем для меня случае, только избранная тварь. Знай свое место, образ, и своё порученное тебе Богом дело, подобие бесподобное, понимаешь. Мощь - Богу, тебе - немощь. Вместе с Богом сможешь всё, что Бог захочет, без Него - ничего. Каждому - своё. Богу - тук, земле - кровь, тебе - Божия любовь. Кому от этого плохо? Всем - хорошо.
Бог не особо заморачивался объяснениями своих запретов. Последствия их нарушений указывал. Как правило, за нарушение - истребление из народа Божьего или смерть. При этом, про то зачем это Ему, о цели и целесообразности - ни слова. Делай, что говорят, и будет тебе, а иначе... Значит Ему угодно, чтобы ты догадался сам, познал волю Его, иными словами, поощряется занятие Боговедением.
Есть расхожая в биохимическом смысле мысль: "Ты - то, чем ты дышишь, плюс то, что ты пьёшь и, конечно, то, что ты ешь". Как у Высоцкого в песенке про Кука: "кто уплетёт его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука". Вот они и слопали Кука вместе с туком. Им можно - они нехристи поганые, хотя потом "заламывали руки - переживали, что съели Кука". Так что, коли пьёшь кровь животного, его душу, станешь душевно подобным скоту. Пьешь кровь Христа, станешь Ему братом. Христос призывает есть хлеб, как Его плоть, и пить вино, как Его кровь. Так и нужно относиться к хлебу и вину, багодаря и благословляя Бога за всё. Церковь предлагает это делать только во время причастия. Для выживания, как ни страшно, и, как ни странно, это звучит, но этого - недостаточно. Священники после каждой литургии допивают и доедают то, что осталось в чаше (Кровь и Плоть Христовы), после причащения прихожан, но и им этого недостаточно. Да и подобным Христу никто из них не стал, как мне кажется.
Жертвоприношения, по правилам и процедурам изложенным в Книге "Левит", прекратились давно, без малого две тысячи лет тому назад. Что в наше время заменило их? Что есть жертва и жертвоприношение для мирянина ныне? - Лепта. Лепта это - то, что миряне жертвуют на содержание Церкви и храмов? Да, лепту вносить можно. Но плохо, что фактически исчезли совместные трапеза и общение. На мой взгляд ушло нечто очень важное. Нельзя увидеть как и какая доля твоей лепты возносится Богу и Его ангелам, и то как им это нравится. Тука то не сжигают на глазах у всех и жертвоприносителя... А жаль. Шутка, конечно. Но… Так, как описано в Книге "Левит", в то время жизнь Иудеев вращалась вокруг Бога и места Им указанного. Разве можно желать большего?! Вот, когда люди собираются вместе у костра, общаются, жарят мясо, пьют вино, благодарят и благословляют Господа и смотрят как искры костра возносятся в ночное небо вместе с их чаяниями и помыслами … разве так мы не ближе к Творцу, нежели стоя внутри людьми построенного здания храма и блея по команде дьякона "Господи, помилуй"? Не знаю…что и думать про свои такие дурацкие мысли.
