Найти в Дзене

«Тёмный Ретрит» в Волшебных Сказках.

Научно доказано, что если надолго оставить человека в темноте или завязать ему глаза, в его мозгу начнет происходить «растормаживание» коры. Это проявляется в виде фантомных ощущений: мурашки, потоки воздуха, вспышки света или проступающие в темноте очертания, шумы или даже музыка. Такие переживания всегда использовались людьми для магических психопрактик и духовных переживаний. Это прослеживается как в восточных учениях, так и в русских народных сказках.  По словам даоса Мантека Чиа, темнота активизирует эпифиз, способный синтезировать диметилтриптамин, вызывающий изменённые состояния сознания. В тибетских направлениях буддизма практикуется так называемый «Тёмный Ретрит». Такой ретрит проходит в одиночестве. К нему допускаются только опытные духовные практики при руководстве наставника. В «Тёмном Ретрите» проводят от нескольких часов до десятилетий. Хотя эта практика способствует обретению осознанности в состоянии бардо (пограничное состояние, включая смерть), её конечная цель — об
Сказочный царевич на буддистском ретрите
Сказочный царевич на буддистском ретрите

Научно доказано, что если надолго оставить человека в темноте или завязать ему глаза, в его мозгу начнет происходить «растормаживание» коры. Это проявляется в виде фантомных ощущений: мурашки, потоки воздуха, вспышки света или проступающие в темноте очертания, шумы или даже музыка.

Такие переживания всегда использовались людьми для магических психопрактик и духовных переживаний. Это прослеживается как в восточных учениях, так и в русских народных сказках. 

По словам даоса Мантека Чиа, темнота активизирует эпифиз, способный синтезировать диметилтриптамин, вызывающий изменённые состояния сознания.

В тибетских направлениях буддизма практикуется так называемый «Тёмный Ретрит». Такой ретрит проходит в одиночестве. К нему допускаются только опытные духовные практики при руководстве наставника. В «Тёмном Ретрите» проводят от нескольких часов до десятилетий. Хотя эта практика способствует обретению осознанности в состоянии бардо (пограничное состояние, включая смерть), её конечная цель — обретение радужного тела (развоплощение). Для практики необходимо иметь стабильную психику, иначе, возникающие в сознании практикующего образы, будут не проявлением просветления, а лишь проекциями ума, обусловленные кармой. Это может повлечь тяжкие нарушения психического здоровья.

Вот как описывает практику Чогьям Трунгпа Ринпоче:

«Один из наиболее высоких и опасных приемов практики — так называемое «Отступление в Бардо», когда медитация длится семь недель в полной темноте. Здесь следует выполнять очень простые визуализации, основанные на принципе пяти татхагат (материальные воплощения Будды-Абсолюта), которые видятся как глаза разного типа. Образы добрых божеств связаны с сердцем. Принцип же гневных божеств локализован в головном мозге. Это не обычные визуализации: они возникают из самой возможности безумия и полной утраты всякой почвы под ногами в пользу Пустоты (Абсолюта).

У практика развивается опыт абсолютного и определенного переживания лучезарности. Свет то вспыхивает, то снова гаснет; практикующий переживает то духовную сущность мироздания, то чистое присутствие в форме лучезарности. Как правило к пятой неделе практик обретает фундаментальное понимание пяти материальных проявлений Будды-Абсолбта. Начинает развиваться абстрактное качество, основанное исключительно на энергии».

Именно благодаря «Тёмному Ретриту»  («отступлению в Бардо») и йоге осознанных сновидений, появилась Тибетская Книга Мёртвых «Бардо Тхёдол», достаточно точно описывающая то, что люди могут видеть во время клинической смерти. 

Считается что, благодаря таким духовным практикам могут появиться си́ддхи — сверхъестественные способности. Сиддхи включают в себя телепортацию, ясновидениеяснослышаниетелепатию, осведомленность о будущем и прошлом, совершенную интуицию, способность обходиться без сна, задерживать дыхание и сердцебиение на долгое время, обходиться без еды и воды, являть себя одновременно в двух и более местах, лечить болезни, воскрешать, способность материализовывать предметы, и направлять события в нужное русло. 

