Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры.
На первое воскресенье Великого поста приходится Торжество православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и восстановлении иконопочитания. О его истории, смысле и традициях читайте в материале "Царьграда Ростов-на-Дону".
Учение о почитании икон, которое было основано на Священном Писании, зародилось вместе с первыми христианами. Многие столетия оно не подвергалось изменениям, пока в 8 веке нашей эры в Греции не начала серьёзно развивать ересь иконоборства. Её сторонники утверждали, что изображение святых – это не что иное, как идолопоклонничество. Это привело к тому, что многие годы истинно верующие люди переживали гонения и лишения, мощи святых и иконы предавались огню.
В 787 году был созван VII Вселенский Собор, который отверг иконоборчество как еретическое учение и установил почитание икон. Противостояние начало терять силу, однако не прекратилось.
В 843 году Константинопольский Собор, созванный императрицей Феодорой, установил иконопочитание окончательно. Верующих освободили из заточения, а иконоборцам предложили принять почитание икон либо оставить служение Церкви.
Патриарх Константинопольский Мефодий установил особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так как Великий пост зависит от даты Пасхи, праздник отмечается в разные дни.
В этот день по окончании литургии положено совершать особый чин Торжества православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над ересями, возглашаются главные догматы, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.
Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью, и еретиков. Анафема – это отлучение от церковного общения. Церковнослужители объясняют, что она не является проклятием и не закрывает навсегда путь к возвращению в Церковь и ко спасению. Но для истинных верующих анафема считается одним из самых страшных наказаний.