Вся жизнь - то дар, то жертва. Обычно человек жертвует чем-то любя или благодаря. Чем мы жертвуем? - Собой. Частью своей души и толикой времени своей жизни. В христианстве истинной признаётся исключительно жертвенная любовь. Бог - есть Любовь, и Он Сына Своего принёс в жертву Своей Любви к человекам, и Сын тоже, по той же Любви к Отцу, к Себе и к людям одновременно, добровольно принял унижения, муки и смерть. Это исключительно жертвенная любовь. Такой же любви Бог требует от человека к Нему, к себе, к ближним. Обмен жертвами во имя Любви? Любовь требует жертв. В отношениях Бога с людьми тема жертвы, жертвенника и жертвоприношения занимает чуть ли не центральное место. Совершенно немыслимое количество крови по человеческим меркам невинных людей и животных пролито на холмах и равнинах Ветхого Завета. Бог не жалел ни своих, ни чужих ради достижения того, что разуму человека недоступно. Но этот мир – «это Его жёны», как говорил Саид товарищу Сухову. Не возражая против общепринятых в православии понятий жертвы и жертвенности, хочу поделиться тем, что увидел на полях Священного Писания я. Общеизвестно, что первой жертвой «братской» любви стал Авель, а первый жертвенник Богу построил по своей инициативе Ной в благодарность за то, что приплыл после потопа и высадился со всей своей живностью на «необитаемую» после потопа изрядно сырую землю. Потом жертвенники устраивали по своей воле Авраам, Исаак, Иаков, Иов. Бог проверял то, насколько сильно Его любят Его избранники. Мерой выступало то, кого они готовы принести в жертву и что согласны пережить сами ради любви к Нему. Мне, как отцу единственного сына, трудно представить, что пережил Авраам, когда ему «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Что пережил праведный Иов, когда с согласия Бога, сатана устроил так, что он в одночасье вероломно лишился всех своих внезапно погибших детей, всего нажитого и вдобавок телесного здоровья. Ужасы этого многотысячелетнего сериала можно перечислять долго, но самое непостижимое в нём то, что все они остались благодарны Богу за то, что им пришлось претерпеть. Моисею Бог сформулировал до мельчайших деталей то, какие и где должны быть жертвенники, каких животных и птиц, сколько, как и когда приносить в жертву, распределил роли и правила раздела всего жертвенного. В жертву по разным поводам приносились первенцы, то есть лучшие животные, хлеб, мука, елей, вино... Первенцы человеческие мужского пола тоже подлежали принесению в жертву, но их не убивали, а выкупали. Выкупали у Отца!? Дать добрую справедливую цену за своего первенца дорогого стоит. Бог не объяснил зачем ему эти жертвы. Каждая пролитая кровь невинной жертвы должна была, как пишут богословы, по замыслу Божиему, укорять совесть человека, за грехи которого она принесена, и мотивировать его больше не грешить. Не мне судить об успешности этого психологического подхода, но если мерить по мне, и лично мне знакомым евреям, то, конечно, это - провал. Надо богословам тщательнее богословить, прости Господи. Или время всеобщей святости ещё не пришло. И то, и то - верно.
Мой дед работал начальником бойни. И в свободное от работы время он оказывал нуждающимся услуги по забою животных частным образом. Я помню свои мальчишеские воспоминания. Когда в первый раз я увидел весь процесс - у меня были слёзы. Но вечером того же дня я уже весело уплетал мясо. Потом уже и слёз не было во время самого убоя. Вошло в норму. Стало обычным и привычным. А евреи жертвоприношением занимались из поколения в поколение чуть ли не ежедневно более трёх тысяч лет от Ноя до Иисуса Христа и немного далее... Что могло их так пронять, чтобы они забили на погрешить ещё чутка? Лет за 600 до воплощения Сына Божия, Бог сказал, как я уже писал, Своему народу устами пророка Иеремии: "Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны мне". Я себе представляю лица Иудеев, до которых дошло, что 2400 лет они проливали кровь и жгли плоть даже не даром, а себе во вред. Ибо не полезно тому, кто делает Господу неприятно. И, тем не менее, Бог Отец послал к Своему народу Своего Сына, которого родила Дева Мария. Бог Отец плоть и кровь своего первенца и единственного Сына отдал на растерзание людям, иными словами, принёс в жертву. Причём Сын Сам предложил людям, которые хотят иметь жизнь вечную, чтобы они пили Его кровь и ели Его плоть. Люди часто путают, и едят поедом плоть и пьют кровь друг друга, а это - мимо. Это грех. Надо пить кровь и есть плоть Сына Божия.