Судя по всему «Тёмный Ретрит» в человеческой истории практиковался не только тибетскими буддистами и даосами. У известного исследователя сказок Владимира Проппа в «Исторических корнях волшебной сказки» можно найти упоминание сказочного сюжета о добровольном заточении царей и заточения царских детей по воле родителей в темницы. Возможно эта практика происходит от ритуалов чем-то похожих на «Отступление в Бардо». Сам Пропп ссылается на Джорджа Фрезера. Фрэзер говорит о царях и вождях; сказка зачастую говорит о царских детях. Но в сказке иногда и сам царь вместе с детьми находится в подземелье: «царь выстроил себе огромный подвал и спрятался в нем, и завалили его там». Что логично — такие практики должны были быть обязательными не только для царей, но и для наследников.

У Фрэзера мы находим:

«Индейцы Гренады до семилетнего возраста содержат будущих вождей и их жен в заточении. Им нельзя было видеть солнце — в противном случае они потеряли бы право на звание вождя. В сказании племени зуньи «отец, будучи великим жрецом, посвятил свою дочь священному служению и потому всегда держал ее в доме в стороне от взглядов всех мужчин и всех подраставших. Но в ее помещение попадает солнечный свет, рождается ребенок. Этого ребенка тайно отправляют из дому в лес, где он воспитывается оленем. В древнем же Перу держали взаперти «солнечных дев». Люди их никогда не видели. Они считались женами солнца, фактически служа женами заместителя бога-солнца, т. е. инки». 

В русских сказках по словам Проппа порой сквозит такой же запрет солнечного света, а царские дети содержатся в полной темноте. Так в сказках можно встретить, как «испостроили темничу»; или как «папаша с мамашей не велят сыновьям показывать никакого свету семь лет». 

Пропп по-своему объясняет мотив такого заключения, считая, что царей и их наследников охраняли от злых духов. А название «невесты-солнца» у индейцев по его мнению возникло из развитого аграрного культа. И тут я склонен не согласиться и поспорить с Фрезером и Проппом (хотя кто они, а кто я). Согласитесь, странно охранять темнотой от злых духов, которых прогоняет свет небесного светила. Так же странно считать «невестами солнца» (хотя считается невесты не виделись с суженными — виделись только супруги), тех кто никогда солнца не увидит. Поэтому я нахожу во всём этом другую мотивацию заключения в темноту, а именно обретение царской особой духовного озарения и магических способностей. Брак «невест» с солнцем происходит в момент такого озарения. Именно этот духовный свет ассоциировался с солнцем. Так в индуистских и буддистских текстах существует понятие «вайрочана», переводящееся как яркое и сияющее солнце. Вайрочана по-тибетски называется «Намнанг», что означает «освещающая». Будда Вайрочана — это «Будда Великое Сияющее Солнце», выражающий высшее духовное тело Будды (Дхармакайю), сущность мироздания. Именно это тонкое тело Будды-Абсолюта или духовное солнце, как тибетские практики, созерцают царевичи в полной темноте. 

Последующее проникновение солнечного света, покидание заточения и сказочные приключения героя, могут являться «путеводителем» по видениям — русским народным «Бардо Тхёдол». Собственно и сам Пропп говорит о связи сказочного сюжета со скитаниями души в неком потустороннем мире. 

По словам того же Фрезера «вождю или царю приписывалась магическая власть над природой, над небом, дождем, людьми, скотом, и от его благополучия зависело благополучие народа». Проще говоря, он обладал сиддхами, необходимыми для выживания племени. Возможно царей и царских детей заключали в темницы не из-за наличия сверхспособностей, а для их открытия. 

Но это не точно. Всё это не доказано и лишь мои предположения. Вернёмся к учителю Чогьям Трунгпа Ринпоче. Вот что он говорит:

«Когда (в процессе «Тёмного Ретрита») энергия становится независимой, целостной и совершенной, она начинает смотреть на себя и воспринимать себя, а такие феномены уже выходят за пределы обычного представления о восприятии. Эта независимая энергия без самосознания — вовсе не фантазия; хотя, опять-таки, в сансарическом состоянии мы не можем ничего знать наверняка».

Так что, знать наверняка мы не можем. А попытки обретения «Отступлением в Бардо» магических способностей и духовного знания без наставника и инструкций, могут привести к серьёзным проблемам с психикой — особенно если у человека наблюдается склонность к шизофрении. Не экспериментируйте над собой без руководства учителя и консультации врача. Сам я не пробовал, а лишь сопоставил данные из науки, мистических учений, и исследований сказок и мифов Проппом и Фрезером. Поэтому рекомендовать не могу.

#сказка #Пропп #Фрезер #золотая_ветвь #культурология #теории #буддизм #тайные_знания #ретрит #тёмный_ретрит