Северная Африка стала ключевым экспортным пунктом российского дизельного топлива и других нефтепродуктов после того, как в начале февраля вступило в силу эмбарго ЕС на импорт российского топлива.
Африканские страны Средиземноморья, а также Турция начали покупать больше российского топлива еще до запрета Запада. Теперь появляются признаки того, что некоторые из этих продуктов могут быть направлены на реэкспорт в Европу, говорят аналитики. Но они также отмечают, что даже если бы это было так, трудно установить истинное происхождение груза, смешанного с другими продуктами.
ЕС, также, возможно, не слишком строг в стремлении убрать со своего рынка все возможные российские баррели нефтепродуктов, учитывая серьезные перебои в мировой торговле нефтью и цель западных стран наказать Путина, но сохранить поток его нефти по всему миру.
ЕС запретил — с 5 февраля — морской импорт российских нефтепродуктов и около 1 миллиона баррелей в сутки российского дизельного топлива, нафты и других видов топлива, которые должны найти пристанище в другом месте, если Москва хочет продолжать получать деньги за эти продукты. Поток российского топлива в третьи страны также регулируется предельными ценами, аналогичными предельным ценам на российскую нефть, если торговля осуществляется через западных страховщиков. Ограничение на российское дизельное топливо составляет 100 долларов за баррель, в то время как ограничение на более дешевые нефтепродукты установлено на уровне 45 долларов за баррель.
В этом месяце, Европа импортирует самые большие объемы дизельного топлива с Ближнего Востока и Азии за семь лет, поскольку ЕС переходит к альтернативным поставкам после вступления в силу запрета на импорт российского дизельного и других видов топлива.
В то же время потоки российских нефтепродуктов в Северную Африку растут. Например, в Марокко в январе было импортировано 2 миллиона баррелей российского дизельного топлива по сравнению всего с 600 000 баррелей за весь 2021 год, согласно данным Kpler, которые приводит The Wall Street Journal. В Тунисе также наблюдается рост импорта российских нефтепродуктов – до 2,8 млн баррелей в январе и еще 3,1 млн баррелей в феврале.
По мнению аналитиков, эти страны не будут потреблять российские нефтепродукты и не наращивают переработку. Это оставляет одно правдоподобное объяснение скачку импорта российского топлива — реэкспорт в другие страны, включая Европу, после смешивания с продуктами нероссийского происхождения. Северная Африка также не наращивает переработку. Это оставляет одно правдоподобное объяснение скачку импорта российского топлива — реэкспорт в другие страны, включая Европу, после смешивания с продуктами нероссийского происхождения.
“Поверьте мне, мы не являемся свидетелями какого-то возрождения нефтепереработки в Магриби”, - сказал журналу Виктор Катона, старший нефтяной аналитик Kpler. По словам Катона, часть российских нефтепродуктов в конечном итоге попадет в Европу.
По данным Vortexa, недавно произошел всплеск российских чистых нефтепродуктов (CPP) находящихся на воде.
В настоящее время 87 судов с российским дизельным топливом находятся на воде, написал в пятницу Иоаннис Пападимитриу, старший аналитик Vortexa по грузоперевозкам. Из них 63 судна, перевозящие 18 миллионов баррелей, в настоящее время сигнализируют о неевропейских / несредиземноморских направлениях, средиземноморских маршрутных пунктах или зонах передачи с судна на судно (STS).
“Оставшаяся часть в основном указывает на Средиземноморье, тенденция, которая начала проявляться до запрета, конечными пунктами назначения являются Северная Африка и в большей степени Турция – оппортунистический послевоенный покупатель российской нефти и газа”, - сказал Пападимитриу из Vortexa.
“Суда не демонстрируют бездействия или "выжидательного" поведения в больших масштабах и, следовательно, не представляют огромной проблемы в поиске покупателя на нетрадиционных рынках”.
По словам Пападимитриу, аналитикам и наблюдателям за рынком теперь придется посмотреть, сколько времени потребуется грузам STS, чтобы найти и добраться до конечного пункта назначения, и могут ли потенциальные серьезные задержки с логистикой угрожать темпам экспорта российских нефтепродуктов.
“Следовательно, отвечая на вопрос, находит ли Россия способ сохранить экспорт CPP в этой новой реальности, ответ ближе к да, чем к нет”.
Цветана Параскова для Oilprice
Подпишись на Телеграмм Деньги в Банке и будь в курсе событий 24/7 https://t.me/investoru_i