Такой вот обмен жертвами. Равноценный? Об этом знает только Бог. На мой взгляд, отношения обмена жертвами между Богом и человеком начались в момент, когда Бог сказал Адаму, что в тот день, когда он вкусит плод от дерева познания добра и зла, он смертию умрёт. Что значит смертию умереть вскоре Бог разъяснил, плоть умирает и становится прахом, из которого Бог и создал её. А дух и душа человеческая бессмертны, как Сам Бог, ибо это Его Дух. Установка Бога для человека: за непослушание - смерть. За познание добра и зла - лишение возможности жить вечно. Потом непослушание люди назвали грехом. Так было всегда и есть сейчас: за любое непослушание одно наказание - смерть плоти. Человек в обмен за возможность познания принёс в жертву жизнь свою во плоти. Любое познание и любое творчество требуют жертв. Это общеизвестно и это мы знаем опытно. Человек обрёл духовность от Бога. Бог Сын обрёл плоть от человека. Такой обмен привёл к единению в одномтеле духа, души и плоти. Интересно благословление Бога, сказанное Ною иже с ним: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию". Оказывается душа есть кровь, а кровь есть жизнь. Канонопослушный христианин всю жизнь пьёт кровь Бога, а с приходом смерти Бог забирает Себе его душу, которая есть кровь. Обмен жертвами? Кровь за кровь. Кругооборот крови между видимым и невидимым миром. Мы с ним и с Ним одной крови. Кровь, как и Вода, как и Энергия не исчезает, она превращается из одного вида в другой. Недаром Христос первым чудом сделал превращение Воды в Вино, а последним перед распятием - Вино обратил в Свою Кровь. Первым и последним, конечно, в той части своей вечной жизни от крещения до распятия. В своей вечной жизни Христос творил, творит и будет творить чудеса во веки веков. По происхождению слово "жертва" означает акт принесения кого-то или чего-то для пожирания тому, кому выказывается благодарность или любовь. Те друг друга любят, кто друг друга лопает. Бесконечное взаимное жертвоприношение до второго пришествия Христа. Какие жертвы, угодные и приятные Богу, христиане приносят ныне? Христос так сформулировал новые правила жертвенности - «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12–13). Бог хочет милости, а не жертвы. Милость это - свободная жертвенность внутри любви. Милость не в области любви мужа и жены, они и так одно, и их любовь есть взаимозависимое самолюбие. А вот любовь к третьему, к другу - она совершенно свободна. Стремление любить друга, так как его бы возлюбил Христос, это, без сомнения, - жертва. Бог как бы говорит, жертвы мне твоей даром не надо, ты попробуй своего друга возлюби, как Я его возлюбил. А возлюбить как Бог это - как? - Умереть и воскреснуть. Умереть то можно, а вот воскреснуть человеку самому невозможно. Не зря Иисус говорит, мол, ничего без меня не можете, даже любить друг друга. Ну и ладно, ну и хорошо. А зачем нам что-то без Него? Нам без Него ничего и не надо, нам давай всё в меру и только с Ним, чтоб гармонии не нарушать. Радостный обмен добром друг с другом, ибо это угодно и Богу, и нам. Жертва должна быть доброй Христа ради. Жертва другу ради Христа это - мир и любовь. Жертва другу ради друга без Христа ведёт к войне и ненависти. Человек, вынужденный принять дар, но не имеющий возможности адекватно отблагодарить дарителя, становится его врагом. Поэтому Христос говорит, что благотворительность должна быть тайной, чтобы благотворитель доброделанием не наживал себе врагов. Когда врагов много их всех любить очень утомительно.
Общий вывод из этих запретов понятен – в гости ли к Господу ты пришёл в храм или дома решил устроить пир, благодарно помни о доле Бога и о доле Матери-земли. Тогда твоя трапеза будет благословенна, добра и тебе полезна. Чтоб не было мук – отдай Богу тук, и кровь не жалей – на землю полей.
О вкусах не спорят. На мой вкус - ни на вид, ни на запах, ни жир, ни кровь не вызывают даже просто желания их есть, а не то, что ценой греха смертного. Как мы знаем из Книги "Бытие", для того, чтобы нечто могло соблазнить человека на страшный грех оно должно быть "хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно", (Быт.3:6). Не могу такого сказать ни про тук, ни про кровь. Видать у народа Божиего были иные гастрономические предпочтения.
Я за свою жизнь всего один раз на охоте в тайге пил кровь животного (марала). Запивал кровью спирт. Мне не понравилось и силы, как обещали бывалые охотники, не прибавилось ни в одном члене. Обманули, гады!!! Всякие кровяные колбасы – тоже не моё. А вот строганина из замёрзшей печени сохатого – понравилась, но это было так давно, что уже не кажется правдой. Про то, чтобы собрать внутренний жир какого-то животного и как-то его пробовать есть, вообще ничего сказать не могу, потому как сам я точно такого не делал, а вот в ресторане может и было такое, если этот жир как-то используется при приготовлении хаша, плова или люля-кебаб. В общем, в своём жилище я этих запретов не нарушал. Но в тайге с кровью был грех. Грешен. Грешил, грешу и пока не знаю как перестать грешить, если Господь не поможет очиститься сердцем и обновиться духом. Для того и установлены Церковью посты. Крови не пей, тука не ешь, будешь к Пасхе бодр и свеж. Аминь.