С улицы Воронцово Поле я свернул в Подсосенский переулок, протянувшийся от нее к переулку Барашёвскому, чуть-чуть не доходя до Покровского бульвара и, соответственно, Белого города. Впрочем, до середины девятнадцатого века весь он назывался Барашёвским, а после этого и до 1922 года – Введенским по имени храма Введения в Барашах.
Интересных, а иногда и забавных адресов в Москве существует много. К примеру, топоним «Барашевский» происходит от сословия барашей – то есть великокняжеских носильщиков и сборщиков походных шатров, которые селились в слободе поблизости. Подсосенский же переулок получил свое название по имени древнего урочища Сосны (или Сосенки), что было известно здесь еще с пятнадцатого века.
Любопытно то, что сегодня вокруг не сыскать ни одной даже самой завалящей сосны… Я нашел лишь пару голубых елей во дворе усадьбы Прохоровых-Хлудовых.
Вообще весь этот переулок полон особняков девятнадцатого века, преимущественно модерновых и эклектических. Из-за этого даже трудно поверить, что около пятисот лет назад здесь, близ села Воронцова – почти в центре современной Москвы – шумел сосновый бор (7 фото).
И здесь, среди вековых сосен, состоялась битва с татарами, в честь победы над которыми была возведена деревянная…
…Ильинская церковь
Освящена в честь пророка Илии она была благодаря тому, что победу над ордынцами русские воины одержали аккурат в день его памяти, то есть 20 июля. А по имени урочища, в котором она была установлена, церковь традиционно получила и уточняющее название: «под сосенками».
Невозможно точно сказать дату строительства, доподлинно известно из летописей лишь то, что в 1476 году храм уже стоял на этом месте.
В конце того же пятнадцатого века царь Иван Третий, будущий дедушка Ивана Грозного, построил себе поблизости загородный дворец, а Ильинский храм превратил в придворный. Сосенки начали активно заселяться, и вскоре сын и наследник Ивана Третьего – Василий Третий велел итальянскому зодчему Алевизу Новому возвести рядом с деревянным храмом еще один, каменный, в честь Благовещения, так как сам родился как раз в этот праздник. Правда, вскоре он предпочел Сосенкам Воробьево с Коломенским, и фактически перестал появляться в отчем дворце. А оба храма – деревянный Ильи пророка и каменный Благовещенский – стали приходскими.
А вскоре и династия Рюриков «передала бразды правления» новой фамилии.
При Алексее Михайловиче по прозвищу Тишайший летом 1653 года в столице приключилась сильная засуха, и государь поклялся: если небеса пошлют вставшей на пороге неминуемого неурожая и голода державе дождь, то он в благодарность за чудо выстроит храм. И случилось так, что дождь действительно пошел, и пошел тоже в день памяти пророка Илии – 20 июля.
Государь принялся выбирать место, где бы исполнить данный им обет, и выбор пал на Воронцово. Деревянный храм снесли, и на его месте приступили к строительству нового, который, по сути, сделался двухшатровым приделом, пристроенным к каменной церкви работы Алевиза.
А затем началась какая-то несусветная…
…Архитектурно-стилистическая чехарда
В самом начале восемнадцатого столетия алевизовский храм разобрали и выстроили новый – пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко. Через несколько десятилетий возле него возвели отдельно стоящую колокольню.
Колокольня была снесена в советские годы. Сам же храм просуществовал в том виде еще меньше. В девятнадцатом веке его перестроили, причем дважды, и каждый раз буквально до неузнаваемости. В 1840 году барокко руками архитектора Козловского и на средства купцов братьев Усачевых «превратили» в ампир...
Но вскоре один из братьев скончался, а второй переехал, оставив Ильинский приход. И в 1870 году староста церкви, купец Герасим Иванович Хлудов (тот самый, чей особняк я упоминал в самом начале этой статьи) решил перестроить храм еще раз… Как бы вы думали, почему? А потому что, видите ли, стиль ампир вышел из моды!
Некоторые меняют устаревший фасон платья... а в Воронцове-Сосенках решили поменять фасон церковного здания.
И заказали московскому мастеру храмового зодчества Павлу Петровичу Зыкову новый проект. На сей раз в русском стиле (5 фото).
А в 1929 году храм и вовсе закрыли, устроив в нем Музей искусства народов Востока.
В начале нынешнего века храм был действующим, но в настоящее время он закрыт, в нем снова идет реставрация. Богослужения же проводятся в церковном доме, расположенном позади храма (5 фото).
- Мне всегда немного грустно писать о том, что не могу как следует проиллюстрировать фотографиями, но ограничиться простым упоминанием этого храма с такой переменчивой и занимательной историей я не мог. Как не хотелось мне и делать беглый обзор сразу нескольких достопримечательностей Подсосенского переулка. А достопримечательностей в нем уж совершенно точно хватает!
В следующей статье я расскажу про усадьбу Морозовых работы Федора Шехтеля – одно из главных украшений этого места. Кроме того, в этой усадьбе регулярно проводятся экскурсии. И я на одну из них очень хочу попасть. Планирую отдельную статью о внутреннем убранстве особняка, которое, по словам очевидцев, удивительно прекрасно!
И кстати, храм Илии Пророка под Сосенками – не единственный храм, название которому дали деревья. В одной из следующих статей я обязательно покажу церковь Иоанна Богослова «Под вязом» и немного расскажу о ней.
И это будут совсем другие истории...
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!